Вице-премьер правительства РФ Александр Жуков: Сочи обязательно получит Олимпиаду
СОЧИ-2014. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
ДО ВЫБОРОВ В ГВАТЕМАЛЕ – 4 ДНЯ
Вчера вице-премьер Правительства РФ, председатель Оргкомитета по поддержке выдвижения Сочи в качестве города – кандидата на проведение ХХII зимних Олимпийских игр 2014 года, президент Российской шахматной федерации Александр Жуков вылетел в Гватемалу для участия в 119-й Сессии Международного олимпийского комитета (МОК). Именно там 4 июля либо Россия, либо Австрия, либо Южная Корея станет хозяином Олимпиады-2014.
В среду в редакции «Советского спорта» Александра Дмитриевича провожали читатели и журналисты.
(Окончание. Начало в номере от 28 июня)
ПЕРВЫЙ ТАЙМ.
ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
«ПРОДОЛЖИМ ЗАЯВЛЯТЬСЯ НА ЛЕТНИЕ ИГРЫ»
– Александр Дмитриевич! Алексей из Костромской области звонит. А почему мы зимнюю Олимпиаду решили проводить, а не летнюю?
– Изначально мы как раз ориентировались на проведение летних Олимпийских игр. Как вы знаете, Москва подавала заявку на проведение Олимпиады 2012 года. Но два года назад на Сессии МОК в Сингапуре эти игры выиграл Лондон. Думаю, что в дальнейшем мы продолжим претендовать на проведение летней Олимпиады. Ведь у нас в стране намного больше сооружений именно для летних видов спорта, нежели для зимних.
Мне, кстати, кажется, что в качестве кандидатов не только Москва может рассматриваться, но и Санкт-Петербург. Но чтобы не терять времени и задора, мы подали заявку и на проведение зимних Игр. И абсолютно правильно сделали! Хотя бы потому, что в 1980-м летняя Олимпиада у нас уже была, а зимняя – нет.
– Тогда вопрос вдогонку. А как планируется организовать продажу билетов на сочинские Игры? Классно было, когда на недавний московский чемпионат мира по хоккею билеты можно было приобрести в любой точке России.
– Хороший вопрос! Спасибо, что верите в нашу победу. Считаю, на сочинской Олимпиаде не должно быть пустых мест на трибунах, которые я лично видел, скажем, в том же Турине. Значит, сделаем так, чтобы билеты были максимально доступны для приобретения.
«БУДЕТ КАТОК – БУДЕТ И ХОККЕЙНАЯ КОМАНДА В СОЧИ»
– Сергей из Нижнего беспокоит. Я студент. Не думали о том, чтоб поощрить учащихся высших учебных заведений волонтерской работой на отечественных Олимпийских играх?
– Все страны, которые проводят Олимпиады, как правило, приглашают студентов в качестве волонтеров. Таким образом, они могут бесплатно посещать некоторые соревнования, безвозмездно помогая организаторам Игр. Думаю, у нас будет то же самое.
– Марина Валерьевна из Москвы желает вам удачи!
– Спасибо!
– А вопросы у меня такие. Первый: что должны уметь потенциальные волонтеры, по каким критериям их подбирают? Второй: что предусмотрено организаторами для людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы они не испытывали дискомфорта на наших Играх?
– Начну с ответа на второй вопрос. Сразу после Олимпийских в том же месте проводятся и Паралимпийские игры – соревнования для спортсменов-инвалидов. У нас в стране до нынешнего дня практически нет сооружений, полностью подготовленных для соревнований паралимпийцев. И это невзирая на то, что мы выиграли больше всех медалей на последней туринской Паралимпиаде. Поэтому во всех сочинских проектах, которые, между прочим, уже готовы, мы уделяем этим вопросам повышенное внимание.
Все без исключения объекты в Сочи будут в соответствии с международными стандартами приспособлены для участия инвалидов-спортсменов и инвалидов-зрителей. В том числе и тех, кто вынужден передвигаться в инвалидных колясках. То же самое можно сказать и о гостиницах, и о всех видах транспорта.
