Город Сочи понравится очень? Репортаж о подготовке курорта к приезду оценочной комиссии МОК

Всего два месяца спустя в претендующем на проведение Игр-2014 Сочи должен приземлиться самолет с Оценочной комиссией Международного олимпийского комитета
news

ОЛИМПИЗМ. СОЧИ-2014

Всего два месяца спустя в претендующем на проведение Игр-2014 Сочи должен приземлиться самолет с Оценочной комиссией Международного олимпийского комитета (МОК). Что увидят ее сотрудники? Чего им увидеть не дадут? Да и сможет ли вообще приземлиться этот самый самолет?

На эти вопросы небезуспешно искал ответы наш специальный корреспондент, только вернувшийся из всесоюзной здравницы.

ВМЕСТЕ С ТУРИНОМ МЫ ПОБЕДИМ

На прибрежной сочинской улице ежусь от февральского туринского дуновения. На ней, начиная от самого аэропорта, на каждом (без преувеличения!) столбе машут пластиковыми крыльями олимпийские агитки. С эмблемой города-кандидата и лозунгом «Вместе мы победим!». Ну до чего ж похожи на виденные мной в этом году в Италии! Такое впечатление, что даже шрифт, которым на ХХ зимних Играх повсюду писали «Passion lives here», без изменений добрался до Черного моря.

Озадачился. Либо мы по старой советской привычке слепо копируем подсмотренное на Западе (так когда-то «Фиаты» из того же Турина стали «Жигулями»). Либо по новой русской привычке покупаем все то, что уже принесло успех (так Роман Абрамович переманил в «Челси» исполнительного директора «МЮ» Питера Кеньона). Выяснилось, что упомянутую олимпийскую наружку стилизовали все же разные фирмы. Ох ты сила глобализации!

Однако моих обывательских впечатлений сей факт не изменил. Оно, кстати, может, и к лучшему. Такое сходство невольно подталкивает к мысли, что именно в этом городе и должны состояться Игры. Почему нет, раз уж тут все так по-олимпийски стандартизировано? И уж подавно этот стандарт взашей гонит предположение о том, что в этом месте никакой Олимпиады не может быть никогда. Хотя именно этот тезис по-прежнему навевают воздушные ворота города-курорта.

ДОЛГОСТРОЙ

От темы сочинского аэропорта уже, конечно, скулы сводит. Но обойти ее каждый раз представляется делом вопиющей профессиональной сложности. Вроде бы и хочется поговорить об олимпийском стадионе или о санно-бобслейной трассе. Но их, увы, нет. А вот аэропорт есть. К тому же именно он, по всем канонам, должен стать не только первым, а значит – самым ярким впечатлением комиссии, но и последним – как известно, самым запоминающимся.

Эту историю, наверное, не только я, но уже и вы выучили наизусть. Поэтому предлагаю удовлетвориться лишь пунктирным содержанием ее предыдущих серий. Итак, ныне функционирующий сочинский (или адлеровский, как его еще называют) аэропорт – глубокий старик. Его блеклые бетонные седины не оставляют Сочи шанса не только на звание столицы Олимпиады, но даже на титул международного города-курорта. Хотя бы потому, что за границей длина полосы все-таки позволяет принимать все комфортабельные лайнеры.

Такое бедственное положение стало очевидным еще в 1986 году, когда югославская (была такая страна) фирма спроектировала для нас новые терминалы. Их даже начали возводить в 1989-м, но прекратили в 1996-м ввиду нехватки средств.

Не так давно спохватились, что денег по-прежнему нет, а комиссии скоро прилетать. И решили аэропорт акционировать, обязав будущего хозяина достроить югославские терминалы. Сказано – сделано: во второй декаде этого ноября 100 процентов акций ОАО «Международный аэропорт Сочи» приобрела фирма «Стратегия-Юг», аффилированная с компанией «Базовый элемент». При этом уже в октябре над первым этапом достройки заброшенного аэровокзального комплекса и реконструкцией взлетно-посадочной полосы трудились в поте лица – под гарантии будущего собственника был взят 139-миллионный кредит.

