Олимпиада-2014 в Сочи: 15 дней на раздумье
ОЛИМПИЗМ
Вчера днем исполком Олимпийского комитета России принял решение о созыве 26 июля олимпийского собрания. Главным вопросом повестки дня станет выдвижение от России города – кандидата на проведение зимней Олимпиады 2014 года. На сегодняшний день в ОКР поступила одна заявка – от мэра города Сочи Виктора Колодяжного. Не позже чем 27 июля официальные заявки от национальных олимпийских комитетов должны быть направлены в МОК.
Поездка в Красную Поляну – стандартное предложение сочинских турбюро. Экскурсия доступна любому (стоимость – не более 400 рублей) и занимает в рейтинге популярности отнюдь не верхние строчки. Смеем, однако, предположить, что через три-четыре года число желающих посетить это место возрастет в разы. Оно словно создано природой для проведения зимних Олимпийских игр…
К такому выводу пришли и корреспонденты «СС», посетившие это удивительное место.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. НАЗАД В СССР?
На фасаде действующего адлерского аэропорта – воздушных ворот «всесоюзной здравницы» – нет мемориальной таблички с датой постройки. Если фасад в стиле социалистический ампир не снесут, табличка, на наш взгляд, непременно должна появиться – хотя бы в память обо всех выдающихся советских отпускниках, которые непременно хотя бы раз в году проходили через эти ворота. Точнее, впрочем, назвать их калиткой…
А неподалеку от этого по-южному легкомысленного скворечника уже много лет громоздится нечто из бетона и алюминия – будущий сочинский аэропорт. Неизменный объект шуток здешних таксистов и гидов. Долгостроище!
– Стройка уже несколько лет стоит, – с нами в роли гида бывший начальник сборной страны по горнолыжному спорту Дмитрий Гурьев. – Знать, деньги кончились. А может, и нет смысла достраивать. Многие считают, что здание уже морально устарело: дешевле его снести и построить новое, чем браться за реконструкцию и доводку.
На этой оптимистической ноте бывалая «Нива» экс-тренера въезжает в горы. Наш путь лежит в Красную Поляну, где могут разместиться предполагаемые арены для «снежных» дисциплин (в нынешней олимпийской программе их 10). После того как все ледовые виды спорта ушли под крышу, чемпионаты мира по хоккею или скоростному бегу на коньках можно проводить хоть в Африке. Но у зимних Игр свои очень жесткие критерии отбора.
– До Красной Поляны от аэропорта 50 километров. – Дмитрий Алексеевич может ехать по этой трассе с закрытыми глазами. Вместе с женой Светланой Гурьевой, нынешним советником президента ОКР и главным энтузиастом проекта «Красная Поляна», приехал сюда почти 40 лет назад. Работали в детской горнолыжной школе, потом переехали в Москву, но Красной Поляной, похоже, заболели на всю жизнь. – Только бы попасть в нужный момент на участок реверсного движения, – вздыхает Гурьев. – Иначе можем простоять минут сорок.
Горные дороги, прорубленные здесь в XIX веке, были рассчитаны на лошадей. Двум машинам порой не разъехаться. Приходится на сложных участках соблюдать очередность: пропускаешь встречных, потом едешь сам. Реверсному движению на трассе Адлер – Красная Поляна осталось, впрочем, жить считанные месяцы. Осенью откроется современный трехкилометровый тоннель, который решит транспортную проблему раз и навсегда.
Ну а нам сегодня везет: проблемный участок проходим без помех. «Через несколько минут перед вами откроется вид на горные склоны Олимпийских игр 2014 года», – объявляет наш гид.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
Но пока по обочинам – только рекламные щиты: купите квартиру, домик, коттедж… Застройщики много не просят: 1100 долларов за квадратный метр. Цены почти московские…
– Да… – качает головой Гурьев. – Еще пять лет назад здесь почти ничего не было. Ну, там пчеловодческое хозяйство, пилорама… А потом «Газпром» с «Интерросом» начали осваивать эти горки. Честное слово, гляжу – не нарадуюсь. Ей-богу, хочется подольше пожить – посмотреть, что будет хотя бы лет через десять. Вот хотя бы здесь, в Эсто Садок, мы сворачиваем с автострады, переезжаем легкий мостик и выкатываем на ровную поляну, от которой поднимаются вверх два холма.
