Трасса для проигравших. По мнению экспертов, проект олимпийского санно-бобслейного желоба опасен для жизни спортсменов-профессионалов и неприемлем для новичков

После ванкуверского пинка спортивное сообщество России на полную мощь включилось в работу над вопросом, как победить в Сочи. И как-то совсем на второй план отошел вопрос, а где, собственно, побеждать? И вот – будто обухом по башке! – сенсационное заявлен
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. СОЧИ-2014
РАССЛЕДОВАНИЕ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

После ванкуверского пинка спортивное сообщество России на полную мощь включилось в работу над вопросом, как победить в Сочи. И как-то совсем на второй план отошел вопрос, а где, собственно, побеждать? И вот – будто обухом по башке! – сенсационное заявление президента Федерации санного спорта Валерия Силакова: олимпийская санно-бобслейная трасса в Сочи не соответствует как минимум трем пунктам международных правил. Скверный подарок к третьему визиту координационной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК), стартующему в ближайший вторник…

СОЧИ. КРАСНАЯ ПОЛЯНА. ВЫИГРАВ ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ ИГР-2014, МЫ ПОСТАВИЛИ СЕБЕ ОЧЕНЬ АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ. ПОРА НАЧАТЬ ИМ СООТВЕТСТВОВАТЬ.
 

В крохотной комнатке лаборатории Института механики МГУ – видавшая виды мебель и уютный запах кофе. За окном во дворе – полуразрушенная стартовая эстакада. Точная копия олимпийского старта Игр-80 в Лейк-Плэсиде, тренировки на которой принесли золото нашей Вере Зозуле. Эстакада давно уже не функционирует, а россияне в санях олимпийское золото с тех пор не выигрывали.

Выиграют ли в 2014 году в Сочи? Во многом это, как и 30 лет назад, будет зависеть от количества тренировок, проведенных в боевых условиях. Пока их проводить, ясное дело, негде – сочинская олимпийская трасса существует лишь на бумаге. Ее эскизный проект президент Федерации санного спорта России Валерий Силаков получил 26 марта 2010 года. Хотя датирован он 1 июля 2009 года. Где были документы все это время?

— Формально оргкомитет вообще не обязан согласовывать проект трассы со мной, то есть со своей национальной федерацией, — объясняет Силаков. – Достаточно получить согласие международных федераций. Но тогда остается вопрос: для кого мы все это строим, если, даже получив домашнюю Олимпиаду, не хотим сделать так, как будет лучше нашим спортсменам?

По заключению специалистов Института механики, эскизный проект будущей олимпийской трассы… неприемлем. Международные федерации санного спорта (FIL) и бобслея и скелетона (FIBT) его, правда, подписали, хотя он, с точки зрения специалистов, явно противоречит как минимум трем пунктам их же правил (см. материал на этом развороте. – Прим. ред.).

ГРУЗИТЕ СПОРТСМЕНОВ ВЕРТОЛЕТАМИ

Автор сочинского проекта Удо Гургель начинал строить санно-бобслейные трассы еще во времена ГДР. Трасса в латвийской Сигулде – его работа. Проектировал немецкий специалист и две последние олимпийские трассы – в Турине и Ванкувере. В Ванкувере ошибка Гургеля в расчетах максимальной скорости составила почти 20 км/час. – 153,98 км/час. вместо расчетных 135. Возможно, как раз она стоила жизни грузинскому саночнику Нодару Кумариташвили (историю его гибели читайте на этом развороте. – Прим. ред.)

– Гургель – классный специалист, и до определенных скоростей методика, по которой он строил, была адекватна, — поясняет заведующий лабораторией Института механики МГУ профессор Александр Шахназаров. – Но когда со временем из-за более качественного инвентаря скорости выросли, она стала давать сбои. В Ванкувере у бобслеистов в одном заезде перевернулись сразу девять экипажей. В Турине трасса была спроектирована настолько плохо, что травмированных спортсменов увозили в госпитали вертолетами: кладут – увозят, кладут – увозят! Тогда впервые в истории пришлось отменять предолимпийский этап Кубка мира.

— Почему же Оргкомитет «Сочи-2014» выбрал именно Гургеля?

— Затрудняюсь с ответом. Пару лет назад мы, учитывая наш опыт создания трассы в подмосковном Парамонове (информацию о ней читайте на этом развороте. – Прим. ред.), предлагали оргкомитету сделать эскизный олимпийский проект. Причем бесплатно. Но никакого ответа не получили.

