Наталья Назарова: Наше серебро выцарапывалось кровью...

На бал олимпийцев-2004 в концертный зал «Россия» шестикратная чемпионка мира Наталья Назарова пришла в шикарном эксклюзивном брючном костюме и… очень грустной. Кинулся было спросить, почему, а потом вдруг подумал: это же очень символично. Как ее выступление на беговых дорожках Афин. Печаль и праздник. Черное и белое. Сначала очень неудачное выступление в личном зачете на дистанции 400 метров, а через несколько дней – блестящее в эстафете 4х400 метров.
02 октября 2004 00:00
автор: Борис Валиев

ЭХО АФИН-2004
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

На бал олимпийцев-2004 в концертный зал «Россия» шестикратная чемпионка мира Наталья Назарова пришла в шикарном эксклюзивном брючном костюме и… очень грустной. Кинулся было спросить, почему, а потом вдруг подумал: это же очень символично. Как ее выступление на беговых дорожках Афин. Печаль и праздник. Черное и белое. Сначала очень неудачное выступление в личном зачете на дистанции 400 метров, а через несколько дней – блестящее в эстафете 4х400 метров.

КОМАНДА МОЖЕТ КОМАНДОВАТЬ БОЛЬЮ

– Наташа, месяц после Олимпиады позади. Наверняка анализ своего выступления там уже сделали. Что же все-таки произошло в финале бега на 400 метров? Ясно же, что последнее место в нем не планировали?

– Сильная боль в ноге не позволила мне пробежать так, как я хотела. Защемление седалищного нерва. Типичное явление для тех, кто специализируется на этой дистанции.

– Это случилось накануне финала?

– Нет. Гораздо раньше. Если этот нерв раз заболит, потом будет беспокоить все время: периодически входить в состояние ремиссии и «просыпаться» в самый неподходящий момент, как это случилось в Афинах.

– Если вы говорите, что эта боль мучает вас давно, как же удалось выиграть две золотые медали на зимнем чемпионате мира-2004 в Будапеште?

– Наверное, я тогда, если так можно выразиться, была свежее. Потом началась подготовка к Олимпиаде, а нагрузка летних тренировок куда больше! К тому же уверена, что боль в ноге спровоцировала очень жесткая дорожка олимпийского стадиона в Афинах.

– Но через три дня после провала в финале индивидуального бега вы блестяще пробежали на этапе эстафеты, выиграв вместе с подругами по команде серебряные медали?

– Спасибо врачу сборной Валентине Васильевне. Курс иглотерапии снял, пусть временно, все проблемы перед эстафетой.

– И тем не менее сразу после окончания личного финала на 400 метров не мелькнула мысль: «А ведь в состав эстафетной команды я с таким бегом могу и не попасть»?

– Нет, лично у меня сомнений не было. Естественно, потом состоялся разговор с личным тренером: стоит или нет бежать эстафету? Я выдержала твердую позицию: «Стоит!» Потому что просто не позволила бы себе подвести команду. Людмила Владимировна озвучила затем эти мои слова на тренерском совете, и мне вновь доверили бежать в эстафете. Думаю, что те, кто проголосовал за меня, не пожалели.

– Удивительно, но испокон веков в легкой атлетике медаль, выигранная в эстафете, котируется ниже такой же, но завоеванной в индивидуальном виде. Как вы думаете, почему?

– Мне тоже не раз приходилось сталкиваться с таким мнением, но я с ним в корне не согласна. В психологическом плане настроиться на бег в эстафете гораздо труднее. Здесь, если ошибся, подводишь сразу трех подруг по команде. Свою неудачу еще можно как-то пережить, а как смотреть в глаза девочкам, оставшимся без медали по твоей милости?

– Вспоминаю, как обиделись подруги по команде на Ирину Привалову, растерявшую колоссальное преимущество в эстафете 4х100 метров на чемпионате Европы-98 в Будапеште. С вами случалось что-то подобное?

– Не припоминаю. Но если бы я так подвела, обиду девочек смогла бы понять.

МЕЧТА ЗА ДЕНЬГИ

– Думаю, многим будет интересно узнать, как делятся призовые деньги между участницами эстафетных команд, ведь подчас вклад в общую победу у всех разный?

