Нас пригласили в Пхенчхан постоять в уголке. И не дергаться?
На старте Игр возникает ощущение, сильно отличающееся от тех эмоций, что сразу набежали, едва начались сражения в Рио. Тогда, как мы помним, тоже был нанесен значительный качественный и количественный ущерб нашей делегации. Но тогда наши, те, кому посчастливилось выйти на старт, с особой остротой относились к своим олимпийским шансам – которых могло и не быть. И провалились у нас в Рио, если память не подводит, только прыжки в воду.
В Пхенчхане пока по-другому. Нас словно пригласили с условием, что мы скромно и тихо постоим в уголке. Не будем делать резких движений и ни в коем случае не начнем переходить дорогу к олимпийскому успеху тем, кто при полном параде, то есть при флаге и при гимне.
В командном турнире по фигурному катанию мы после первой же неудачи Коляды отказались от борьбы с Канадой за золото. Негласно, но откровенно. Иначе невозможно себе объяснить, почему молодые, полные сил и блестяще исполнившие короткую программу Тарасова – Морозов были заменены в произвольной на пару с заведомо более низким потенциалом. Что, ведущую российскую пару поберегли к личным соревнованиям? Но разве там их золотые шансы будут ощутимо выше, чем у нашей команды сейчас?
Слушайте, господа, биатлониста Антона Бабикова! И со всем вниманием. Потому что этот парень, как правило, дело говорит. Так вот, после 57-го места в спринте Антон признался: нет сейчас того чувства ответственности, причастности к чему-то высокому и главному в спортивной жизни, какое было у него год назад на чемпионате мира.
И если брать на круг, он, похоже, прав. Немыслимые мучения, коим был подвергнут перед Играми наш спорт, боюсь, изменили в Пхенчхане нашу спортивную ментальность. И произошел сбой в постановке задач и их выполнении.
Наши могулистки (начну с самого свежего), далеко не последние персоны в своем виде, неплохо начав серию стартов, дальше необратимо сбавляли. Примерно то же произошло с саночником Романом Репиловым, спортсменом, заметим, вполне знатным – обладателем Кубка мира. Такое редко случалось в саночнйой практике – чтобы и он, и Семен Павличенко, экс-чемпион мира на секундочку, тандемом откатились на удаленные от пьедестала места.
И даже пара наших прорывов на пьедестал или на подступы к оному тоже в своем роде характерна. Лыжник Денис Спицов, молодой-горячий, первый только сезон гонящийся в Кубке мира со взрослыми, просто, видно, не понял, где он, что он, да и припустил. Даже не придав значения тому, что будущий чемпион норвежец Крюгер вскоре после старта сбил его с ног, Примечательно: телекомментаторы гонки по привычке заладили: тут бы дисквалификации норвега потребовать – глядишь, и бронза Денису улыбнется, да быстро утихли. Вспомнив: нас сюда пустили в уголке постоять и ни в коем случае не рыпаться.
А Семен Елистратов, со своей стороны, старался все свои гонки ехать бесконфликтно. Маневрируя в обход рискованных стыков. И судьба ему, замечательно расчетливому, улыбнулась – сразу несколько соперников в финальной гонке, пав в горячке борьбы, отвалились. И Семен получил компенсацию за мельдониевый беспредел, беспардонно не пустивший его тогда на ЧМ (а он тогда находился в форме повыше нынешней!).
Не удивлюсь, если остатки руководящего состава наших спортсменов предостерегли: вы, мол, тут поскромнее, ребята, мало ли что. Во всем поскромнее, включая старты. Задача-то номер один на Игры была объявлена: добиться реабилитации ОКР. А остальное – сторона.