Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев: За биатлонистов и лыжников спокоен

До начала туринской Олимпиады меньше трех месяцев. Почти во всех зимних видах стартовали уже кубки мира, знаменуя тем самым финишный отрезок подготовки олимпийцев. Самое время поинтересоваться у главы ОКР, как проходит этот этап у наших сборных команд. К
news

ТУРИН-2006. до Игр осталось 88 дней

ТОЛЬКО У НАС

До начала туринской Олимпиады меньше трех месяцев. Почти во всех зимних видах стартовали уже кубки мира, знаменуя тем самым финишный отрезок подготовки олимпийцев. Самое время поинтересоваться у главы ОКР, как проходит этот этап у наших сборных команд. Какие есть у них проблемы, тревоги, опасения? Однако, вопреки ожиданиям журналистов «Советского спорта», разговор с Леонидом Тягачевым начался с незапланированной темы. Чуть опоздавший Леонид Васильевич, извинившись, с ходу стал рассказывать об интересном совещании правительства России, которое его задержало.

СОЧИ ПРИМЕТ ЭТАПЫ КУБКА МИРА УЖЕ В БУДУЩЕМ ГОДУ

– Обсуждали кандидатуру Сочи в качестве города – претендента на проведение зимних Игр 2014 года. Все члены правительства отлично понимают, насколько этот вопрос важен для нашей страны. Вот и засиделись немного. В итоге кандидатура официально поддержана. Соответствующий оргкомитет возглавил вице-премьер Александр Жуков.

– Если без лукавства: неужели вы всерьез рассчитываете, что Сочи может победить в олимпийском конкурсе?

– Безусловно. Иначе бы не стоило и огород городить. Еще тридцать лет назад, будучи главным горнолыжным тренером сборной СССР, я привез в Красную Поляну тогдашнего руководителя Международной федерации лыжного спорта (ФИС. – Прим. ред.) Рене Шписа. Он дал сочинским склонам высочайшую оценку. Кроме того, есть заключение современных экспертов, что Красная Поляна в перспективе будет одним из лучших курортов мира. Сочи подходит на роль олимпийской столицы и потому, что в нем полно мест для постройки крытых дворцов для зимних видов спорта: хоккея, шорт-трека, скоростного бега на коньках. Причем эти арены не будут простаивать и после Олимпиады, и даже если проведения зимних Игр нам вовсе не доверят. Скажем, их можно будет использовать для выставок, симпозиумов. В помещениях для них Сочи сейчас испытывает явный недостаток.

При всем этом хочу подчеркнуть, что получение Олимпиады является для нас эдакой сверхзадачей. Задача же минимум – создание в Сочи курорта мирового уровня. И она будет выполнена в любом случае, поскольку в необходимости создания такого места убеждены и президент, и правительство.

– Зачем такой райский уголок нужен спортсменам – понятно. У россиян наконец-то появится центр, где смогут готовиться представители как летних, так и зимних видов спорта. А вот к чему все эти хлопоты государству?

– Курорты Австрии ежегодно приносят в казну 16 миллиардов долларов. Маленький французский Куршавель имеет прибыль более полутора миллиардов. Причем 90 процентов из них – деньги русских туристов. Как вы считаете, неплохо было бы, если б эти средства оставались в экономике России? Так что государство, поверьте, искренне хочет, чтобы в Сочи было построено все, что запланировано.

Об этом свидетельствует, скажем, неподдельный интерес президента. К примеру, на днях в Россию приезжал знаменитый австрийский горнолыжник Карл Шранц. Владимир Путин приглашал нас в гости. Президент предложил Карлу быть моим советником по продвижению олимпийской заявки Сочи. Шранц согласился. И объявил, что подтянет за собой авторитетных в горнолыжном спорте специалистов – Тони Зайлера, Франца Кламера, Марка Жирардели

– И какими же будут полномочия ваших иностранных советников?

– А им не нужны какие-то особые полномочия. Они будут выступать в поддержку Красной Поляны во время проведения в Европе «круглых столов» на эту тему. На заседаниях ФИС они также будут пропагандировать сочинскую заявку.

