Взгляд из Москвы
ТЕМА НОМЕРА
Свобода передвижения и выбора места жительства – один из основных принципов Всемирной декларации прав человека и в недавнем прошлом излюбленный тезис граждан СССР на пути в Израиль, США… Далее – везде.
Времена изменились, а тезис нет-нет, да и всплывает на поверхность. После распада СССР российские спортивные чиновники сталкивались с ним очень часто.
Когда на заре суверенной новой России в мало-мальски благополучные страны косяком потянулись наши спортсмены, это можно было если не одобрить, то по крайней мере понять. Реализовать свои амбиции хочется каждому, а шансов сделать это в России первой половины 90-х годов было немного. Кого-то с радостью принимали в Западной Европе и других более благополучных, чем Россия, частях света (Юлия Пахалина, Нина Живаневская, Михаил Ботвинов, Дмитрий Марков – за прошедшее десятилетие бывшие россияне завоевали для своих новых сборных не один десяток олимпийских наград разного достоинства), другим приходилось выгадывать. В карьере многих спортсменов при внимательном изучении можно обнаружить выступления за две, а иногда и за три сборные команды. О тренерах и говорить не приходится!
Особенно это касается тех видов спорта, где смена спортсменом гражданства почти автоматически означает смену сборной. Парадоксально, но в то время, как законодательства разных стран все больше и больше тяготеют к унификации и интеграции, законодательство в мире спорта находится в состоянии если не анархии, то феодальной раздробленности. В футболе или хоккее, например, спортсмен, хоть раз сыгравший за сборную той или иной страны, получает там «вечную прописку». В ряде видов для смены гражданства необходим олимпийский цикл, то есть четырехлетие. Наконец, во многих видах (в том числе и очень денежных) спорта для заявки атлета за другую национальную команду достаточно предъявить паспорт соответствующей страны.
Нельзя не согласиться с коллегой из Минска — для того чтобы реализовать свои амбиции, спортсмен имеет безусловное право искать для себя место, где он может сделать это в полной мере.
За примерами далеко ходить не надо: китайские мастера настольного тенниса, эфиопские и кенийские бегуны-стайеры, голландские конькобежцы, по каким-то причинам не попадающие в сборные своих стран, едут туда, где они могут быть востребованы. В зимних видах спорта (и многих летних) не сложилась пока система спортивных клубов, которые могли бы независимо от национальной сборной участвовать в крупнейших соревнованиях, а значит, единственным способом для спортсмена продолжить карьеру и зарабатывать на жизнь является смена гражданства.
Белоруссия в этом смысле наименее болезненный для нашего самосознания вариант, если бы не одно «но». Дружба дружбой, но олимпийские медали две национальные сборные складывают в разные копилки. По-человечески отнестись к такой ситуации и нуждам спортсмена (обычного, в сущности, человека, со своими проблемами и запросами) и соблюсти государственный интерес (на воспитание каждого из атлетов затрачено немало средств и усилий) — задача руководителей Олимпийского комитета России и спортивных союзов.