Аделина Сотникова: Мне кажется, Путин меня помнит
Олимпийские чемпионы собрались на приеме в честь завершения Игр в Сочи.
– Мы все рисковали, – согласился Владимир Путин. – Наши друзья из МОК нам поверили, но все-таки взяли на себя значительный риск. Потому что уверенности, что будет проведена такая большая, необходимая для подготовки к Олимпийским играм работа, не было ни у кого. Но вы знаете, у нас есть замечательное выражение: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского».
Шампанское было главным трендом дня в понедельник в олимпийском Сочи. Сначала Владимир Путин произнес тост на завтраке в честь Оргкомитета-2014, где благодарил всех, работавших на благо Олимпиады. А затем отправился вручать госнаграды самим олимпийцам: тем, кто завоевывал в Сочи медали для страны.
– Я искренне рад поздравить вас с триумфальным завершением самых престижных соревнований сезона, – начал Путин. – Вся страна говорит вам огромное спасибо за ваш талант, за ваше мужество, за вашу настойчивость, ну и за результаты. Ваши медали завоеваны на нашей домашней Олимпиаде. У нас с вами получилось сделать то, что мы и хотели. Как у нас в народе говорят, устроили и на нашей улице праздник!
Орденами «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени были награждены те, кто несколько раз брал в Сочи золото: трехкратный чемпион Виктор Ан, двукратные чемпионы Виктор Уайлд, Алексей Воевода и Александр Зубков, Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Ордена Почета удостоились трехкратный серебряный призер Максим Вылегжанин, двукратный серебряный призер Альберт Демченко, чемпионы Евгений Плющенко и Евгений Устюгов.
– Это мои третьи Олимпийские игры, лучше нигде не было, – констатировала Татьяна Волосожар.
– Я сам сочинец и от лица всех сочинцев хочу сказать, – после колебаний решил все же выйти к микрофону Алексей Воевода, – было пятьдесят на пятьдесят, получится не получится, верили не верили... Но сейчас вот я по улицам хожу, все счастливы. Спасибо всем за праздник, который вы нам подарили.
НЕДЕТСКОЕ ШАМПАНСКОЕ
Орденом Дружбы были награждены девятнадцать олимпийских чемпионов, а всего в списке награжденных почти полсотни имен. Юле Липницкой Путин пожал руку и что-то сказал, а вручая награду Аделине Сотниковой, не удержался, поцеловал фигуристку в висок.
– Проходите, проходите, – пригласил всех глава Олимпийского комитета России Александр Жуков после завершения официальной части. – Берите шампанское!
Чемпионы и призеры Олимпиады в Сочи, только что получившие из рук Президента страны госнаграды, чинно подходили к подносам. Старались держаться уверенно, хотя и было видно, что им все это не слишком привычно.
Радовались все, но олимпийская чемпионка Юля Липницкая осталась без шампанского. Рано в пятнадцать лет шампанское пить, даже заработанное? Во время церемонии награждения диктор, объявлявший спортсменов, назвал ее «Юлия Вячеславовна».
– Вас, наверное, нечасто называют по отчеству? – спросил я.
– Вообще никогда не называют, – засмущалась чемпионка. – Даже к тому, что меня на «вы» называют, никак привыкнуть не могу.
– Что вам... Что Президент сказал, вручая орден?
– Сказал, что я молодец. Что надо не расстраиваться и собраться.
– Следующая возможность собраться теперь будет на чемпионате мира.
– Да, но сначала надо отдохнуть. Очень жду этого отдыха.
Рядом Евгений Плющенко отбивался от журналистов:
– Второго марта будет операция, будут вытаскивать один из шурупов. Хочу показать эту операцию в прямом эфире, чтобы все сами смогли все увидеть!
Аделина Сотникова держала в руке бокал и не знала, куда его поставить. Потом нашла – пристроила на поднос официанту, кажется, даже не пригубив.
– Самый яркий момент – это когда я откатала произвольную программу, приняла в конце позу и поняла, что я откаталась на высшем уровне.
– Вы заплакали, когда стало понятно, что вы чемпионка.
– Со мной такое первый раз! Я к этому старту шла долго, это был очень долгий путь, и не было понятно, что будет в конце. Я два года не могла собраться, срывала соревнования. С психологией были проблемы. Даже не то чтобы проблемы... Просто не могла направить себя в нужное русло. Но именно на этой Олимпиаде я собралась там, где надо, и откаталась хорошо.
– Президент не удержался, поцеловал вас после вручения ордена, – напомнил я.
– Он уже не в первый раз целует! Такое уже было в 2009 году! Это было после Спартакиады, была почти такая же встреча, как сейчас. И я попросила разрешения с ним сфотографироваться, и он тоже меня поцеловал! Я так счастлива была! – Аделина почти подпрыгивала на месте от радости. – Мне кажется, он меня тоже помнит.