Волонтеров же будет несколько тысяч. Для них обязательно знание, как минимум, английского языка.
– Волонтерами будут представители разных стран?
– Конечно. Но приоритет будет отдан россиянам. Их будет больше.
– Вадим на проводе. Учусь в Государственном университете управления по специализации «спортивный менеджмент». Государство планирует потратить порядка 12 миллиардов долларов на проведение Олимпиады. МОК, насколько мне известно, выделяет около миллиарда. На какие программы дополнительного финансирования рассчитывает Заявочный комитет Сочи, кроме, разумеется, спонсорских и телевизионных доходов?
– Это не совсем точно. 12 миллиардов долларов – это объем всей Федеральной целевой программы, в которой заложены и бюджетные средства, и частные инвестиции. Государственных средств там примерно половина. И пойдут они преимущественно не на собственно сами Игры – строительство спортсооружений, прием спортсменов, делегаций, зрителей и т. п., а на инфраструктуру, необходимую для их проведения – развитие дорог, систем энергообеспечения, телекоммуникационной сети, аэропорта, реализацию экологических программ, на модернизацию коммунальных сетей и т. д.
Что же касается альтернативного финансирования, то мы, если получим право на проведение Игр, безусловно, рассчитываем на продажи разного рода сувениров с использованием олимпийской символики. Грех не поучиться у наших китайских коллег, которые уже колоссальные деньги заработали на талисманах предстоящих пекинских Игр. Наверняка будет организована и олимпийская лотерея…
– А кто это будет все организовывать? Хватит ли в стране спортивных менеджеров для этого?
– В России теперь не только в спортивных вузах готовят подобных специалистов. В Московском социальном университете, как мне стало известно, начали обучение спортивных менеджеров. Впрочем, у нас и сейчас много сильных профессионалов в этой области. О чем, в частности, свидетельствует высочайшая оценка международными аналитиками деятельности нашего Заявочного комитета.
– Влад из Санкт-Петербурга к вам дозвонился, Александр Дмитриевич! Считаю, в Сочи срочно надо создать хоккейную команду. А то Дворец построят ледовый, и пустовать он будет после Игр. Поддерживает правительство мою идею?
– Идея здравая. Наверняка когда появится хороший каток, сделают в Сочи и приличную команду. Всему свое время.
ВТОРОЙ ТАЙМ.
ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ
О ТРУДНОМ ДЕБЮТЕ, УСПЕШНОМ МИТТЕЛЬШПИЛЕ И РАВНОМ ЭНДШПИЛЕ
– Как мастер спорта по шахматам признайтесь: продвижение сочинской заявки – заковыристая партия?
– Весьма! По сложности сравнение с шахматами здесь действительно вполне уместно. Причем в дебютной подготовке мы явно уступили: включились в гонку в самый последний момент. На то время уже имелось шесть претендентов. Так что изначально пришлось мириться с ролью заведомых аутсайдеров. Ведь мы подали заявку практически с пустыми руками: у нас ничего не было готово. При этом уже через год предстоял серьезный «отсев» – далеко не все семь городов-претендентов становились кандидатами.
— Выходит, вы почти сразу перешли к миттельшпилю…
— … в котором приходилось решать в том числе и чисто дебютные задачи. Для начала, к примеру, вообще рассказать миру о том, что есть такой город – Сочи. Положа руку на сердце, за рубежом многие люди о таком и не слыхивали. Справившись с этим, принялись объяснять, что там есть не только пляжи, что там реально проводить соревнования по зимним видам. Об этом и в нашей стране еще не так давно тоже мало кто догадывался.
— И, несмотря на это, вы изначально были уверены в успехе?
— Ну что вы! Мне как раз сперва эта затея казалась абсолютно виртуальной и нерешаемой. Но глаза боятся, а руки делают: и уже год назад в Лозанне мы вошли в тройку кандидатов вслед за Зальцбургом и Пьонгчангом.
