Победитель этапа Кубка мира Альберт Демченко: Мне снова 22

В воскресенье серебряный олимпийский призер Альберт Демченко выиграл этап Кубка мира на самой знакомой для себя трассе – в латвийской Сигулде. Эта победа подняла россиянина на шестое место в общем зачете Кубка мира и… сорвала праздник двукратного олимпий
news

ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА. ГЕРОЙ НЕДЕЛИ
САННЫЙ СПОРТ

В воскресенье серебряный олимпийский призер Альберт Демченко выиграл этап Кубка мира на самой знакомой для себя трассе – в латвийской Сигулде. Эта победа подняла россиянина на шестое место в общем зачете Кубка мира и… сорвала праздник двукратного олимпийского чемпиона Армина Цоггелера, который намеревался взойти на вершину подиума латвийской трассы в десятый раз.

Уступая после первого заезда итальянцу 0,039 секунды, Альберт «привез» ему во втором 0,185. По меркам саней, единственного вида спорта, где счет идет на тысячные доли секунды, это очень много. Наш разговор с обладателем Кубка мира-2005 и чемпионом Европы-2006 начался как раз с наивного вопроса: а зачем саночникам тысячные доли? Без них, что ли, не обойдутся?

МЫСЛИМ ИНСТИНКТАМИ

– Если бы саночники ограничивались сотыми долями, у нас бы на одно место в итоговом протоколе по 2–3 человека втискивались, – усмехнулся Альберт, который во время нашего с ним разговора собирал личные вещи и усаживался в машину, державшую курс на немецкий Винтерберг (место третьего этапа Кубка мира). – Возможно, наш спорт и в олимпийскую программу позже бобслея пробился, потому что ждали, пока хронометр начнет такие временные отрезки четко определять. Сколько раз сам я в тысячных долях с соперниками расходился, уже и не сосчитать. Навскидку вспоминаю два эпизода из биографии. Первый – в немецком Кенигзее пять лет назад. Трехкратный олимпийский чемпион Георг Хакль тогда еще выступал и считал эту трассы своей вотчиной – родина как-никак. И вот как раз его я во второй попытке и объехал. Разделили нас 0,003 секунды. Хакль, помню, очень тогда расстроился – на награждении все глаза отводил… Даже руку, по-моему, не пожал. Пару лет назад там же, в Кенигзее, я Цоггелера на 0,007 опередил. Так то на этапах Кубка мира, где по два заезда проводят. А в 1998 году на Олимпиаде в Нагано (на олимпийском турнире саночники делают по четыре спуска) чемпиона и серебряного призера у женщин в итоге 0,002 разделили. А вы спрашиваете…

– Сразу после победного финиша в Латвии вы сказали, что самым сложным для вас было – включить мозги. О чем успевает подумать саночник за эти несчастные тысячные доли? Так быстро даже шахматный компьютер не думает.

– А я не говорил, что включал мозги на трассе. Думают перед самим спуском, на стартовой площадке. Думают после тренировочных заездов. А когда сани по трассе летят – тут все действия на уровне инстинктов. Голову включаешь лишь в экстремальной ситуации – когда с санями что-то происходит или при сильном ударе о борт. Тогда только подумаешь – ногу ли на лед «бросить» или руками и собственным весом дорабатывать…

ГОТОВЬ САНИ… К ВАНКУВЕРУ

– И о чем успели подумать, когда в той же Сигулде во время командной гонки у вас лопнул винт, крепивший обтекатель?

– Успел пожалеть, что так вот невольно подвел команду. Болтающийся обтекатель лишил меня возможности приподняться в финишном коридоре и ударить рукой по дощечке с датчиком передачи эстафеты. Винить тут, впрочем, некого и нечего. Винт был совершенно исправный, гайка на нем не болталась, да и сам обтекатель был отличный. Простой форс-мажор, перегрузка, с каждым могло произойти… В Винтерберге поеду на этих же санях.

– А на Играх в Ванкувере? В предолимпийский сезон ведь принято опробовать тот инвентарь и те методики, которыми будут пользоваться и на Олимпиаде.

– Я уже лет шесть ежегодно вожу несколько моделей саней. На одних соревнуюсь, другие тестирую, третьи дорабатываю… С олимпийской трассы в Канаде во время тренировочной недели спускался как раз на трех. В целом понял, где и что надо доделать, но с серьезными конструктивными изменениями пока придется подождать. Мы ведь этой осенью из-за аномального тепла в России мало работали – все больше в Норвегии и Германии. В Европе с санями можно лишь что-то по мелочам дорабатывать. Вот проеду третий этап, вернемся в Россию, уйду дней на 10 «в подполье», в мастерскую, – там и поработаем. Впрочем, хочу сказать, что чего-то революционного к Ванкуверу готовить едва ли буду – считаю, что старый ресурс еще не выработан.

– А кто готовит олимпийскую трассу? Как обычно – немцы?

– Нет. В Ванкувере работает группа из Калгари. Так что если вы на предмет возможного информационного преимущества сборной Германии интересуетесь – так это вряд ли.

ТРАССУ ПРИРУЧИТЬ НЕВОЗМОЖНО

– Трассу в Сигулде российские саночники часто называют домашней, в то время как в России есть теперь собственный ледяной желоб (а в недалекой перспективе появится и второй). Сколько времени должно пройти, чтобы домашняя трасса стала домашней в прямом смысле слова – чтобы наши саночники априори имели на ней преимущество?

– Вопрос риторический. Точного ответа на него не знает никто. Могу одно сказать – не один год. В том же Ванкувере канадцы едва ли будут иметь превосходство над соперниками – особенно если учесть их достаточно скромный уровень. Преимущество родной трассы в чем? В том, что можно приехать и без всякой длительной тренировки на ней выступить. Съехать пару раз, понять текущие нюансы – и на старт. В Сигулде я гоняюсь с 1986 года. При этом, даже когда Латвия отошла от нас, мы именно на этой трассе сидели порой даже не неделями, а месяцами. Немудрено, что именно она мне знакома лучше других.

– А какая трасса является для вас самой сложной?

– А вот как раз в Иглсе, где я упал неделю назад. Сам не знаю, почему у меня с ней такие сложные отношения. В мире она считается едва ли не школьной – ведь именно там школа пилотов-бобслеистов находится, начинающие экзамены сдают… А мне вот не везет. Один раз, по-моему, третьим там был и все. А когда, помню, одно время в санях-двойках себя пробовал – так мы там вообще один только раз до финиша добрались, во всех остальных заездах падали.

– Альберт, вам не мешают такие длинные волосы?

– Нисколько! Я в последнее время вообще коротко не стригусь и в парикмахерскую хожу редко. В том же Иглсе во время падения у меня из-под шлема выбилась челка. Ребята все шутили – в парикмахерскую иди. А мне нравится ходить с такой прической. Когда мне было 20–22 года, я тоже носил длинные патлы. С тех пор разные варианты шевелюры пробовал – вот спустя 15 лет опять в свое 20-летие вернулся. И знаете – мне там хорошо.

КУБКОВЫЕ ПОБЕДЫ АЛЬБЕРТА ДЕМЧЕНКО

2002 – Оберхоф (Германия)

2004 – Сигулда (Латвия)

2005 – Оберхоф (Германия), Кенигзее (Германия), Винтерберг (Германия), Сигулда (Латвия)

2006 – Калгари (Канада)

2007 – Кенигзее (Германия)

2008 – Кенигзее (Германия), Сигулда (Латвия) – дважды

Всего 11 побед.

Новости. Санный спорт