Нерв дня. Кто сказал «поехали!»? Послесловие к сенсационным победам молодых российских олимпийцев
ВЧЕРА. ПАНОРАМА ИГР
Любопытно было бы взглянуть на поименную расшифровку золотых планов России, составленных перед Афинами кураторами нашего спорта. В этот расчет наверняка входили Светлана Хоркина и Алексей Немов, Александр Попов и Дмитрий Саутин, Станислав Поздняков и Павел Колобков. В Афинах не победил ни один из них, знаменитых, победоносных и проверенных временем. У каждого были на то свои причины, но, кажется, спрятано и нечто общее в истоках их неудач. Когда наши великолепные спортсмены вернутся домой и каждый уже на холодную голову расскажет нам, надеемся, о своем, тогда, быть может, и удастся обобщить.
А пока на эмоциях сдается мне, что неуспех в Афинах наших самых ярких и самых класcных спортсменов каким-то невидимым узлом – смысловым и, если хотите, историческим – сплетен с совершенно внезапными победами четверки гребцов-академиков, велосипедиста Михаила Игнатьева, штангиста Дмитрия Берестова. Они-то уж точно ни в каких золотых расчетах не значились. Они выскочили на верхние ступени пьедестала подобно чертику из табакерки. И они при этом, обратите внимание, закрыли зияющие бреши в видах, для нас по всему вроде бы необратимо безнадежных, не самых у нас популярных и не шибко финансируемых.
В кои-то веки мы испытали шок от побед. Как ни напрягаю память, не могу вспомнить такой шальной с виду дуплет, подобный молниеносному вертикальному взлету Берестова и Игнатьева 24 августа. Запомним эту дату. Кто знает, не начнется ли с нее другая, совсем новая история нашего спорта.
Один аналог феномену Берестова – Игнатьева я все же отыскал. Почти так же – ближе к финишу Олимпиады-2000 всех нас ошеломили золотыми свершениями велогонщик Вячеслав Екимов и прыгунья-высотница Елена Елесина. Только они к тому моменту кому угодно могли дать фору по части опыта. И оба они в силу карьерных и прочих обстоятельств долго прожили за границей. Их тогдашнее золото символизировало новую реальность российского спорта: живи, где хочешь, соревнуйся, как хочешь, выступай сколь угодно долго. После советских-то порядков, когда выдающихся мастеров вели по спорту, словно по канату, и приказом выпроваживали из него, словно с каната сбрасывали.
А эти, нынешние, – Берестов и Игнатьев, и только перед Афинами сколоченная «зеленая» команда рапиристов, и только самую малость не успевший накатить на верхнюю ступень пьедестала дзюдоист Носов – выражают своим прорывом что-то, пока нам неведомое. И возникает совершенно сумасшедшее настроение: да вы, господа тренеры и менеджеры, только откройте расположенных к тому или иному виду парней и девчат – они нам такого навыигрывают! Все бреши в олимпийской программе закроют, все ямы закопают. Невозможное сделают возможным.
И возникает такое чувство, что по-настоящему российский спорт еще только складывается, формируется – из тех мальчишек и девчонок, которые не знают груза спорта-обязанности, спорта – преодоления себя, а знают спорт-порыв. Хватило бы только желания их найти и ума их направить. 24 августа произошло что-то очень важное.