— А еще через год, после опубликования отчета Оценочной комиссии и за 10 дней до голосования, уже сравнялись с конкурентами в рейтингах, по мнению авторитетного агентства Around The Rings.
— Хотя мы на это даже и не рассчитывали! Причем на эти данные, насколько мне известно, реально ориентируются члены МОК.
— То есть мы имеем, если продолжить обращение к шахматной терминологии, эндшпиль с равными шансами на успех?
— Абсолютно.
— И успех этот главным образом будет зависеть от того, поверят ли члены МОК, что Россия способна практически с нуля в сжатые сроки построить всю олимпийскую инфраструктуру? Игра такая будет «верю – не верю», да?
— Президент МОК Жак Рогге выразился на сей счет предельно ясно. Он, если вы не в курсе, заявил, что на сегодня все члены МОК уверены в технической стороне дела. То есть: кому бы ни отдали в этой ситуации Олимпиаду, имеется твердая убежденность, что она состоится. Причем на высоком уровне. Когда-то у них были сомнения на наш счет. Но нам удалось их развеять. Поэтому в Гватемале будет конкурс заявок в чистом виде, а не соревнование в реалистичности их исполнения.
ХОД ФЕРЗЕМ
— Как собираетесь задействовать в Гватемале ферзя – Президента России Владимира Путина? Вариантов, как показывает практика, масса. Можно пригласить Президента принять участие в презентации, как француза Жака Ширака в Сингапуре. А можно попросить его пойти по сингапурскому пути англичанина Тони Блэра и провести многочисленные встречи с членами МОК.
— Уверен, что Владимир Владимирович сделает все, что в его силах: и беседовать будет, и убеждать, и заявку нашу представлять. Поймите правильно: Президент очень активно поддерживал заявку Сочи с самого начала. Он искренне считает, что это крайне важный проект для страны, для ее спортивного развития. Как человек спорту отнюдь не чуждый, он настроен бороться до самых последних минут этой партии и сделает все от себя зависящее, чтобы в ней победить.
— Кроме президентского участия, чем вы еще намерены удивить на презентации?
— Ну, все секреты я не могу открывать. Много будет сюрпризов за отведенные 45 минут.
— Презентационный фильм, по опыту, еще не стопроцентный залог успеха. Режиссером французского кино в Сингапуре был Люк Бессон, нью-йоркского – Стивен Спилберг, а выиграли англичане с роликом от малоизвестной лондонской фирмы…
— …которая и сняла фильм для сочинской презентации! Ведь суть этих видеоматериалов не только и не столько в художественном воздействии. Здесь надо суметь правильно и четко подать интересующую членов МОК информацию. Которую тут же прокомментируют члены нашей команды. К примеру, тема моего выступления – экономические аспекты заявки. Евгений Плющенко и Светлана Журова расскажут о том, какие в Сочи будут созданы условия для спортсменов, а Вячеслав Фетисов – о нашем славном спортивном прошлом в зимних видах спорта.
— Если, не дай бог, проиграем, будем выставлять Сочи еще?
— Наш курорт обязательно получит Игры. Не в этот раз, так в следующий. Но мы настроены добиться этого права уже 4 июля. А то потом очень долго ждать придется.
«ПЕРЕЖИВАЮ ЗА «ЛОКО» И «СПАРТАК»
— Общеизвестно, что вы регулярно выходите на футбольную поляну. Как человек, который сам играет, оценивает качество футбола в нынешнем национальном первенстве? Удовлетворяет оно вас с эстетической точки зрения?
— Не удовлетворяет. Сейчас нет ни одной команды, которая показывала бы красивую игру. И для меня это удивительно. В последние годы на каждом отрезке чемпионата кто-то хорошо играл. Два года назад от ЦСКА глаз нельзя было оторвать. Хотя я за армейцев и не болею.
— А за кого?
— За «Спартак», за «Локомотив» по большей части.
— И как вам в связи с этим кадровая чехарда красно-белых?
