К кому пойти учиться? Монолог о главенствующей роли тренеров-профессионалов, которых у нас почти нет, да и взяться им неоткуда
СОБЫТИЕ ДНЯ. СОЧИ-2014
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ
После окончания зимней Олимпиады в Ванкувере прошло уже два месяца. Страсти поутихли, герои награждены, виновники вроде определены и, кажется, даже наказаны. 20 мая будет утвержден в должности новый президент Олимпийского комитета России. Его имя всем известно – это вице-премьер Правительства Российской Федерации Александр Дмитриевич Жуков. Кандидатура не вызывает сомнений: опытный управленец, спорту не чужд, авторитетен и не авторитарен. Чего еще нужно? Неужели так и будем комплексовать по поводу и без оного? В чем проблема-то?
ПОЧТИ ПО ГАЛИЧУ
Мне кажется, что часть наших олимпийских проблем лежит в сфере людской психологии. Мы привыкли гордиться победами наших спортсменов на всех соревновательных уровнях. А раз Олимпиада – высший спортивный форум, то и здесь нам победу вынь да положь. Кроме того, со времен, когда страна называлась СССР, мы помним, что «спорт – вне политики», поэтому государственную мощь оцениваем и по успехам или неуспехам на спортивных ристалищах. Удар по престижу в Ванкувере был нанесен мощнейший, и многих это не просто расстроило, а даже оскорбило и унизило. Что же это делается, братцы? «Вас, засранцев, опекаешь и растишь/А вы, суки, нам мараете престиж!» – помните Галича?
Слава богу, что не порубали головы спортсменам. Зато лишились своих постов многие спортивные руководители: президент Олимпийского комитета России (ОКР), несколько глав федераций по зимним видам спорта… Высокопоставленным чиновникам запретили возглавлять спортивные федерации. Это правильно, но хотелось бы еще и узнать: что же именно все эти лишенцы делали неправильно? Ведь отрицательный опыт – тоже опыт, и надо учесть все допущенные ошибки, чтобы их больше не повторять. А то ведь только одна федерация – Союз биатлонистов России (СБР) – подняла завесу тайны. Союз рассекретил информацию по итогам выступления на Олимпиаде и по тому, какие меры собирается принимать, чтобы результаты этих выступлений улучшить в будущем. Не удивляюсь, ибо биатлонисты были лучшими нашими представителями в Канаде и их медальный вклад самый весомый.
А остальные что? Нечего сказать или, с их точки зрения, ничего особенного не случилось?
Детальный анализ всего цикла подготовки, а не только последнего учебно-методического сбора и самих стартов – очень важная часть тренировочной работы. Но я не собираюсь повторять прописные истины. Просто личный опыт и опыт, накопленный в моей семье несколькими поколениями хороших тренеров, позволяет сказать, что невозможно сделать шаг в правильном направлении, не оглянувшись назад, не взяв из предыдущего всего полезного и правильного. А то ведь можно и не в ту сторону шагнуть.
КОГДА ТРЕНЕР РАБОТАЕТ ВО СНЕ…
Я не люблю огульно критиковать тренеров. Эта профессия очень сложная. Состоящая из множества элементов и требующая постоянной учебы, ознакомления с новыми методиками, внедрения новых форм и средств ведения тренировочного процесса. Спорт – это такая область человеческой деятельности, в которой особенно заметно, что тот, кто не движется вперед, сразу же и безнадежно отстает. Поэтому сначала о тренерских кадрах. Вернее, об их подготовке.
В России полтора десятка институтов физкультуры. Каждый год эти вузы выпускают в мир около двух с половиной тысяч тренеров-преподавателей. Хорошо это или плохо? По количеству, конечно, хорошо. Это позволяет насыщать тренерскими кадрами наши ДЮСШ И СДЮШОР. А вот качество вызывает известную толику сомнения.