– Здесь должны быть сооружены трамплины, – показывает рукой Дмитрий Алексеевич. – А там будет ледяной желоб для саней, бобов и скелетонов.
Оглядывая поросшие густым лесом склоны, невольно вспоминаем Солт-Лейк-Сити: там летающие лыжники точно так же соседствовали с бобслеистами, саночниками и прочими экипажами. Причем перспективное расположение спортивных объектов представляется здесь даже более компактным, нежели на Играх 2002 года. На которые, кстати, тоже претендовали Сочи. Но об этом разговор впереди…
До Красной Поляны остается меньше семи километров. Остановок больше не делаем, на ходу озирая ударные стройки «Газпрома»: отели, туристические домики, трассы…
– Мы сюда еще вернемся, – обещает Гурьев. – Сначала советую вам подняться по канатке на хребет Аибга и посмотреть местность оттуда. Сразу получите масштабное представление.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГИМН ПИОНЕРАМ
Единственная из действующих сегодня канатных дорог запущена в эксплуатацию всего четыре года назад. По европейским меркам подъемник примитивен, таких давно уже нет нигде. Но для Красной Поляны канатка, позволяющая подняться на высоту 2238 метров, очень много значит.
– Пусть приобретена по дешевке, пусть спуски во многих местах проложены по-дилетантски, но этот подъемник позволил горнолыжникам подняться на вершину, – уважительно говорит Дмитрий Алексеевич. – Пионерам всегда трудно, к их ошибкам нужно относиться снисходительно. Это не просто канатка. Это «разведка боем», возможность для многих оценить красоту здешних склонов, попросту полюбить Красную Поляну. Вот поднимемся наверх – сами увидите.
Билет на подъемник летом стоит 600 рублей, и, по отзывам тех, кто здесь работает, цена не отпугивает. Летом канатка даже большую прибыль приносит, чем зимой. Оно и понятно – зимой нужно спуски ретраками ровнять, разметку поддерживать. А летом зеваки просто катаются вверх-вниз, любуются видами долины, да еще и немалые деньги оставляют в многочисленных кафе, разбросанных по четырем площадкам канатной дороги.
У подножия Аибги температура +28. Июльское солнце старается вовсю, и потому предложение взять напрокат теплую куртку звучит как несмешная шутка.
На высоте 1114 метров Гурьев показывает нам на один из склонов:
– Вот здесь скорее всего будет арена для фристайла, а чуть поодаль – для сноубордистов.
– Почему именно здесь?
– Площадка для зрительской трибуны очень удобная. Канадцы, изучавшие здешние склоны, отметили это место: оно позволяет проводить рядом сразу две олимпийские дисциплины, не требующие высоких холмов. Еще один плюс: отсюда рукой подать до плато Роза Хутор, где предполагается проводить самые сложные по организации горнолыжные дисциплины. Вон видите – заканчивается строительство современной канатной дороги. Ее тянет «Газпром». А плато Роза Хутор чуть дальше. Сезон на нем может продолжаться до 140 дней в году, в отличие, скажем, от склона, вдоль которого мы сейчас поднимаемся. А вот сейчас внимание: вон на том плато будет стадион для лыжных гонок и биатлона!
С ходу оценить олимпийские перспективы холма, которым восхищается Гурьев, трудно. Что разглядишь с расстояния в три километра? Но через 20 минут, поднявшись на верхнюю точку, мы смогли посмотреть (уже вооруженным глазом) на это красивейшее место. Даже сквозь зелень деревьев можно представить, как будет расположено стрельбище, где разместятся трибуны. Можно даже пофантазировать: зрители, наблюдающие за состязаниями лыжников, смогут в хороший бинокль следить и за состязаниями горнолыжников на склоне Розы Хутор – видимость прямая!