— Не давите на больную мозоль. При этом время вроде бы у каждого тренера для постановки игры было, но никто ее так и не поставил. Многие говорят, что времени надо больше, но я вот сразу вспоминаю Бескова. Года человеку вполне хватило, чтобы практически из «ничего» сделать команду. Это все на моих глазах происходило – я на все матчи ходил, когда «Спартак» в первой лиге играл. Ни Скала, ни Старков, ни Федотов такой класс продемонстрировать, увы, не смогли.
— Чего же нам еще не хватает для классного футбола? Деньги вроде сногсшибательные у клубов имеются…
— …да и составы замечательные! В некоторых командах играют футболисты по-настоящему европейского уровня. Если честно, не знаю, что еще нужно для нормальной игры…
— Может, деньгами большими разбаловали?
— А разве в Англии, в Испании, в Италии – меньше платят? Но там почему-то есть отличные команды, показывающие не только результат, но и хорошую, захватывающую игру.
— В менталитете, наверное, дело? От него, похоже, многое зависит. Мы вот тут постоянно неприятную тенденцию подмечаем: не желают, видите ли, наши звезды, получающие баснословные гонорары, с журналистами после матча общаться. То яблоком рот займут, то ухо телефоном – на любые хитрости идут, чтобы смешанную зону по-тихому миновать!
– Считаю, что у спортсменов, особенно высокого уровня, первая задача – хороший контакт с прессой. Играют-то они в первую очередь для болельщиков. А болельщики испытывают к ним повышенный интерес, хотят о них побольше узнать. Поэтому им и надо давать о себе информацию.
– Слышали анекдот про новых русских, один из которых хвалится другому, что отхватил такой же галстук, только подороже? В нашем футболе, кажется, тоже такие герои появились. Газовая монополия, фактически подконтрольная государству, спонсирует клуб, который транжирит 20 миллионов на футболиста Тимощука. Нормальная история?
– Не нормально в этом то, что я нигде не могу проверить названную вами цифру. А значит, наш разговор на эту тему сразу перетекает в виртуальное русло. Чтобы можно было обсуждать конкретику, все футбольные клубы должны открыть бюджеты на манер баскетбольного ЦСКА.
– Но не открывают же…
– Не знаю почему. Без открытости в этой сфере никогда не будет профессиональной работы в командах. Со стороны Правительства созданы все условия для этого. Бояться нечего.
«НЕКОТОРЫЕ МАТЧИ ВЫЗЫВАЮТ ПОДОЗРЕНИЕ»
– Вы коренной москвич. Наверняка помните полные стадионы.
– Еще бы!
– Сейчас даже «Спартак» на это не способен.
– Так мы ж называли причину – игры нет. Появится – будут и аншлаги. Недавно пересматривал по ТВ матч красно-белых с «Арсеналом» 2000 года. Зима, мороз, а «Лужники» – под завязку. А все потому, что «Спартак» тогда был в силах обыгрывать лондонцев со счетом 4:1. Однако не будем забывать, что средние показатели посещаемости свидетельствуют, что народу на стадионах стало больше. Ненамного – но все же. Полагаю, посещаемость всегда подстегивают наши успехи на международной арене. Вот выйдет сейчас сборная на Евро, и люди на футбол потянутся.
– А выйдет?
– С моей точки зрения, шансы у наших – хорошие. Команда от матча к матчу прибавляет.
– Не так давно гостем нашей редакции был губернатор наиспортивнейшей Московской области Борис Громов, который признался, что по его ощущениям в этом году наш футбол не стал чище...
– Очевидно, что некоторые матчи вызывают подозрение. Команды играют безвольно, совсем не борются, легко, будто бы специально, дают забить. Но такое, честно говоря, все же не часто увидишь.
– В курсе, что в Российском футбольном союзе создана Рабочая группа по борьбе с противоправными проявлениями?
– Надеюсь, она поможет искоренить эти самые проявления.
– Ее руководителем стал заместитель начальника управления Генпрокуратуры Александр Яцев – человек для прессы загадочный. Не подскажете, ху из мистер Яцев?