Я думаю, что неплохо разбираюсь в своем виде спорта – баскетболе. Вывод следующий: учебники, по которым обучают студентов на кафедрах баскетбола, устарели, подавляющее большинство преподавателей не владеют самыми современными методиками, и самое страшное, что им негде этим методикам научиться.
Не думаю, что в других видах спорта картина резко отличается в положительную сторону. Это означает, что молодые тренеры, приходящие впервые на работу в школу, уже учат наших детей не так. То есть на освоение одних и тех же базовых технических элементов уходит гораздо больше времени, чем могло бы.
Зачастую тренеры юношеских и молодежных сборных страны жалуются на то, что к ним в руки попадают невероятно одаренные от природы мальчики и девочки с невероятными пробелами в технической подготовке и с отсутствием элементарных знаний по тактике. А ведь переучивать гораздо сложнее, чем учить впервые. Я уверен, что похожие проблемы существуют во всех видах спорта.
Не испытал удивления, читая интервью исполнительного директора СБР Сергея Кущенко, который жаловался, что для сборной команды не удалось найти в стране ХОРОШЕГО специалиста по лыжной подготовке коньковым ходом. Приходится приглашать из-за рубежа. Значит, должна быть поставлена задача по быстрому и качественному улучшению подготовки тренеров всех уровней. Ведь приглашение зарубежных специалистов возможно только в спорте высших достижений, а стране нужны умелые тренерские кадры для работы с детьми и подростками.
Мне в жизни везло на классных тренеров. Я наблюдал, как работают такие асы, как А.В. Тарасов, Ю.Б. Чесноков, С.А. Жук, мои папа и дядя А.Я. и Е.Я. Гомельские. Они пахали по 365 дней в году и по 24 часа в сутки – даже во сне! Они сами были новаторами и вели не только своих спортсменов, но и свои виды спорта к новым высотам. Такие выдающиеся личности рождаются редко. И призывать всех тренеров во всех видах спорта стать гениями – очевидный нонсенс. Но федерации обязаны уделять внимание подготовке тренерских кадров, помогать кафедрам в создании методических пособий, а еще лучше – снабжать видеоматериалами для изучения и освоения.
Очень важно использовать все самые современные методики. Это не так уж и сложно. Ведущие тренеры мира не скрывают своих наработок, да это и невозможно. Один раз твой воспитанник или твоя команда выступит удачно и тут же попадает под пристальное изучение конкурента. Ответы на вопрос: «За счет чего выиграли?» будут получены через пару недель.
СИНЕКУРА ПРОТИВ НОВЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
Я не склонен пинать ногами упавшего. Бывший президент ОКР Леонид Тягачев в свое время был очень хорошим тренером, и его спортсмены регулярно показывали результат. Но, заняв президентскую должность, он ничего не сделал для учебно-методической и практической помощи в деле развития тренерских кадров.
Практически тот же самый упрек можно выставить и Вячеславу Фетисову. Великий спортсмен и очень неплохой тренер, став чиновником, попросту забыл, что тренеры – соль земли спортивной.
И здесь просматривается еще одна проблема. В отечественном спорте катастрофическая нехватка менеджеров высокого уровня. Тех, кто умеет организовать работу клуба, команды, федерации, можно пересчитать по пальцам двух рук. Функций управленца в спорте не меньше, а то и больше, чем в бизнесе: организация процесса, финансирование, кадры, контроль и учет и т.д. А для всего этого необходимо разбираться в специфике спорта в целом и своего вида в частности. Среди российских спортивных чиновников талантливых управленцев подавляющее меньшинство. И взять новых и умелых просто неоткуда. Их в нашей стране не готовят.
Впрочем, даже если и появляется молодой и талантливый, то отнюдь не значит, что ему дадут дорогу. Старое поколение отчаянно держится за свои места. И если и принимает молодежь, то только из своего клана. Слово «синекура» как нельзя лучше подходит для описания отношения многих представителей спортивного чиновничества к своей работе. Определенная надежда была на российских чемпионов прошлых лет, которые окончили Государственную академию управления. Однако их мало, а работу они себе нашли гораздо более престижную и, видимо, более высокооплачиваемую.