ЕЛКИ-ПАЛКИ, ЛЕС ГЛУХОЙ

После конфуза в олимпийском Ванкувере госкорпорация «Олимпстрой», занимающаяся строительством олимпийских объектов, кажется, убедилась в профессиональной некомпетентности бюро Гургеля. «Олимпстрой» обратился в тот самый Институт механики МГУ с просьбой провести экспертизу немецких расчетов. Но специалисты МГУ на этот раз от сотрудничества категорически отказались.

— Методика, которой мы пользуемся, не приспособлена для анализа готовых проектов, — поясняет ведущий программист лаборатории Александр Остроумов. – Мы можем указать на какие-то явные несоответствия правилам, но четко рассчитать, какова будет максимальная скорость и перегрузки, не беремся. Это не каприз и не саботаж, а реальная оценка ситуации.

Обращение «Олимпстроя» к ректору МГУ Виктору Садовничему с просьбой принудить непокорных специалистов к сотрудничеству не помогло. Математик по образованию, Садовничий после краткого анализа проекта, говорят, встал на сторону своих ученых: мол, если вы работаете с Гургелем, то ему и доверяйте.

Официальный сайт Оргкомитета «Сочи-2014» обещает ввод в строй санно-бобслейной трассы в 2012 году. Срок критический: по международным правилам трасса до Олимпиады должна «отработать» две официальные тренировочные недели и желательно один этап Кубка мира.

— Даже если предположить, что все противоречия удастся устранить в короткий срок и специалисты начнут чертить детальный проект уже сегодня, в начале 2012 года мы получим «голый» желоб олимпийской трассы, без прилегающей инфраструктуры, зданий, территории, — считает главный инженер трассы в Парамонове Яков Пельц. — Ведь сейчас на месте будущей трассы – глухой лес, который еще предстоит вырубить.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

КАК ПОГИБ НОДАР КУМАРИТАШВИЛИ

12 февраля 2010 года, выполняя тренировочную попытку накануне олимпийских стартов на трассе в канадском Уистлере, разбился 21-летний грузинский саночник Нодар Кумариташвили. Спортсмен, развивший скорость около 145 километров в час, потерял контроль над санями, вылетел за пределы ледового желоба и ударился о металлическую колонну. После инцидента трассу сочли опасной для жизни спортсменов: из-за этого пришлось снизить точку старта для мужчин до женской отметки, а для женщин – до юношеской.

О ЧЕМ НЕ ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ КРИТИКИ ИЗ МГУ…

К ТРАССЕ В ПАРАМОНОВЕ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ПРЕТЕНЗИИ

– После открытия парамоновской трассы мне таких дали… — признавался в интервью «Советскому спорту» серебряный медалист Турина-2006 саночник Альберт Демченко. — А что я? Меня пригласили на инспектирование трассы, когда ее уже построили, сметы подписали. Я за два дня прошарил трассу вдоль и поперек. Написал талмуд замечаний... А мне: где ты раньше был? Так меня ж никто не спрашивал.

Сейчас санно-бобслейная трасса в подмосковном поселке Парамоново уже прошла гомологацию (международную сертификацию. – Прим. ред.). Однако до сих пор специалисты предъявляют к ней претензии. К примеру, главный тренер сборной России по бобслею Владимир Любовицкий говорит: «Надо корректировать радиусы трассы на поворотах от четвертого до седьмого, к которым возникло больше всего вопросов».

Участница же Олимпиады-2010 скелетонистка Елена Юдина сетует, что у трассы слишком узкие для скелетона выходы из четвертого, пятого и шестого виражей. Бронзовый призер Игр-2010 бобслеист Александр Зубков считает, что трасса слишком простая, «для начинающих – в самый раз».

