Выбери велосипед. Какие велосипеды бывают, и как выбрать подходящий для себя
Шоссейник, «фикси», круизер или маунтин-байк. Существует множество видов велосипедов, и каждый нужен для своей цели. На одних неспешно катаются по городу. Другие созданы, чтобы покорять неровности дикой природы. Третьи развивают максимальную скорость.
«Советский спорт» разобрался в том, какие велосипеды бывают и как выбрать подходящий для себя.
Горный велосипед
Что это: велосипед, который предназначен для поездок по бездорожью и агрессивной городской среде – с ямами, неровными дорогами, бордюрами. Вероятно, самый частый тип велосипеда, который вы видите на улицах. На таком можно с одинаковым успехом доехать до работы и кататься по лесам Подмосковья. Часто горные велосипеды еще называют «маунтин байками».
Детали: горные велосипеды могут иметь только одну переднюю подвеску (амортизатор) – рамы такого типа называются «хардтейлы». Подвесок бывает и две – задняя и передняя: такие рамы называют «двухподвесами».
Горные велосипеды достаточно тяжелые – вес варьируется в среднем между 11-15 кг и зависит от толщины рамы и ширины колес. За счет веса проигрывает в скорости. Поскольку предназначение этих велосипедов – преодолевать бездорожье, они снабжены широким диапазоном скоростей. Он позволяет выставить оптимальную скорость и нагрузку в зависимости от типа дороги и перепада высот.
Городской велосипед (city bike или круизер)
Что это: велосипед для комфортных прогулок по городу. Сити-байки бывают самых разных видов: некоторые из них могут напоминать горные велосипеды, а другие – больше похожи на мотоциклы-чопперы. Отдельные подвиды – дамские сити-байки, с удобной низкой рамой и складные велосипеды.
Детали: рамы этих велосипедов, как правило, не имеют амортизаторов – в городских условиях это не нужно. Рамы такого жесткого типа называют «ригид».
Читать еще на сайте «Советского спорта»: Начинаем бегать – техника, тренировки, прогресс
Сити-байк – велосипед с комфортной прямой посадкой, широким сиденьем и рамой. Диапазон скоростей небольшой – 5-7, а часто сити-байки имеют и вовсе одну передачу.
Для комфортной езды сити-байк «обвешивают» крыльями, фонарями, корзинками и багажниками.
Шоссейный велосипед
Что это: велосипед для скоростной езды по шоссе или ровному асфальту. Изначально, главной специализацией «шоссейников» были долгие гонки по типу Tour de France. Однако в последнее время их все чаще можно увидеть на городских улицах.
Сейчас происходит настоящий бум вокруг ретро-шоссейников. Энтузиасты ищут модели 70-80-х годов XX века и реставрируют их для городской езды.
Детали: велосипеды этого типа имеют тонкие ригид-рамы без подвесок. Это позволяет уменьшить вес велосипеда в пользу скорости. Средний вес «шоссейника» - 6-8 кг, но бывают и более легкие экземпляры.
Шины «шоссейника» узкие, с высоким давлением (более 7 атмосфер). Отличительная особенность такого типа велосипедов – изогнутый руль, «бараний рог». Он позволяет велосипедисту сильно наклоняться вперед и развивать максимальную скорость.
Трековый велосипед
Что это: велосипед для езды по велотреку – который, тем не менее, стал очень популярен для городской езды.
Детали: внешне трековые велосипеды могут напоминать «шоссейники». Они часто тоже имеют прямую легкую раму и узкие шины. Однако конструкция трековых велосипедов еще более упрощена.
Они имеют всего одну передачу. Ее называют еще «глухой» передачей или «фиксированной передачей». Ее суть в том, что педали вращаются все время, что вращается заднее колесо – у педалей нет свободного хода. Это нужно, чтобы развивать максимальную скорость на треке: сама конструкция велосипеда вынуждает гонщика крутить педали без перерыва.
Читать еще на сайте «Советского спорта»: Где правильно заниматься бегом
Возникла настоящая субкультура трековых фикси-велосипедов. Они популярны у вело-курьеров в столицах мира. Их любит «альтернативная» молодежь – т.н. «байк-панки», которые провозглашают велосипед лекарством от механизации, глобализации и ухудшения климата в нашем мире.
BMX
Что это: небольшой велосипед - в прошлом его использовали для подготовки детей к мотокроссам, а сейчас его покупают, как правило, для трюков.
Детали: отсутствие подвесок на раме, небольшие 20-дюймовые колеса, одна передача и тоже часто фиксированная. За счет своей конструкции BMX-велосипеды идеальны для выполнения трюков и прыжков, и в этом смысле, они – своего рода аналог скейтборда.
Руль BMX-велосипеда снабжен специальной втулкой, кросс-баром, которая нужна для его усиления. Руль и вилка соединяются за счет небольшого выноса – еще одной детали, увеличивающей прочность велосипеда.
Не подходит для обычного катания по городу. Любители BMX часто избавляются от седла (за его ненадобностью) и передвигаются от точки А к точк Б, просто стоя на педалях.