КАК УЖИТЬСЯ МИНСПОРТА И ОКР?
Я думаю, что в наступившем олимпийском цикле пора прекратить чиновничьи войны вокруг и внутри спорта. Это чистое вредительство. Нужно разграничить сферы ответственности и помогать налаживать друг другу работу.
О сферах ответственности: ясно, что Министерство спорта – государственный орган и оно должно взять на себя неблагодарную часть работы: подготовку тренерских кадров в вузах, кадровое насыщение ДЮСШ, СДЮШОР, олимпийских центров, организацию, финансирование и контроль за их работой, помощь и проведение соревнований на всех возрастных уровнях. Другими словами – отвечать за подготовку резерва. Я уже не говорю о популяризации спорта и здорового образа жизни.
ОКР объединяет все федерации по видам спорта. Здесь и задачи другие – подготовка ведущих спортсменов и сборных команд страны к крупнейшим международным соревнованиям, контроль за работой федераций, взаимодействие с МОКом.
Обе организации участвуют в финансировании своей деятельности, но не борются друг с другом за источники этого финансирования. При полезном взаимодействии без перетягивания одеяла на себя можно успеть подготовить достойное выступление на Олимпиаде в Сочи в половине видов программы. Почему в половине? Потому что существует ряд видов, в которых за четыре года нереально подготовить спортсменов, способных побороться за медали. И это надо хорошо понимать. Я не призываю бросить тренироваться наших горнолыжников, прыгунов с трамплина, двоеборцев и мужчин-керлингистов. Однако без сколько-нибудь заметного резерва, без юниоров в возрасте 16–17 лет, которые уже как-нибудь проявили себя на международных стартах, утопично надеяться на какой-либо успех в Сочи в данных дисциплинах.
У КАЖДОГО ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЯ ПИРАМИДА
В прессе за последние два месяца было немало публикаций на тему подготовки к Олимпиаде в Сочи и реформ, назревших в отечественном спорте. Читал я их внимательно и многие положения этих статей полностью поддерживаю. Бизнесмен и президент СБР Михаил Прохоров высказал мысль о пирамидальной форме построения успешного спортивного проекта в нашей стране. Споров не вызывает – идея правильная, апробированная в разных странах, высокая степень успеха гарантирована. В баскетболе первым человеком, высказавшим эту идею и воплотившим ее в жизнь, стал гениальный тренер Джон Вуден. Его книга «Пирамида успеха» была опубликована еще в 1973 году.
Свою пирамиду, применяя самые современные методики подготовки, можно и нужно строить в каждом виде спорта. Результата быстрого и одновременно пролонгированного по времени не будет. Это кропотливая, многолетняя работа. Она рассчитана на то, что через 6–8 лет станут побеждать те спортсмены, которых селекционеры отобрали в секции сегодня, а грамотные тренеры будут терпеливо учить их на протяжении этих лет, бережно переводя с одного уровня мастерства на другой. Это путь! Планомерный и всеохватывающий, рассчитанный на то, что из 1500 отобранных сегодня детей через 8 лет получится один олимпийский чемпион. Хотя… В разных видах спорта соотношение количества занимающихся на одного выдающегося чемпиона сильно различается. В этом еще одна сложность профессии тренера, особенно детского: он прекрасно понимает, что через его руки пройдет не одна сотня ребятишек, прежде чем удастся воспитать звезду. Но тренер же не бросает свою работу по этой причине.