– В 2009 году вы тоже победили?
– Конечно! Я бы тогда и не пошла никуда, если бы не победила.
– То есть это у вас уже такая хорошая традиция складывается с Президентом?
– Получается, что да, – засмеялась Сотникова.
– Что почувствовали в этот момент?
– Да у меня чуть сердце не выскочило! Вроде бы не в первый раз видела Президента, а все равно очень волновалась.
МЕДАЛЬ В КАРМАНЕ
С Михаилом Прохоровым разговаривать интересно, но сложно. Приходится либо смотреть ему на галстук, либо задирать голову сильно вверх.
– Ну, куда? Нельзя! – вежливо отклонил Прохоров предложенное ему шампанское. – Тренировки еще впереди.
– Вы президент федерации биатлона, сами как оцениваете выступление вашей команды?
– Мы итоги решили подводить позже, еще не закончен Кубок мира. Но есть такое выражение: хороша ложка к обеду. И именно биатлон вывел нашу сборную на первое место в медальном зачете. Вот это было действительно важно.
– Каждый раз нашим биатлонистам чуть-чуть не хватало до победы на этой Олимпиаде.
– Биатлон – самый конкурентный вид спорта сегодня. Там двадцать человек выходят на старт и имеют возможность получить медаль. Вот эти «чуть-чуть» и есть то самое, за что мы любим биатлон.
– Какие-то премиальные будут ребятам?
– Обязательно! Но что именно, узнаете у них.
– А когда?
– У нас уже третьего марта этап в Поклюке, времени отдыхать нет. Вот до этого момента и проведем все.
Нина Мозер, приведшая к золоту Татьяну Волосожар и Максима Транькова, смотрела церемонию закрытия в президентской ложе рядом с Владимиром Путиным.
– Фантастическая церемония! – Мозер даже всплеснула руками. – Колоссальные эмоции!
– С Президентом обменивались впечатлениями?
– Мы с ним разговаривали по ходу закрытия, ему тоже понравилось.
– Всех интересует, с кем вы теперь поедете на Олимпиаду в Южную Корею?
– Таня и Максим сказали, что остаются в любителях. Сейчас будем смотреть, как выстроить им график.
– Господа спортсмены и тренеры, – громогласно позвали в микрофон. – Давайте построимся для общей фотографии!
Олимпийцы начали кучковаться, строиться, маленьких фигуристок поставили в центр, биатлонисты уселись прямо на пол, Виктор Ан пытался спрятаться за спины, его вытолкнули вперед. Лыжник Никита Крюков застенчиво протянул здоровенный телефон:
– Снимите, пожалуйста!
Никита уселся внизу в самом центре композиции, и его постоянно кто-то пытался заслонить.
Но на призывы фотографов «А сейчас машем руками и кричим «Россия!» откликался чуть ли не первым.
Хозяйственный Альберт Демченко аккуратно паковал в большую красную коробочку орден, потом вдруг начал внимательно озираться по сторонам:
– Куда ж это я орденскую планку дел?
Планка нашлась в самой коробке, под орденом.
– Вам не привыкать получать государственные награды.
– Орден у меня всего второй, – обстоятельно поправил Демченко. – Первый был орден Дружбы. Медалей больше, конечно.
– И где их храните?
– Не скажу, – покачал головой саночник. – У нас слишком любят выставлять квартиры. Вот медали – в кармане ношу.
На этих словах Альберт полез в карман куртки. Неужели в самом деле там олимпийская медаль? Но нет, достал телефон размером в две ладони.
– Антон, а вы почему без медали? – спрашиваю у Антона Шипулина, грызущего корзиночку с кремом. У биатлонистов расход калорий такой, что поправиться им не грозит, можно есть что угодно.
– Почему без медали? Вот она! – Шипулин засунул руку в карман спортивных брюк и вытащил олимпийское золото.
– Так тяжело досталось, и так носите.
– Я хотел сначала надеть, но потом подумал: нескромно как-то будет – и убрал.
– Вы победную гонку уже пересматривали?
– Почти сразу же посмотрел, и знаете, чему удивился: как здорово отработали все ребята. Как один! Никто не провалился, все выложились.
– Надеялись, что соперники «застрелятся» на последнем стрельбище?
– Совсем на это не рассчитывал. Обычно нам никто ничего не дарит. Но тут у них, может, уже медали в глазах прыгали? Поэтому обязаны мы были побеждать.
– Пойдем деревья сажать, – позвали спортсменов.
Прежде чем покинуть Сочи, олимпийцы посадили в Олимпийском парке 33 дерева. Завоеванных медалей в пересчете на деревья хватило на приличную рощу.