Квадратура медали
НАГРАДЫ
На чемпионате Европы по фехтованию во французском городе Бурж и чемпионате мира по водным видам спорта в испанской Барселоне можно было удивляться как спортивным достижениям участников, так и наградам победителей. Лучшие фехтовальщики отличились в «геометрическом» плане. Им вручили медали квадратной (!) формы. Призеров-пловцов на пьедестале порадовали наградами, изготовленными из традиционного золота, серебра, бронзы и совсем не традиционного хрусталя. Что это? Желание выделиться или новая мода в медальерном искусстве? Но ведь все новое — это хорошо забытое старое. И если вспомнить историю Олимпийских игр, то не все организаторы, соблюдая традиции и регламент, отдавали предпочтение хорошо знакомой и привычной нам кругленькой медальке.
Уже на Играх II Олимпиады, проходивших в Париже в 1900 году, олимпийская награда была не медалью, а наградной прямоугольной плакеткой. Это, кстати, был первый и единственный случай в истории летних Олимпиад, когда победителям вместо медали вручалось нечто, вовсе на нее непохожее.
На следующее отступление от нормы, пусть и не столь радикальное, МОК дал добро аж 60 лет спустя. На XVII летних Олимпийских играх в вечном городе Риме спортсменов награждали вроде бы круглой медалью, но награда была снабжена бронзовой цепью из звеньев в форме оливковых листьев.
Летние Олимпиады, как оказалось, были намного консервативнее зимних, на которых облик наград часто менялся и приобретал весьма необычную форму.
На III зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде в 1932 году медаль осталась круглой, но была с волнистыми краями. На X зимней Олимпиаде в японском городе Саппоро в 1972 году медаль имела слегка асимметричную форму. С оборотной стороны ее даже можно было принять за квадрат с закругленными краями.
Дальше — больше. Югославы на XIV Играх в Сараево в 1984 году представили общественности металлическую пластину четырехугольной формы с закругленными краями, на которой и была выбита сама медаль (она выступала на гладкой волнистой поверхности пластины). В 1992 году французы снова соригинальничали. На XVI Олимпиаде в Альбервиле олимпийские награды впервые были изготовлены из комбинации металла и прозрачного хрусталя. Вкрапления хрусталя в виде куска льда на лицевой стороне, по задумке создателей, должны были подчеркнуть зимний характер состязаний.
Пользуясь ассоциативным мышлением, можно предположить, что на чемпионате мира по водным видам спорта в Барселоне хрусталь был символом водной стихии. На следующих Играх в Лиллехаммере победители и призеры получили не менее оригинальную награду: медали, основа которых была изготовлена из темного норвежского гранита в металлическом обрамлении из позолоченного серебра, серебра и бронзы в зависимости от достоинства награды.
Японцы, в свою очередь, решили не отставать от Европы и наградили победителей XVIII Олимпийских игр в Нагано настоящими произведениями искусства. Да, центральная часть медалей содержала чуть меньше золота, серебра и бронзы, чем обычно. Но этот недостаток компенсировали лаковые миниатюры, расписанные вручную и помещенные в центр. Конечно же, все эти изыски стоили немалых денег. Но ведь никто и не собирался экономить на олимпийской наградной медали.
ЛЮБОПЫТНО
Олимпийские награды часто встречаются в виде лотов на всевозможных аукционах. У каждой награды есть своя средняя цена. Больше всего у коллекционеров ценится не золотая, а памятная медаль участника Олимпиады 1904 года (Сент-Луис) – 12 000 долларов. А золото зимней Олимпиады 1936 года (Гармиш-Партенкирхен) стоит 10 000 долларов. Дешевле всего обойдется золотая медаль Парижа-1900 – 1000 долларов. Чуть дороже ценятся награды Москвы-1980: 2500, 1500 и 800 долларов – соответственно, золото, серебро и бронза.