– К сожалению, я с ним не знаком и никогда не встречался. Узнал из газет.
– Нет ли в правительственных кругах идеи предоставлять льготы компаниям, финансирующим спортивные команды?
– Нет. Все это мы уже проходили. Льготы эти молниеносно превращаются в прачечную для «отмыва» денег. Зато есть предложения не облагать суммы трансферов налогом на добавленную стоимость. Вот это вопрос действительно серьезный. Думаю, здесь есть над чем подумать. Что же касается футбольных клубов премьер-лиги, то, при умелом управлении, они и безо всяких льгот должны быть рентабельными.
– Ваше мнение: нашей футбольной сборной нужен свой стадион?
– Вообще-то у нас «Лужники» есть. Главная арена страны. Другое дело, что футбол на искусственном покрытии лично для меня все же «отдает» какой-то ущербностью. Поэтому, невзирая на затраты, на этом стадионе я хотел бы видеть живую траву.
СЫГРАЮТ ЛИ В СОЧИ В ХОККЕЙ С МЯЧОМ?
– Что как президент Российской шахматной федерации скажете по поводу недавнего решения Президентского Совета ФИДЕ допустить Топалова напрямую до поединка с победителем ханты-мансийского Кубка мира-2007?
– Первый раз слышу о таком повороте событий. Он требует дополнительного анализа. Могу лишь сообщить, что прежний вариант, при котором Крамник, побеждая на мексиканском мировом первенстве, выходил на Топалова, был для меня совсем не понятным. Так же как и то, что в случае поражения Владимиру предоставляется матч с чемпионом. Ну очень странно!
– На весь мир гремят турниры Линареса, Дортмунда, Вейк-ан-Зее. Когда у нас появится нечто подобное?
– Да у нас уже есть – «Мемориал Таля».
– Речь идет все же о традиционных мероприятиях…
– А он и будет традиционным. Вообще Россия на сегодняшний день является хозяйкой самых крупных турниров мужского – «Мемориал Таля» и женского – соревнование в Краснотурьинске – календаря.
– Как относитесь к олимпийским перспективам шахмат?
– Трудное дело. Хотели сначала в зимнюю программу их включить. Но там обязательно присутствие в каждом виде либо снега, либо льда. Ну не лепить же нам снежных королей! К тому же на шахматный турнир приедут спортсмены из 150 стран. Одних шахматистов будет чуть ли не столько же, сколько всех спортсменов соревнующихся по нынешней программе зимней Олимпиады… Между прочим, если выиграем выборы в Гватемале, то сможем в 2014 году заявить один «свой» вид.
– Хоккей с мячом!?
– Вряд ли. Все-таки маловато стран в него играют.
– Значит, у нас будут хорошие шансы на золото! А то в хоккее с шайбой мы уже и бронзой довольствуемся. И в правительстве сборную, занявшую третье место на домашнем чемпионате мира, чествуем, и в Кремле…
– Местом как раз никто не доволен. Просто очень довольны игрой команды. Впервые за долгое время у нас была сборная, за которую хотелось болеть, которая влекла на трибуны. У нее было то, что мы потеряли в отечественном футболе. Хочется надеяться, что лишь на время.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЖУКОВ Александр Дмитриевич
Родился 1 июня 1956 года в г. Москве.
В 1978-м окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «Экономист-математик».
С 1978-го работал во ВНИИ системных исследований АН СССР.
С 1980-го по 1991-й – сотрудник Главного валютно-экономического управления Министерства финансов СССР.
В 1986 – 1989 гг. – депутат Бауманского районного Совета народных депутатов.
В 1991 – 1993 гг. – вице-президент внешнеэкономического АО «Автотрактороэкспорт».
В 1994 – 2004 гг. – депутат Государственной Думы Российской Федерации.
9 марта 2004-го назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
Мастер спорта по шахматам, нападающий команды Правительства РФ.
Женат, имеет сына.