… И НЕМЕЦКИЕ ПРОЕКТИРОВЩИКИ

«ОЛИМПСТРОЙ»: ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ

«Прошедшие соревнования и тренировочные заезды на трассе в Ванкувере в рамках XXI зимних Олимпийских игр еще раз показали, что проектное бюро Гургеля не сделало нужных выводов из опыта эксплуатации трассы в Турине. Ее главные недостатки – высокие скорости и, как следствие, высокий травматизм — были также перенесены на трассу в Ванкувере, где достигли предельных значений. Реальная скорость, развиваемая спортсменами, существенно превысила расчетные 135 км/час. и достигла 153,98 км/час. Растерянные оправдания Удо Гургеля по поводу гибели грузинского саночника говорят о том, что методика расчета, применяемая немецкими проектировщиками, имеет высокую погрешность и не учитывает современных реалий развития санного и бобслейного спорта. Вновь спроектированная трасса в Сочи, по заверениям проектировщика, будет медленнее ванкуверской на 10—15 км/час. Однако никаких дополнительных расчетов к этому заявлению не прилагается, то есть предлагается, как всегда, положиться на «большой опыт проектировщика». <…> Учитывая высокий риск получения заведомо ошибочного проектного решения, исправление которого потребует существенных финансовых и временных затрат, а также может повлечь человеческие жертвы, ГК «Олимпстрой» не имеет права руководствоваться мнением одной, в данном случае заинтересованной, стороны. Просим Вас оказать содействие в экспертизе расчетов профиля санно-бобслейной трассы, ее центральной линии и их влиянии на динамические характеристики и безопасность объекта».

Из письма госкорпорации «Олимпстрой» ректору МГУ Виктору Садовничему от 2 марта 2010 года.

КОММЕНТАРИЙ СТРОИТЕЛЕЙ

«СТРОЙПРОФИ»: НЫНЕШНИЙ ПРОЕКТ – ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ

Мы решили проверить информацию, полученную нами в Институте механики МГУ и Федерации санного спорта России, в других компетентных источниках.

В пресс-службе «Сочи 2014» ответили предельно коротко: «В соответствии с требованиями МОК проектная документация олимпийских спортивных объектов должна согласовываться с международными федерациями по видам спорта. В соответствии с утвержденным МОК графиком согласования проектной документации документация санно-бобслейной трассы была согласована с FIBT (Международная федерация бобслея и тобоганинга) и FIL (Международная федерация санного спорта)». Читай: все требования по объекту на сегодняшний день выполнены в срок, поводов для беспокойства нет.

С представителями компании «Стройпрофи», которая, выиграв конкурс на проектирование санно-бобслейной трассы, привлекла к сотрудничеству Удо Гургеля, разговор вышел чуть более обстоятельный.

– Почему эскизный проект трассы, датированный 1 июля 2009 года, в Федерации санного спорта России получили лишь 26 марта 2010 года? – спросили мы у «Стройпрофи».

– Проектная документация трассы (расчеты скоростей и перегрузок) направлялась компанией «Стройпрофи» в адрес президента Федерации санного спорта г-на Силакова, а также в адрес членов Федерации санного спорта господ Шахназарова и Остроумова 10 июня 2009 года. Замечаний по данной проектной документации получено не было. Мастер-план трассы был согласован президентами Федерации санного спорта г-ном Силаковым и президентом Федерации бобслея России г-ном Музырей 17 ноября 2009 года.

– Почему предполагаемая трасса в Сочи, согласно эскизному проекту «версия 5.2» от 1 июля 2009 года, противоречит сразу нескольким пунктам правил международных федераций? В частности, длина трассы превышает разрешенную, угол и количество контруклонов тоже не соответствуют разрешенным параметрам?

– Оргкомитетом «Сочи 2014» получены все необходимые согласования FIBT и FIL.

– Является ли эскизный проект «версия 5.2» от 1 июля 2009 года окончательным, по которому будут вестись проектирование и строительство трассы?

– Да.

– Когда планируется приступить к строительным работам на месте будущей трассы? Когда трасса (или отдельно желоб трассы) будет готова к эксплуатации?

– Земельные работы начнутся в апреле 2010 года. Трасса (желоб и система замораживания) должна быть готова к проведению гомологации в феврале 2012 года.

P.S.

Как-то не складывается у нас с санно-бобслейными трассами. Сроду их в России не было, а стоило появиться первой, парамоновской, так оскандалились: использовать ее с полной соревновательной нагрузкой было категорически нельзя. Все изумлялись: столько денег ухлопали, но все равно ошибок насажали. Эту тему усиленно замалчивали, да и бог с ним, поскольку мы сами же себя и наказали. За ошибки на сочинской трассе ответственность куда круче – международный престиж всей страны на кону, как ни крути.

Вполне вероятно, что Институт механики МГУ преследует личный интерес с элементами мести: а вот не дали нам-де трассу сочинскую построить, так и получайте теперь за своего горе-архитектора Гургеля на орехи. Нельзя не учитывать и того, что именно критики из МГУ – авторы злополучной парамоновской трассы. Но информация,ставшая достоянием редакции (см. письмо «Олимпстроя»),слишком тревожна и нуждается, на наш взгляд, в тщательной проверке. Будем счастливы,если все опасения окажутся беспочвенными.

