Против склона – нет циклона! Спецкор «Советского спорта» в простой компании и непростых погодных условиях протестировал олимпийские трассы [ВИДЕО]
ГОРНЫЕ ЛЫЖИ. КУБОК ЕВРОПЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
СОЧИ-2014
Как уже сообщал «Советский спорт», на склонах плато Роза Хутор в 40 километрах от Сочи проходит очередной этап Кубка Европы. Событие знаковое и для спортсменов, раскрывших новую страничку в международном горнолыжном календаре; и для туристов, получивших уникальное – олимпийское! – спецпредложение.
Последних представлял на трассах Сочи-2014 наш корреспондент.
По достоверной информации Бернар Русси – женоненавистник. Швейцарец проектировал на Розе Хутор олимпийскую трассу женского скоростного спуска (длина 4250 м, перепад высот 1360 м). И вложил в нее весь пыл уязвленной мужской души. Вот вам, дамочки, пара вертикальных участков – за лицемерие. И каскад виражей – за безумные шопинги. А теперь пожалуйте на трамплинчик (поворот в полете направо на 90 градусов) – это за подлые измены…
Шутки шутками, но слабому полу гоняться здесь будет непросто (старт намечен на 24 февраля). Что же говорить о вашем корреспонденте, рискнувшем скатиться с олимпийской горы накануне? Пусть даже страховать меня согласился коллега из «Комсомолки» Кирилл Серов, удачно оказавшийся мастером спорта по горным лыжам и некогда членом молодежной сборной СССР...
«Не бросай одного его!» – бодро кричу ему на прощание, толкаюсь палками и лечу в пропасть.
ПОСЕЛОК «РОЗА ХУТОР» – В ДВУХ ШАГАХ ОТ ПОДЪЕМНИКА (СПРАВА НА ДАЛЬНЕМ ПЛАНЕ – ГОСТИНИЦА).СТАРТ. «РОЗА-1600»
Объективности ради замечу: мы стартовали с полпути. На Розе Хутор сутки мело, снегу навалило на метр (2,5-месячная норма как снежный залп по апологетам глобального потепления). Муравьи-ратраки непрерывно утюжили склон, не поспевая за циклоном. И мы, поднявшись на верхнюю станцию (2320 метров над уровнем моря), окунулись в нормальную метель, не в силах оценить волшебную контрастность картины: с трех сторон белые горы, с четвертой – Черное море…
Стартовать пришлось с 1600, где поземка уже улеглась. И где можно было, не особенно напрягаясь, разглядеть даже светлые горизонты горнолыжного будущего. Как раз на станции «Роза-1600» (звучит, согласитесь, повозвышеннее Куршевеля-1800) будет со временем накрыта объектами главная поляна курорта: минимум три подъемника к вершинам горы Аибга, «лягушатник» для малышей, ресторанчики для родителей. «Причем кататься здесь можно до мая включительно», – любит подчеркивать генеральный директор комплекса «Роза Хутор» Сергей Бачин. Он сегодня в нашей бесстрашной компании – человек, еще три года назад не знавший, как надеваются лыжи. И освоивший за ничтожный срок технику катания по черным склонам; не из кабинета же контролировать горнолыжный бизнес?
Но даже Бачин, хозяин горы, с опаской отправился с нами на трассу женоненавистника Русси, которую тоже решил пройти.
Впрочем, этого я уже не вижу.
Скрип под ногами, иголки по щекам, вираж, вираж – уфф! Теперь можно отдышаться в пологой ложбинке и даже представить себя чемпионом мира Эриком Гуэем. Или, на худой конец, чемпионкой Элизабет Гергль, которая помчится по моим следам в 2014-м. Но мастер спорта Серов опускает вашего спецкора на землю (или наст?), стремительно, как мимо столба, пролетев вниз. Да еще и с зажатой в правой руке видеокамерой (смотреть на сайте kp.ru и sovsport.ru)…
РОССИЙСКИЕ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКИ ТОЖЕ ДЕБЮТИРОВАЛИ НА ОЛИМПИЙСКИХ ТРАССАХ.ТРАМПЛИН РУССИ. ЗАЧЕТ
Через год на плато Роза Хутор пройдет этап Кубка мира. Не сомневаюсь: горнолыжная элита высоко оценит крутизну спусков. Верю: для подготовки олимпийских трасс (а во время соревнований на склонах работают до 200 специально обученных судей – делают разметку, поправляют флажки, следят за безопасностью, укатывают в перерывах снег) у нас тоже будет подготовлена элитная команда. Надеюсь: большей частью ненавязчивый краснополянский сервис приобретет к этому времени пусть не черты, но хотя бы черточки альпийского. Только, если честно, меньше всего хочется обо всем этом думать, – еще успеется! – когда на ногах лыжи, под ногами гора, а вокруг завораживающие кардиограммы Большого Кавказского хребта.