Кредит в эти дни ежедневно осваивают господа из сербской (есть теперь и такая страна) фирмы «Путеви». Помогают им гастарбайтеры из Украины и, конечно, Молдавии. А как иначе, если в двух шагах – поселок с прелестным названием Молдовка?

БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ

Даже делая скидку на субботний день, не сказать, что работы в аэропорту ведутся с какой-то особенной интенсивностью. Ну крутится перед фасадом экскаватор. Ну рабочие в холле что-то вяло шлифуют. Ну ездит по посадочной полосе асфальтоукладчик взад-вперед. Никакого намека на аврал.

– А зачем нам суета, ночные смены? – улыбается в усы начальник отдела капитального строительства ОАО «Международный аэропорт Сочи» Акоп Эксузян. – По графику подрядчиков мы успеваем сделать все работы к сроку и в штатном режиме.

К сроку – это, конечно, к 19 февраля, дню прилета Оценочной комиссии. Акоп Акопович, правда, уверяет, что первый самолет новый терминал (к этому времени планируется сдать в эксплуатацию именно один из трех) примет уже 18-го. Предполагается, что это будет внутренний рейс. Его пассажиры должны пройти по одному из двух новехоньких телетрапов.

Само здание нового аэровокзального комплекса снаружи выглядит симпатично. А если вспомнить год рождения его проекта – так просто сногсшибательно. Во всяком случае, даже для XXI века вполне современно (см. фото).

Внутри же, понятное дело, работы непочатый край. Несмотря на то, что 60 процентов необходимых для отделки материалов после консервации строительства осталось лежать в здании комплекса, некоторые из них безнадежно устарели. К примеру, гранитные полы, уложенные когда-то отечественной фирмой, заменяют сейчас на итальянские.

Со взлетно-посадочной полосой, по словам господина Эксузяна, возни осталось куда меньше. Так же как и с его главной гордостью – внутренним двориком для отдыха пассажиров, в который также из Италии поставляются зеленые насаждения. Свой рассказ начальник отдела заканчивает оптимистично.

– После визита Оценочной комиссии проект нового старого аэропорта будет полностью пересмотрен, – сообщает прессе Акоп Акопович. После чего погружается в «Ладу» 9-й модели с буковкой «У» на заднем стекле и жмет на газ. Видно, других дел в строящемся с 1989 года аэропорту у него сегодня нет.

СУПЕРКОМПАКТНОЕ РЕШЕНИЕ

К сожалению, в 1989 году никто не догадался начать возведение санно-бобслейной трассы, хоккейного дворца, олимпийского стадиона или, на худой конец, горнолыжного комплекса «Роза Хутор». Поэтому рояля в кустах, как в случае с аэродромом, не оказалось. А значит, несмотря на то, что все вышеупомянутое обещали показать Оценочной комиссии воочию («Советский спорт» от 24 марта 2006 года), ей, видно, придется довольствоваться трехмерными изображениями.

Правда, изображения эти очень даже ничего. Да и вообще презентованная на днях в Сочи концепция Олимпийского парка впечатляет. Основная его задумка в том, что все ледовые мероприятия пройдут в одном обособленном месте – Имеретинской долине (см. карту). Именно там будет расположен яйцевидный олимпийский стадион на 40 тысяч мест, трибуны которого покрыты крышей и развернуты к морю задом, а к горам передом (см. фото). По окончании Игр он перейдет к сборной России по футболу.

Там же раскинутся малая (на 7 тысяч) и большая (эдакий припаркованный возле берега айсберг на 12 тысяч) ледовые арены. Рядом будут конькобежный центр на 8 тысяч зрителей, арена для фигурного катания и шорт-трека на 12, комплекс для керлинга, внешне напоминающий снаряд для этой игры. И Олимпийская деревня, и Главный пресс-центр, и гостиницы – все там. При этом аэропорт – всего в шести километрах.

Суперкомпактное решение – чего там говорить! Но выдюжат ли в глазах комиссии наши прожекты против реально существующих в конкурирующих австрийском Зальцбурге и южнокорейском Пьонгчанге объектов? Скоро узнаем.

Москва – Сочи – Москва

Новости. Олимпиада