ВОПРОС – РЕБРОМ

В ЧЕМ ОЛИМПИЙСКАЯ ТРАССА В СОЧИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПРАВИЛАМ?

Силаков: — Сразу трех контруклонов на одной трассе нет нигде в мире. Есть единственный пример в Нагано, где устроен один контруклон, и то эта трасса сейчас практически не используется. В сочинском проекте особенно поражает прямая на выходе с 14-го виража – подъем в гору длиной 64 м и уклоном 16,5 процента! Это же просто аттракцион «американские горки», а не санно-бобслейная трасса! Выходит, после Олимпиады тренировать в Сочи детей мы не сможем. Они просто не смогут с середины трассы проехать этот контруклон, полностью остановятся!

КАК В ПРАВИЛАХ

Пункт 3.1. Длина трассы. Максимальная длина трассы от старта до финиша не должна превышать 1300 м для мужчин и 1050 м для женщин, двоек и юниоров (здесь и далее – выдержки из правил Международной федерации санного спорта от 2008 года. – Прим. ред.)

КАК В СОЧИ

Длина трассы с мужского старта – 1475 м, с женского – 1384 м.

Президент Федерации санного спорта России Валерий Силаков: — Эти цифры явно противоречат правилам международной федерации. Да, трасса была длиннее разрешенного и в Ванкувере. Но где гарантия, что в день открытия Олимпиады в Сочи какая-нибудь страна не заявит протеста, что трасса не соответствует международным правилам, и не разразится гигантский скандал?

КАК В ПРАВИЛАХ

Пункт 16.7. Длина трассы. На последних 100—150 метрах, в зависимости от скорости, на трассе может присутствовать контруклон (финишная часть санно-бобслейной трассы, заканчивающаяся подъемом, для безопасной остановки саней, боба. – Прим. ред.). Максимальная крутизна этого контруклона не должна превышать 12 процентов.

КАК В СОЧИ

Два контруклона устроены в начале и середине трассы – то есть примерно за 500 и 1000 м до финиша. Крутизна заключительного контруклона составляет 16,5 процента.

Силаков: — Сразу трех контруклонов на одной трассе нет нигде в мире. Есть единственный пример в Нагано, где устроен один контруклон, и то эта трасса сейчас практически не используется. В сочинском проекте особенно поражает прямая на выходе с 14-го виража – подъем в гору длиной 64 м и уклоном 16,5 процента! Это же просто аттракцион «американские горки», а не санно-бобслейная трасса! Выходит, после Олимпиады тренировать в Сочи детей мы не сможем. Они просто не смогут с середины трассы проехать этот контруклон, полностью остановятся!

КАК В ПРАВИЛАХ

Пункт 16.8. Характеристики трассы. Наиболее сложные для пилота элементы должны быть расположены в верхних двух третях трассы.

КАК В СОЧИ

На 17-м, предпоследнем, вираже, одном из самых сложных для прохождения технически, спортсмен с мужского старта развивает максимальную скорость за всю трассу – 135,76 км/час.

Силаков: – Только кажется, что спортсмены спускаются меньше минуты и устать за это время невозможно. На самом деле под воздействием перегрузок к концу уходит концентрация внимания и вероятность ошибки повышается. Поэтому правила не допускают ставить особо сложные виражи на финиш трассы. В проекте же мы имеем самый скоростной участок и очень крутой вираж радиусом всего 33 м, который стоит предпоследним.

КАК В ПРАВИЛАХ

Пункт 16.13. Центробежная сила. Не допускаются перегрузки свыше 5g (g – ускорение свободного падения).

КАК В СОЧИ

Расчетная максимальная перегрузка на идеальное прохождение – 4,87 g. В реальности, с учетом возможных ошибок спортсменов и качества льда, она может быть существенно выше.

Силаков: – Возможно, формально проектировщики отстоят свою правоту. Но не будем забывать о возможной погрешности в вычислениях. В Ванкувере, например, тот же самый проектировщик ошибся с оценкой максимальной скорости почти на 20 км/час. Если в Сочи скорости также окажутся несколько выше расчетных, перегрузки зашкалят за все допустимые пределы. Расчет скорости всегда ведется в неком коридоре в зависимости от состояния льда, погоды, мастерства спортсменов. Здесь же мы стоим на критическом значении, не имея никакого запаса.

Новости. Олимпиада