Долго предаваться фантазиям, впрочем, нет времени. На хребте, мягко говоря, прохладно – снег здесь полностью не тает даже в июле. Если бы не наша самонадеянность (стоило принять предложение Гурьева и взять напрокат куртку), мы бы не слезали с хребта как минимум два часа. Поразительно красивое место!
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Путь к подножию преодолеваем быстрее. Достойные внимания места на промежуточных площадках (в том числе кафе, где года два назад обедал Президент России) осмотрены еще по пути наверх. А время зовет вперед – Гурьев обещал подбросить до строительства канатной дороги, которая будет поднимать людей на «лыжно-биатлонное» плато.
По дороге пытаемся произвести первые расчеты. Наш путь от аэропорта «Адлер» до Красной Поляны с остановкой в Эсто Садок занял ровно час. С введением в строй нового тоннеля это время сократится до 35 минут. В перспективе через Красную Поляну должна пройти кольцевая монорельсовая дорога, которая свяжет с городом все горные курорты. В этом случае добраться до снежных вершин с сочинского пляжа можно будет максимум за час.
Для сравнения: в Солт-Лейк-Сити одному из нас приходилось гнать машину (именно гнать – со скоростью около 140 км/час) из города на лыжный стадион в Солдиер Холлоу или горнолыжный Диир Велли почти полтора часа, и никакой железнодорожной альтернативы не предлагалось.
В Турине, где в следующем году откроется Олимпиада, путь из столицы Пьемонта в горную часть на авто у вашего корреспондента занял те же полтора часа. Да, дорога на поезде до Олукса (узловой станции горного района) короче и избавляет от пробок. Но если даже сейчас, за полгода до Олимпиады, вагоны поездов заполнены под завязку, можно представить, что будет твориться в феврале-2006. Каковы, например, шансы у болельщика, посмотревшего с утра лыжные гонки, успеть к 16.30 в Турин на состязания конькобежцев? Да никаких! Равно как и у квартирующего в столице туриста прибыть к 10.00 в Сан-Сикарио на биатлон.
В перспективном плане развития Красной Поляны снежные спортивные объекты расположены таким образом, что между ними можно даже не на машине – на велосипеде передвигаться.
…Первый «ознакомительный» день заканчивается для нас в 16.00. Выехав в 9 утра из аэропорта, мы успели посетить почти все планируемые спортивные арены. Уникальный случай (специалисты с нами согласятся) для мест проведения зимних Игр!
В приподнятом настроении, с массой впечатлений отбываем в Сочи. Мы еще не знаем, что второй день командировки опустит нас с небес на землю – в прямом и переносном смысле слова.
Но об этом – в завтрашнем номере.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
ИЗ ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТУ РФ В. ПУТИНУ ОТ 25.04.05:
«…Климатогеографические условия Сочи и региона Красная Поляна обусловили в свое время выдвижение кандидатуры города на проведение XIX Олимпийских зимних игр 2002 года. Однако подготовка к столь ответственному не только для города, но и для всей страны международному событию не была обеспечена должным вниманием со стороны государственных органов власти. В результате на момент представления в ноябре 1994 года город Сочи не имел возможности показать комиссии МОК соответствующие спортивные сооружения и инфраструктуру.
В настоящее время ситуация радикально изменилась.
Олимпийским комитетом России совместно с холдинговой компанией «Интеррос» при участии технологов канадской проектной организации «Экосайн» (Ecosign Mountain Resort Planners, Ltd.), являющейся разработчиком мастер-планов Олимпийских игр в Калгари (1988), в Солт-Лейк-Сити (2002), в Ванкувере-Вистлере (2010), всесторонне изучена территория горного региона Красной Поляны с позиции объективных возможностей для проведения соревнований международного класса, в том числе таких масштабных спортивных мероприятий, как Олимпийские игры.