– Рассказывать о преимуществах горнолыжного курорта хорошо, когда на нем проводятся крупные международные соревнования. Что можно успеть провести в Сочи до 2007 года – времени голосования в МОК по поводу столицы Игр-2014?

– Состязания по сноуборду и фристайлу. Этим летом в Россию приезжали представители ФИС. Наша страна была включена в календарь сноубордистов как возможное место проведения финала Кубка мира-2006. Так что надеюсь, на следующий год «белый цирк» придет в Красную Поляну. Ведь действительно мало кто представляет, что это за чудо такое. Даже вы, журналисты! Общие какие-то вещи только знаете. Может, поднимались раз-другой на старой канатной дороге. А уже через год там будет все иначе. Вступят в строй два новых подъемника, заработают новые склоны.

– А как же аэропорт? Его Краснодарский край при всем желании едва ли успеет довести до международных стандартов.

– Это верно. Но понимание первоочередности этой задачи у правительства есть. Министр экономического развития и торговли Герман Греф сегодня на заседании еще раз говорил о необходимости скорейшего завершения многолетнего строительства международного терминала в Адлере. Современный аэропорт – основа проведения всех крупнейших международных форумов. Что ж, на первый Кубок мира придется заказать общий чартерный рейс.

– Приходилось также слышать, что выдвижение Сочи на Олимпиаду встречает отпор со стороны экологов…

Это нормальное явление. Мировая тенденция. Дело в том, что прокладка трассы предполагает вырубку некоторого количества деревьев. Небольшого количества, прошу заметить. Для поддержания экологического равновесия мы вместо одного вырубленного дерева посадим десять. И проблем не будет.

ПОДАРОК ОТ ДЕМЧЕНКО

– Сочи-2014 – перспективы дальние. А вот Турин-2006 – на носу. Что вас радует или беспокоит в подготовке наших сборных команд на данный момент?

– Мне, как руководителю, да и просто специалисту по зимним видам спорта, всегда есть о чем беспокоиться. В России у наших спортсменов-зимников вообще не сладкая жизнь. Восемь месяцев в году приходится быть на снегу, вдалеке от друзей, от семьи. Возникают разные проблемы, конфликты. Практически год потребовался, чтобы наладить отношения внутри команды лыжников-гонщиков. Сейчас мне за этот вид спорта спокойнее. Наконец-то определили, кто кого тренирует и по какой программе работает.

Есть и более серьезные проблемы. Наша страна не выпускает ни профессиональных лыж, ни ботинок, ни палок, ни креплений, ни очков, ни мазей. А ведь лыжа, которая сделана в спортивном цехе, отличается от той, которая продается в магазине. Лыжа из магазина проигрывает на километре одну секунду. Вот и считайте. Обидно, когда спортсмен сильный, а выиграть по технологическим причинам не может. Чтобы этого не произошло, пытаемся, поспевать за прогрессом. Хотя в наших условиях это и тяжело: не успеешь к одним приспособиться, как появляются новые мази, которые нужно быстро покупать и испытывать. Эти проблемы с виду незначительные, но являются основными.

Тем не менее за ударные виды – биатлон и лыжные гонки – я спокоен. Думаю, на Олимпиаде мы можем рассчитывать в них на золотые медали. Порадовало, что первый этап Кубка мира в санном спорте выиграл Альберт Демченко. Для меня это настоящий подарок.

– В 2002 году в Солт-Лейк-Сити было немало конфликтов вокруг нашей сборной, связанных как с допингом, так и с нелепыми судейскими решениями. Они продемонстрировали нашу, мягко говоря, неспособность профессионально решать подобные проблемы. Прошло четыре года. Какие выводы сделаны? Какие конкретные шаги предприняты, чтобы не допустить подобного в Турине?