– Деньги всегда распределяются поровну. Но, если в финале состав команды меняется, иногда действует иная система. Например, на чемпионате мира-99 в Севилье, где мы выиграли золотую медаль, в забеге бежали Наташа Шарова и Катя Бахвалова, которые затем были заменены. После нашей победы вся призовая сумма была разделена на пять частей: четыре финалистки получили по одной пятой, а оставшуюся часть Шарова с Бахваловой поделили на двоих. В то же время на Олимпиаде в Сиднее независимо от того, на каком этапе бежали, все получили одинаковую сумму. Наверное, так будет и на этот раз.

– Деньги в вашей карьере играют определяющую роль?

– Я бы сказала, серьезную. Хотя бы потому, что они позволили мне осуществить многолетнюю мечту – обзавестись в Москве собственной квартирой. Я купила ее на заработанные деньги – никто никаких подарков мне не делал. Если, конечно, не считать того, что клуб «Луч», за который я выступаю, помог купить ее со скидкой.

– Недавно разговаривал с бронзовым призером Игр в Афинах, прыгуном тройным Данилом Буркеней, который признался, что испытал чувство обиды, когда на Олимпийском балу в «России» чемпионов Игр одарили несоизмеримо с призерами. Вы это тоже ощутили?

– Честно говоря, да, поскольку многие серебряные и бронзовые медали выцарапывались такой кровью, что даже трудно найти слова, чтобы это описать! Но, с другой стороны, кому и сколько вручить, решают спонсоры.

– А вы как потратите свои официальные призовые за серебряную медаль Афин? Купите автомобиль?

– Сначала надо получить эти призовые, а потом сдать на права.

– А какой автомобиль вам нравится? Исинбаева и Лебедева, например, предпочли «Мерседес».

– Да… Круто… Но я пока не знаю.

ПЛЮС И МИНУС В ЯРКОМ СВЕТЕ

– Поделитесь, пожалуйста, самыми яркими олимпийскими впечатлениями со знаками плюс и минус.

– Минус – это, наверное, бессилие в финальном беге, когда понимала, что умею бежать быстрее, но не могла. А плюс – счастливое чувство опустошенности после церемонии награждения эстафетных команд. Было ощущение, что сделала все и не за что себя ругать.

– На самом деле было сделано все? Ведь в этой дисциплине наши тренеры планировали золотую медаль.

– А вы видели эту эстафету? Мы ведь показали третий результат за всю историю отечественной легкой атлетики! Когда пять лет назад выиграли чемпионат мира в Севилье, результат был на две секунды хуже. Каждая из нас пробежала в Афинах свой этап где-то в районе 49,7. Такого не было очень давно. Мы выжали из себя максимум и должны были выиграть, если бы… американки не оказались сильнее. Они в тот день бежали еще быстрее. Но нам, повторюсь, не в чем себя упрекнуть…

– И все-таки, если бы сегодня представилась возможность изменить что-то из того, что уже произошло в этом году, что бы вы изменили?

– Ничего! Никаких ошибок в своей подготовке к Олимпиаде не нахожу. Если б не этот чертов седалищный нерв…

– Знаю, что на днях вы приобрели билет в украинский город Саки, знаменитый своей грязелечебницей. Эта поездка тоже связана с травмой ноги?

– В первую очередь.

ВРЕМЕНИ ДЛЯ ТАИЛАНДА НЕТ

– А Таня Лебедева сейчас формирует команду из числа членов сборной для полноценного отдыха в Таиланде.

– Мне остается им только завидовать – времени на такой отдых нет.

– Как поживает ваша маленькая дочурка? Вы уже решили, куда ее сначала определить – в спортивную секцию или в музыкальную школу, с которой в свое время начали сами?

– Нет, поскольку она еще очень маленькая. В ноябре будет только 3,5 годика. Придет время, надеюсь, она сама скажет, чем ей хочется заниматься.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Наталья НАЗАРОВА

Родилась 26 мая 1979 года в Москве. Выступает за московский спортклуб «Луч». Бронзовый призер Олимпийских игр-2000 в эстафете 4х400 м. Серебряный призер Олимпиады-2004 в эстафете 4х400 м. Двукратная чемпионка мира в беге на 400 м, четырехкратная чемпионка мира в эстафете 4х400 м. Замужем. Имеет 3-летнюю дочь.

Тренер – Людмила Федорива.