…канадские специалисты не только подтвердили наличие в этом регионе необходимых условий для проведения соревнований по всем зимним видам спорта, но также подчеркнули уникальную возможность проведения всех горнолыжных дисциплин на одном горном склоне.
…решение о стране возможного проведения XXII Олимпийских зимних игр должно быть принято в 2005 году. Конкурсное голосование МОК состоится за семь лет до Игр 2014 года (2007 год); тем самым предоставляется период времени для приведения всех объектов спорта и инфраструктуры в соответствие уровню мероприятия».
Президент Олимпийского комитета России Л.Тягачев.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ В. ПУТИНА ПЕРЕД ЖУРНАЛИСТАМИ 09.07.05:
«Путин сказал, что не жалеет, что Москва не выиграла Олимпиаду-2012. Он с самого начала считал ее шансы, оказывается, минимальными...
Впрочем, надо, по его мнению,
вновь и вновь подавать заявки – только теперь на участие в зимней Олимпиаде и при максимальной помощи прессы».
Газета «Коммерсантъ»
ИЗ ИНТЕРВЬЮ «СОВЕТСКОМУ СПОРТУ» 08.04.05:
«…Я ведь не спортивный чиновник, моя работа далека от олимпийских проблем. Все получилось случайно. Мы, как известно, строим в Красной Поляне, на плато Роза Хутор, горнолыжный курорт мирового класса. И собираемся открыть первые трассы уже в 2007 году.
Естественно, на этих склонах будут проводиться и спортивные соревнования. Но нам важно понять, какого уровня. Ведь это напрямую влияет на популяризацию курорта, на привлечение дополнительных туристов. Так вот выяснилось: на склонах Розы Хутор возможны соревнования любой технической сложности. В том числе скоростной спуск, который считается самым трудным для проведения. Под него требуется трасса с большим, свыше километра, перепадом высот. Не на всякой местности можно найти такой участок, а искусственной насыпкой его сделать невозможно. У специалистов, оказывается, есть даже присказка: «Нашел скоростной спуск – нашел Олимпиаду!»…
…Я этой шутке посмеялся, но автоматически подумал: а чего нам не хватает для проведения Олимпиады? И выяснилась интересная штука: главный склон Розы Хутор уникален! На нем можно проводить все до единого соревнования «снежной» олимпийской программы. Все десять видов! И я задаю риторический вопрос: если у нас есть возможность построить горнолыжный курорт, отвечающий современным требованиям, если международные эксперты считают, что место пригодно для проведения Олимпиады, если это крайне важно для развития юга нашей страны, то почему бы нам вместе не подумать на эту тему?»
Президент компании «Интеррос» Владимир Потанин.
ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ ЕВРОПЫ И РОССИИ, СОПОСТАВИМЫЕ ПО ПАРАМЕТРАМ С ГЛК «РОЗА ХУТОР»
Курорт | Количество трасс (шт.) | Общая длина трасс (км) | Количество подъемников | Перепад высот | Продолжительность сезона |
Шамрус (Франция) | 108 | 77 | 26 | 600 | 120 |
Хохфюген (Австрия) | 54 | 54 | 19 | 600 | 120 |
Санкт-Йоханн (Австрия) | 60 | 60 | 17 | 1000 | 120 |
Цель-ам-Зее (Австрия) | 75 | 75 | 27 | 1200 | 120 |
Арльберг (Австрия) | 128 | 138 | 32 | 1000 | 120 |
Пал Аринзал (Андорра) | 41 | 63 | 30 | 1000 | 120 |
Бормио (Италия) | 28 | 33 | 17 | 1800 | 140 |
Мадона-ди-Кампильо (Италия) | 70 | 90 | 26 | 950 | 140 |
Виллар (Швейцария) | 56 | 60 | 23 | 1600 | 140 |
Роза Хутор (Россия) | 55 | 54 | 15 | 1470 | 140 |
Домбай (Россия) | 6 | 20 | 10 | 1350 | 140 |