– В Солт-Лейке мы получили, по сути, первую по-настоящему массированную «атаку» от наших конкурентов по всем направлениям. Здесь и допинг, и судейство, и новый состав МОК. Но при этом надо учесть условия, в которых мы готовились к тем Играм. Порой задачей было сохранить ту или иную сборную, а не медаль олимпийскую выиграть. Денег на медицину никто не давал. Контролировать врачей, которые были приставлены к отдельным командам, было трудно. Юристов ни в Госкомитете, ни в Олимпийском комитете тоже не было. Обо всех этих проблемах я докладывал президенту страны, когда пришла пора разбирать наше выступление в 2004 году. Он с пониманием отнесся к нашим трудностям.

И вот теперь многое изменилось. В ОКР создана мощная юридическая служба, руководитель которой доктор наук Александра Бриллиантова получила право участвовать во всех спортивных судах. Мы закупили новую медицинскую аппаратуру, пригласили специалистов. Сейчас по 400 допинг-проб в сутки может брать наша российская лаборатория.

– Хотели еще узнать: какие кандидаты рассматриваются сейчас на роль знаменосца? Правда ли, что он будет выбран из той части команды, которая будет дислоцироваться в Турине?

Честно говоря, мы этот вопрос еще не обсуждали. Я вообще хочу, чтобы он находился в ведении только что созданной Комиссии спортсменов при ОКР. Пусть она решает, кому знамя нести. Для меня важнее, чтобы у нас была хорошая мазь, питание, чтобы мы выигрывали.

БУРЕ – ПРЕЕМНИК ТЯГАЧЕВА?

– 22 декабря – Олимпийское собрание. На нем будет переизбираться президент ОКР. Уже известны ваши оппоненты?

– Официально пока никто не выдвинулся.

– Леонид Васильевич, а вдруг проиграете? Что тогда будете делать? Чем займетесь?

– Я собираюсь работать до Пекина, других планов не строю. Как-то в голове не укладывается, что я больше, не побоюсь громких слов, не нужен своей стране, что кто-то лучше меня справится с этой работой. Ведь для ее продолжения у меня есть сейчас все: опыт, поддержка на местах, в федерациях по всем видам спорта, хорошие контакты с губернаторами, правительством… Надо понимать, что работа президента Олимпийского комитета – сложная. Бюджетных денег на содержание аппарата ОКР я не получаю ни копейки. Мы обеспечиваем средствами все федерации, которые не финансирует государство. Участие во всех международных симпозиумах также оплачивает Олимпийский комитет.

Считаю, что необходимая поддержка у меня есть, а серьезных оппонентов – нет. Перед Олимпиадой в Афинах мне удалось привлечь дополнительно более 12 миллионов долларов. Скоро подпишу еще один серьезный спонсорский контракт, который обеспечит ОКР на ближайшие 8 лет.

С руководителями регионов у меня отношения достойные, дружеские. Ни один губернатор ни в чем мне не отказывает. Да и отношение президента к моей работе в высшей степени хорошее. Иначе на каком основании меня 4 ноября наградили орденом «За заслуги перед Отечеством»?

Когда увижу человека, который сможет работать лучше, то приложу все усилия, чтобы он смог достойно заменить меня на посту. Наступит время, и в новый состав Олимпийского комитета приглашу Дмитрия Сватковского, Алексея Немова, Светлану Хоркину… Пусть работают в исполкоме, готовятся к тому, чтобы сменить после Пекина тех, кто трудится в Олимпийском комитете России уже много лет. Это должно быть красиво, без скандалов.

– Выходит, в качестве возможного преемника вы рассматриваете именитого спортсмена, совсем недавно завершившего карьеру. Уж не Буре ли уготовлен путь Фетисова: от главы хоккейной сборной до большого чиновничьего кресла?

– Никакой тенденции здесь не вижу. Сначала мы избрали Буре в качестве олимпийского атташе, потому что поставить его руководить хоккейной сборной не имели права до тех пор, пока не закончились юридические дела по его спортивному контракту. Ну а в принципе Павел – личность, много знает, авторитет имеет огромный, игроки относятся к нему с уважением. Поэтому я Буре после Пекина приглашу на работу в Олимпийский комитет. В будущем из него может выйти хороший президент ОКР!

