Астматик – не допингер! Вся правда о норвежских спортсменах и их недуге

Очень сильно режут ухо насмешки над «норвежцами-астматиками» из-за арсенала средств от астмы. Пора окончательно разобраться в этом вопросе.
news

С чего все начиналось?

Разговоры о так называемых «норвежских астматиках» начались после публикации о целом арсенале лекарств, которые норвежские спортсмены привезли с собой в Пхенчхан. Всего спортсмены взяли 6000 препаратов от астмы и 10 небулайзеров – специальных устройств для ингаляций. Норвежцы доминируют в лыжах, берут медали и занимают пьедестал полностью. Стало модно ловить хайп и считать, что норвежские спортсмены как минимум мухлюют, прикрываются терапевтическими исключениями. Им можно, а нам нельзя? Где справедливость?

Cтатьи | 6 тысяч доз для 108 астматиков: самая смешная новость Олимпиады в картинках

Но на фоне вагона и маленькой тележки из 6000 препаратов почему-то все забывают о британских, голландских и даже российских астматиках. Так что же это за пандемия?

История болезни

В традиционном понимании болельщика астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разных клеточных элементов. Проще говоря, это то, чем болеет тот парень, постоянно брызгает ингалятором и которому (почему-то) нельзя много бегать. Стереотип.

На самом деле астма бывает, например, бронхиальной или сердечной. Даже, извините, избыточное скопление газов кишечнике – в народе метеоризм – проявление диспепсической астмы. В случае олимпийских атлетов речь идет совершенно о другом виде астмы – exercise-induced asthma. В российской медицине она имеет название «астма физического напряжения». Такое заболевание возникает отнюдь не в детстве, а уже в зрелом возрасте. И, разумеется, при занятиях спортом.

Как проявляется?

В основном этой болезни подвержены те, у кого есть склонности к астматическим проявлениям и кого «добивают» тяжелейшие тренировки. Несложно догадаться, что чаще всего от нее страдают велогонщики, биатлонисты и лыжники. Особую негативную роль играет холодный воздух. Именно под его воздействием во время частого отрывистого дыхания и может проявиться приступ «астмы физического напряжения». Если с биатлонистами лыжниками все ясно, то почему велосипедисты? Беда в том, что иногда гонки проходят с перепадами высот и температура резко падает. Это также может влиять на появление приступа.

Холодный воздух просто не успевает согреться и попадает в бронхи, вызывая спазм. Спортсмен начинает кашлять. А ведь в таком режиме нужно дышать несколько часов! Холодный воздух промораживает всю дыхательную систему спортсмена. После финиша в раздевалку не войти – кругом забивающий кашель, который проходит через пару часов. Лыжники называют это явление с юморком - «пробить легкие». Вот только при постоянном повторении возникают уже хронические проблемы. Кстати, в обычной жизни спортсмены не чувствуют дискомфорта, но как только физическая нагрузка увеличивается, их тут же накрывает приступ. Диагностировать наличие такой астмы достаточно легко, а начинать терапевтическое лечение просто необходимо как можно скорее. Этим в общем-то и занимаются врачи, например, норвежской команды.

Бич или стереотип? И только ли норвежский?

Cтатьи | «Нужно больше ингаляторов!» Зачем норвежцам на Играх 6000 доз лекарств от астмы

Отвечу сразу – нет, не только норвежский. Но у скандинавов самый большой процент лыжников, естественно основное внимание уделяют именно им. Норвежская пресса опросила лыжников мужской и женской национальной команды. Результаты поразили – из 13 спортсменов семь болели астмой и девять использовали устройства для ингаляции.

Причину выяснили. Теперь развеем миф о том, что одни норвежцы – «астматики».

Начнем с известного всем футболиста Дэвида Бекхэма. Англичанин с детства имеет диагноз «астма». Или легкоатлетка Пола Рэдклифф. А как же швейцарец Дарио Колонья?

Согласно докладу Макларена и в России есть так называемые «астматики». Александр Легков и Илья Черноусов. Вот только в отечественном спорте это сравни с проказой. Зачем прятать факты, зачем вилять? Как это делала, например, президент ФЛГР Елена Вяльбе. Сначала она заявила: «Еще до Игр в Сочи, если я не ошибаюсь, в 2012 году, Легкову и Черноусову был поставлен диагноз – один из видов астмы. Их смотрел в Давосе швейцарский врач, были проведены все необходимые обследования, после чего выписаны медикаменты. Естественно, все было сделано четко по правилам». А спустя некоторое время заняла противоположную позицию: «Многие в российской сборной прошли обследования, но никто не болен. Об астме я никогда не слышала». Это ненормально и очень странно.

Поэтому, друзья, эти пресловутые «астматики» есть везде. Только европейский спортсмен, имея разрешение, не скрывает своего недуга. В России же почему-то от этого открещиваются как от чего-то крамольного. Так и возникают стереотипы и мифы. Кстати, в Европе и разрешение на препараты от астмы получить проще. Потому россияне в том числе ездят на осмотры именно туда. Но необходимость ТИ надо все равно доказывать, а это целый серьезный процесс.

Не допинг, если в меру

Целый ряд лекарств от астмы просто продаются в аптеке и их можно принимать всем нуждающимся. Просто стоит указать название и количество «пшиков» в день при прохождении допинг-контроля. Для других нужны уже упомянутые ТИ.

Но здесь не обойтись без мнения специалиста. Спортивный врач Сергей Илюков рассказал в интервью одному спортивному изданию, насколько подобные препараты влияют на результат.

«Допустим, кто-то принимает лекарства в терапевтических дозах. Без лечения просвет бронхов, например, 70%. С лекарством – 100%. Преимущества над другими нет.

Может ли он увеличиться до 110%? В норме легкие не являются фактором, ограничивающим работоспособность, то есть увеличение просвета до 110% работоспособности не прибавит. Этот кислород все равно не усвоится, потому что лимитирующим фактором будет гемоглобиновая масса, а не просвет бронхов. Даже если просвет бронхов у тебя станет 110% – пользы в работоспособности ты не получишь.

Принцип, почему препараты запрещены как допинг, иной: при превышении терапевтических доз (то есть при приеме в запрещенных количествах) они имеют анаболический эффект. Растет сила и увеличивается жиросжигание.

Мне смешно читать мнения: ты принимаешь препарат от астмы, у тебя расширяются легкие – значит, ты получаешь больше кислорода. Это стереотипный образ мышления обывателя. А суть-то совсем иная».

Как раз на превышении доз в свое время и попались лыжник Мартин Сундбю и велогонщик Крис Фрум. Но они перешли грань дозволенного, соблазнились, за что понесли наказание.

Друзья, пора отбросить глупые стереотипы и, наконец разобравшись, навсегда забыть о «норвежцах-астматиках». Если, конечно, мы сами не хотим стать жертвами стереотипа «россияне-допингеры».

Новости. Олимпиада