На страницах «Советского спорта» была опубликована канадская программа подготовки к играм в Ванкувере. Хорошая программа. Довольно скучным, я бы сказал, прагматичным языком были описаны все действия в их последовательности, что очень важно для достижения успеха на домашней Олимпиаде. Нам подходит очень многое. Просто не надо забывать, что большинство важных моментов в такого рода подготовке не являются чисто канадскими ноу-хау. В некоторых я узнал идеи, предлагавшиеся еще Всесоюзным научно-исследовательским институтом физкультуры и спорта (ВНИИФК), где учился в аспирантуре в начале 80-х. И при внедрении части канадской программы необходимо учитывать нашу специфику, особенно в области психологического стимулирования спортсменов и тренеров.
Больше всего мне понравилась та часть программы, где описаны условия привлечения зарубежных специалистов. Канадцы весьма трезво оценили уровень своих специалистов в тех видах спорта, где в Канаде не было ни традиций, ни массовости. В ряде видов у нас очень схожая картина. Вообще спортивная наука – это область, в которой нам пока не удалось вернуть себе лидирующие позиции. А разработки ученых в этой сфере могут быть очень полезны не только при подготовке спортсменов высших разрядов, но и в других областях жизни.
Кроме этого, говоря о науке, хочу сказать и о такой ее области, как научное прогнозирование. В каждом виде спорта с высокой долей вероятности можно предсказать результат, который принесет медаль. Приведу простой пример: на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году в соревнованиях спринтеров на дистанции 100 метров победит тот, кто покажет результат 9,92–9,93 сек. Это не мой прогноз, а французского Института спорта. Обоснование: в Лондоне бег будет проходить на уровне моря, в условиях повышенной влажности и при температуре воздуха не выше 23 градусов. В таких условиях ждать нового мирового рекорда не приходится. Значит, наибольшие шансы на победу у того бегуна, который стабильно в этих условиях показывает вышеназванную скорость.
Имея подобный прогноз, тренеру гораздо понятнее становится, как и за счет чего он сможет подготовить своего спортсмена к ответственному старту. Понимаю, что в гонке лыжников на 50 км сложно учесть все нюансы и с 90-процентной уверенностью сказать, что победу принесет такой-то результат. Однако задача состоит в том, чтобы оказать тренерскому штабу любую возможную помощь.
* Автор – постоянный обозреватель «Советского спорта», мастер спорта международного класса, сын легендарного тренера сборной СССР по баскетболу Александра Гомельского, племянник заслуженного тренера СССР Евгения Гомельского. Окончил тренерский факультет Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры.
В ТЕМУ
ОКЛАД ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА СБОРНОЙ – 5500 РУБЛЕЙ
В разговоре с корреспондентом «Советского спорта» Натальей Марьянчик руководитель Центра спортивной подготовки сборных команд Александр Кравцов раскрыл размеры зарплат российских тренеров.
– Зарплата тренеров сборных команд состоит из ставки – базового оклада и дополнительных коэффициентов. Базовый оклад действительно невелик: для главного тренера сборной команды он составляет 5500 рублей, для старшего – 5000 рублей, для тренера сборной – 4700 рублей. К этому добавляются различные коэффициенты: за показанные результаты, за имеющиеся награды и звания, за опыт работы и так далее.
Ясно ведь, что, например, тренеры биатлонистов должны получать больше, чем специалисты из горных лыж, где мы давно уже ничего не выигрывали. В конце месяца все коэффициенты, выраженные в процентах от зарплаты, суммируются. Плюс к базовому окладу и коэффициентам у нас ежемесячно выплачиваются премии. Для примера, в прошлом сезоне старший тренер сборной по успешному зимнему виду спорта получал в месяц 63 000 рублей: 34 000 рублей зарплаты плюс премиальные. Эти цифры могли чуть меняться в зависимости от результатов спортсменов на соревнованиях и размера премии. Но порядок сумм примерно таков. Поэтому когда тренеры рассказывают в прессе, что получают по 5 тысяч рублей в месяц, они, мягко говоря, лукавят, говоря только о базовом окладе и умалчивая о дополнительных коэффициентах и премиях.