– Представим, что телевидение записывает ваш предвыборный ролик. Успеете за 20 секунд рассказать, в чем суть вашей предвыборной программы?

– Да. Она ясная и четкая. Первое – создать в каждом регионе филиалы Олимпийского комитета. Второе – обеспечить бюджет ОКР. Третье – создание специальной программы помощи олимпийцам-ветеранам. Мы должны сделать так, чтобы они ни в чем не нуждались. И последнее – добрососедское взаимодействие с Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Хочу добиться того, чтобы все программные документы по спорту имели две подписи: Тягачева и Фетисова.

О «ВРАЖДЕ» С ФЕТИСОВЫМ

– Кстати, о Фетисове. Вот вы сказали, что никто вам серьезно не оппонирует. Однако задай сейчас болельщикам вопрос «Кто злейший враг Тягачева?», 90 процентов назовут таковым главу Росспорта Фетисова. Как думаете, почему такое мнение бытует?

– Дело в том, что некоторые люди в окружении Фетисова нацелены против спортивных федераций, работающих в структуре ОКР. А такая позиция, грубо говоря, ведет к нарушению закона об общественных объединениях, Олимпийской хартии.

Что же до нас с Фетисовым, то у нас личных трений нет. Слава мне даже как-то сказал не то в шутку, не то всерьез: «Нас уже все земляками называют. Мы ведь оба с Дмитровского направления. Ты из Деденево, я – из Бескудникова».

При моей поддержке, содействии он вернулся в Россию. И с подачи Павла Буре я назначил Славу тренером сборной по хоккею в Солт-Лейк-Сити. А сегодня я просто ожидаю от Фетисова большей помощи федерациям. Пока она не оказывается в полной мере. Но знаю: жизнь все расставит на свои места.

– То разграничение функций, которое сейчас есть между Росспортом и ОКР, вас устраивает? Не стоит распределить их по-другому? Или вовсе передать всю полноту спортивной власти в одни руки?

– Одной организации не потянуть эту работу. Вероятно, в Китае может быть и иначе. Вон в Америке всеми делами руководит олимпийский комитет. А у нас на сегодняшний день правительственный орган, где работает Фетисов, выполняет основную функцию. Мы готовим программы развития, он их защищает в правительстве, получает бюджет. Распределять его должен не бухгалтер, а комиссия из тренеров, специалистов ОКР. Олимпийский же комитет должен заниматься делами, которые прописаны в хартии.

– За 100 дней до Турина в «Советском спорте» впервые был опубликован «секретный» медальный план сборной России: 7 золотых, 5 серебряных и 13 бронзовых наград. Эти цифры имеют что-то общее с реальностью?

– Сейчас говорить об этом с такой точностью рановато. В Турине биатлонисты могут взять четыре медали, а могут и одну. Лыжники-гонщики могут выиграть одну медаль, а могут и больше. Может, в последний день Игр у нас глаза круглыми станут от количества завоеванных наград, а может, напротив, прятать их будем. Потенциал-то есть, но многое от погоды, снега зависит, от везения.

А то, помнится, приехал я на Олимпиаду в Альбервиле… Тогда в превосходной форме находилась Светлана Гладышева. На каждой тренировке выигрывала секунду! А утром в день соревнований температура с «минус двадцати» перескочила на ноль. Гладышева физически самая сильная, но трасса стала «мягкой». В итоге она заняла шестое место. Вроде бы это неплохо, но трагедия для человека, который на сто процентов должен был стать олимпийским чемпионом. Вот как бывает. За ночь ситуация переменилась! А вы меня за три месяца пытать начинаете.

Озвученный вами план – это так называемый план «по заявкам тренеров». За пущей конкретикой обращайтесь ко мне дней за 10 до начала Игр. Тогда специально для «Советского спорта» я дам точный прогноз.

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
Новый бонус
12 дн. 21 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
Новый бонус
4 дн. 21 ч.
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
1 дн. 21 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
9 дн. 21 ч.
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
1 дн. 21 ч.
Новости. Олимпиада