Шаварш Карапетян: После того, как я спас людей, получил 75 тысяч писем (видео)
6 октября в Москве стартует эстафета Олимпийского огня предстоящих Игр в Сочи. Среди десяти факелоносцев, которые побегут в первый день эстафеты, будет Шаварш Карапетян, 11-кратный рекордсмен мира по подводному плаванию, пожертвовавший карьерой ради спасения человеческих жизней.
16 сентября 1976 года Карапетян с братом и тренером совершали утреннюю пробежку и случайно оказались на месте падения сорвавшегося в озеро троллейбуса. Недолго думая, Шаварш бросился в воду, при нулевой видимости на глубине 10 метров разбил стекло и начал доставать людей. Карапетян спас 20 из 92-х пассажиров. Он вытащил гораздо больше, но лишь 20 из них удалось вернуть к жизни. После этого Шаварш тяжело заболел пневмонией и попал в больницу на полтора месяца. Температура держалась под сорок градусов. Вернувшись в спорт, Карапетян установит еще один мировой рекорд, но о большой карьере пришлось забыть.
Он всегда оказывался в нужное время в нужно месте. Словно сама судьба направляла его. Двумя годами ранее Шаварш Карапетян предотвратил падение автобуса в ущелье. Еще через девять лет он поможет пожарным вытаскивать людей из огня…
- «Просто я был ближе всех». Шаварш Владимирович, ваша фраза, сказанная в 1970-х, не потеряла в актуальности. Правда, смысл уже вкладывается иной. В Интернете полно роликов, где битами где-нибудь на МКАДе мутузят нерадивого водителя, а все сидят по машинам и снимают это на телефон, чтобы выложить потом в сеть. Вместо того, чтобы просто выйти и помочь, защитить.
- Все идет от воспитания. Человек рождается нулем. За ним нет абсолютно ничего. И многое, очень многое зависит от того, как его воспитывает и чему учит жизнь. Чему учит природа. Что вкладывается в мозговые части этого человека.
В начале года был у меня случай. Я случайно подрезал на машине одного водителя. И вот мы останавливаемся на светофоре рядышком. Молодой солидный человек лет 25-ти открывает окно. Я уже готов выслушать все, что он обо мне думает. А он: «Дорогой мой человек, вы уж определитесь, куда вы едете – направо или налево». Знаете, так очень аккуратно мне объяснил, что я не прав. После той истории я на дорогах больше ни на кого не ругаюсь.
В воскресенье я понесу факел по Москве. И это тоже будет воспитание для меня. Процесс, который никогда не прекращается.
- Как вы вообще будете бежать? Все-таки уже возраст, здоровье…
- У спортсмена всегда остается внутреннее ощущение, что он готов пробежаться. Я давеча вышел на улицу посмотреть, что получится. Там дистанция 300 метров, кажется. Вот я и попробовал. По-стариковски (смеется).
Моя главная задача – достойно принять и достойно передать эстафету. Быть духовно с теми спортсменами, которые будут выступать на Олимпийских Играх. Я ведь тоже знаю их путь. Хочу, чтобы они не только участвовали в Сочи, попали на пьедестал, но непременно стали все победителями.
- Возвращаясь к той истории с затонувшим троллейбусом и настоящим подвигом. Все происходило на глазах вашего отца. Первые слова, которые он вам сказал, когда это закончилось?
- Как отец, он переживал, разумеется. Но считал, что я все сделал правильно. Против одной жизни стояло 92. Отцу сейчас 85 лет. Он в светлом уме и по-прежнему является главным моим советником по жизни.
- Правда, что никто из спасенных так и не пришел и не поблагодарил вас?
- Так нельзя говорить. Понимаете, человек только в больнице приходит в себя. Не понимает, что вокруг происходит. Да и не я один спасал. Все люди объединились, все службы работали заодно. Сравните – у меня расстояние 6-8 метров, у скорой помощи – 2-3 километра. Это единственный в истории случай, когда транспорт упал в воду, и уже через 45 минут все, что можно, было сделано.
А насчет благодарностей… Я получил около 75 тысяч писем. Писали порой даже без адреса. Просто – «Армения, город Ереван, Шаваршу Карапетяну». В «Комсомолку» еще 60 тысяч писем пришло. Геннадию Бочарову лично, который первый написал о той истории, - 100 с чем-то тысяч.
Мало их осталось, спасенных. Многие уже умерли. Были в троллейбусе и студенты, но в основном люди в возрасте по 40-45 лет. Некоторые живут в Америке, один в Ленинграде, один в Киеве. Общаемся немножко.
- А водителя того троллейбуса спасли?
- Да. Люди оказались в воде, потому что произошла драка. Водитель поругался с пассажиром и получил от него монтировкой по голове. Когда из тюрьмы вышел, работал в троллейбусном парке. Тот, кто его ударил, тоже, кстати, недавно освободился.
- Вы не раз говорили, что для вас нет понятий Россия, Грузия, Армения. Все это одна Родина. Но сейчас вы живете и работаете в Москве. О чем думаете, когда видите город, задыхающийся от этнических конфликтов?
- Отношение людей, которые управляют системой, к этому вопросу в корне неправильное. Мир должен быть без границ, без голода и без войны. Когда мы отталкиваем людей от себя, они автоматически становятся нам врагами. Если научить приезжих языку, дать им знания, российский менталитет, они нам только помогут строить дороги, поднимать сельское хозяйство.
- Но из той же Средней Азии приезжают зарабатывать на кусок хлеба и живут в ужасных условиях. Изучение языка у них явно не в приоритете...
- Надо сделать такие законы, где четко указывается, на основании чего иммигрант может остаться в нашей стране. В Германии, скажем, для этого нужно проделать очень длинный и сложный путь.
- За футболом следите? В «Спартаке» играют ваши соотечественники Мовсисян и Озбилиз. Переживаете за них?
- Да, я болею за «Спартак». Клуб правильно сделал, что взял армян. Это нестандартные футболисты. В мире есть бразильский стиль игры, итальянский, а с некоторых пор – и армянский. Это новинка в технике, в передачах. Все боятся играть с Арменией. Даже французы. Армянин может так пас отдать, что мяч сразу в ворота залетит (смеется).
- Ваш сын занимается плаванием. Входит в резерв сборной России. Вы ставили всегда перед собой максимальные цели. Видите его победителем Олимпиады в будущем?
- Дай бог (вздыхает). Его цель – выступить на Олимпийских играх. В нашей семье есть все титулы и звания, кроме олимпийского чемпиона. «Пап, обкатай мне дорожку, - говорит сын мне. – А я уже не подведу, буду потом участвовать». Так что олимпийским факелом я открою и ему дорогу на Игры.
- Представьте, что эстафету олимпийского огня вдруг по каким-то причинам останавливают. На вас смотрит весь мир и есть всего пара минут. Что бы вы сказали в этот момент?
- Я бы сказал, что эта церемония – сплочение нашего народа. Олимпийский огонь будет пронесен руками наших граждан. Население России – 147 миллионов. Вы только представьте, сколько человек будут за каждого болеть! Плюс заграница, где наши родственники и друзья. Через нас они будут переживать за Россию.
Геннадий Бочаров - о Шаварше Карапетяне