О чем хочется думать?
О том, что уже через неделю черные олимпийские трассы сможет протестировать любой желающий: «Роза Хутор» открывает их для массового катания. А прокладывать безобидные зеленые и синие здесь продолжат, как только участники Кубка Европы разъедутся по домам.
О том, что цена здешнего скипасса будет сопоставима с альпийской и ниже подмосковной.
О том, что утром выйдя из московской квартиры, после обеда уже можно кромсать кантами чистейший горный снег. Как это делает в элегантном слаломном стиле Жан-Марк Фарини, скользящий по склону впереди меня. Жан-Марк родился в Шамони, столице первых зимних Игр. Там встал на лыжи – чуть позже, чем начал ходить. Там девять лет работал в компании «Монблан», которая занимается развитием крупнейшего горнолыжного курорта. А потом получил приглашение в «Розу Хутор», где и работает сейчас управляющим. То есть креативным менеджером, проектировщиком и завхозом в одном лице. Вкалывает от темна до темна: «Мы построим здесь за два-три года то, что в Альпах строят 30 лет!».
Оказывается, в нашей стране деньги можно тратить не только на понты и откаты, но и на светлые головы…
– Фр-р-р! – резко тормозит, подняв снежный шлейф, этот легионер нового типа. Вслед за Жан-Марком и мы замираем над обрывом, словно в хрестоматийной сцене «Мы из Кронштадта». За обрывом – трамплин, полет, поворот в воздухе имени мизантропа Русси…
Ключевой участок трассы. Здесь будет решаться судьба золотой олимпийской медали в женском скоростном спуске.
По одному ныряем с обрыва. Гора бьет по кантам лыж, резонируя бешеной дробью в ноги. Дыхание перехватывает. Если начистоту, я даже не понял, где этот трамплин. Поскольку преодолел его на скорости, существенно меньшей 150 км/час, и, слава богу, никуда не взлетел. На языке горнолыжников-любителей это называется «проскребстись». Но факт остается фактом: четверо людей с принципиально разным уровнем лыжной подготовки успешно сдали олимпийский зачет.
Впрочем, гораздо раньше его сдал на радость тысячам российских «чайников» милейший господин Русси.
КИРИЛЛ СЕРОВ В ВОСТОРГЕ ОТ ОЛИМПИЙСКИХ СКЛОНОВ: ШАГ В СТОРОНУ – И ПРОВАЛИВАЕШЬСЯ «ПО РУЧКИ».ФИНИШ. КЛЯТВА МИНИСТРА
Шесть лет назад, задолго до того, как идея зимних Игр-2014 овладела массами, «Советский спорт» напечатал интервью президента «Интерроса» и застройщика «Розы Хутор» Владимира Потанина. Интервью называлось «Красная Поляна создана для Олимпиады-2014», а главной головной болью было подобрать к нему иллюстрации. Нечего здесь было снимать и некого.
Сегодня у фотографов кружится голова от горного воздуха и пролетающих мимо ярких комбинезонов. Строители прокладывают новые трассы. В поселке у подножия горы возводятся гостиницы на 1300 номеров: две будут сданы уже в декабре, еще две – годом позже. А значит, серьезным людям пора всерьез задуматься: что со всем этим богатством делать, когда отгрохочет Олимпиада?
Сейчас здесь готовят к эксплуатации 40 километров трасс, лет через пять-шесть увеличат их протяженность вдвое. Кардинально же расширить зону катания можно, соединив трассы «Розы Хутор» с соседними, газпромовскими, – на круг выйдет не меньше 150 км. И это уже очень лакомая приманка для завсегдатаев альпийских курортов.
Но один шаг тянет за собой дюжину. Нужна отлаженная система передвижения по всей территории горного кластера. Нужны сотни недорогих апартаментов. Нужны дешевые чартеры из Москвы в Сочи. И тысячи других мелочей, объединенных лозунгом «Все для блага человека». Чтобы было понятнее: высокогорный туалет на австрийском курорте Ишгль, расположенный довольно глубоко под землей, соединен с поверхностью эскалатором! Дабы туристу не ковылять по лестнице в огромных неповоротливых ботинках…
Мы все, милый, сделаем для тебя, только ты купи скипасс и съедь с горки!
Конечно, все эти отвлеченные рассуждения не слишком актуальны в олимпийской горячке. Вот и Виталия Мутко, прилетевшего на Розу Хутор, интересовала прежде всего готовность объектов-2014. На одном из них мы как раз идентифицировали министра: он спускался вниз на кресельном подъемнике, когда мы пятый раз съезжали по трассе скоростного спуска. Засмотревшись на невиданное диво (кто же ездит на подъемниках без лыж?!), ваш корреспондент на секунду потерял концентрацию (да и ноги уже дрожали от усталости) – и в следующее мгновение стремительно бороздил олимпийский склон на пятой точке…
Пора было уходить с горы: силы кончились. Жаль, что и все хорошее когда-нибудь кончается. Но прежде мы все-таки встретились с министром.
– Это вы там грохнулись? – поинтересовался Виталий Леонтьевич, мне показалось, с оттенком легкой зависти. Это подтвердилось минутой позже: оказывается, он только что пообещал одному из тренеров сборной научиться кататься на горных лыжах. Министру спорта Мутко это, может, и ни к чему. А Мутко – министру туризма – необходимо. Чтобы увидеть изнутри самый раскрученный в мире вид зимнего отдыха. Чтобы понять людей, которые не променяют его ни на какой другой…
Знаете, что мы сделали после разговора с министром? Снова поднялись на эту гору.
И снова съехали с нее.
ВЗГЛЯД ХОЗЯЙСТВЕННИКА
Генеральный директор горнолыжного комплекса «Роза Хутор» Сергей БАЧИН:
ВАЖНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В ДОМЕ
– Старты Кубка Европы проходят пока, тьфу-тьфу, без накладок. При том что мы только в декабре запустили все основные объекты. Эксплуатируем, что называется, с колес, и, как видите, все системы в рабочем состоянии. Многому на ходу и учимся: как правильно укатывать трассы, как протянуть по склонам провода для телевизионщиков, как обеспечить питанием судей, разбросанных по горе…
А если смотреть дальше, мы должны научиться главному: созданию домашней, уютной, дружественной атмосферы на курорте. Когда люди захотят приезжать сюда снова и снова.
ВЗГЛЯД СПОРТСМЕНА
Мастер спорта, член молодежной сборной СССР Кирилл СЕРОВ:
КОНЕЧНО, ЭТО НЕ ЭЛЬБРУС
– Жаль, из-за непогоды не удалось пройти трассу с самого верха. Но и то, что увидел, впечатлило. Думаю, турист даже с хорошим опытом катания вряд ли проедет эту трассу без остановки. В Европе, конечно, есть скоростные спуски и подлиннее, и перепады высот бывают побольше, но тем не менее мы получили соревновательный склон высокого европейского уровня. По сравнению же с Эльбрусом, где я в молодости тренировался, и сравнивать некорректно: инфраструктура здесь лучше на порядок. И, главное, очень много снега.
ВЗГЛЯД БИЗНЕСМЕНА
Президент «Интерроса» Владимир ПОТАНИН:
ЗДЕСЬ ХОЧЕТСЯ КАТАТЬСЯ…
– Можете вспомнить первые ощущения от увиденного на Розе Хутор?
– Если коротко, то это – место, где хочется кататься. Приехать и кататься. Стоишь на склоне, а глаз ищет горнолыжную структуру: станции, подъемники... В таком месте не может не быть подъемников! Абсолютно альпийский пейзаж: потрясающе красивые горы, заснеженные вершины… Ищешь глазами, где канатные дороги проходят, и тут вспоминаешь, что ты не в Австрии, а в Сочи, и еще ничего не построено… В общем, жутко хочется проехать по этим склонам не в мыслях, а наяву. Те, кто хоть раз стоял на горных лыжах, поймут это чувство.
(Из интервью «Советскому спорту» 14 апреля 2005 года)
ВЗГЛЯД СПЕЦИАЛИСТА
Управляющий горнолыжным комплексом «Роза Хутор» Жан-Марк ФАРИНИ:
КАЖДЫЙ ГОД – ЗА ДЕСЯТЬ!
– Я ни секунды не сомневался, получив предложение поработать на «Розе Хутор». Подкупила не только амбициозность проекта, но и то, что над ним работают увлеченные люди. Естественно, до уровня горнолыжного курорта Шамони, где я жил и работал всю жизнь, нам пока далеко. Но я готов повторять снова и снова: за три года мы сделаем здесь то, что в Альпах делают за 30 лет!