На пути в Рио. Стефания Елфутина: Вожу с собой пятиметровую мачту
19-летняя
Стефания Елфутина – главная надежда сборной России в парусном спорте на
Олимпиаде в Рио. Обозреватель Sovsport.ru поговорил с девушкой, которая на днях
завоевала бронзу чемпионата Европы.
«Доску и парус нам выдают»
– Год назад
вы уже выступали в бразильском заливе Гуанабара, где пройдет Олимпиада.
Поделитесь впечатлениями.
– Залив очень специфический. Там сложный рельеф, поэтому роза ветров и течение
непредсказуемые. Велик элемент случайности, поэтому важно профессиональное
чутье. Но обычно я люблю трудные условия. Тогда выезжаешь не только на силе,
надо включать мозг.
– Говорят,
там грязный океан. Это влияет на ход доски?
– Нет, но очень неприятно падать в такую воду или немного ее глотнуть.
– А живность
есть?
– В связи с загрязнением животных там нет. Только целлофановые пакеты плавают.
А вот когда я выступала в Сан-Франсиско, рядом со мной шли морские котики. Это
было очень красиво.
– Доски вы
получаете от организаторов?
– Да, и они делаются максимально стандартными. Но в нашем деле важны малейшие
нюансы. Нужно привыкнуть к доске. Поэтому мы едем в Рио заранее. Оборудование
выдают за неделю до Олимпиады, чтобы раскататься и почувствовать его. Доску уже
не поменяешь никак. Только если она сломалась или явный брак.
– А паруса?
– Их тоже выдают. С собой, из России, мы везем только мачту и плавник. Это
первая Олимпиада, когда разрешили использовать свой инвентарь. Якобы это
монотип. Но они только с виду одинаковы, а так каждый спортсмен привык к своему
оборудованию.
– Как вы эту
мачту в самолет берете?
– Ее высота – 4 метра 90 сантиметров. Но она разбирается на две трубы по 2,5 метра.
Сдаем в багаж как «негабарит».
«В секцию пошла за старшим братом»
– Как вам
удалось окончить школу с золотой медалью?
– Спорт забирал много времени, но я приезжала с соревнований, сдавала
контрольные, оставалась после уроков. Не хватало 24 часов в сутках. А так
получилось совмещать.
Самым сложным предметом была физика, которую нам давали шесть раз в неделю. Я
много пропускала, а лицей у нас был с физическим уклоном, и класс летел вперед
в бешеном темпе.
Перед ЕГЭ я уже держала в уме, что поступаю в Кубанский государственный
университет физкультуры и туризма. И моего уровня знаний хватает, чтобы пойти
на бюджет. К репетиторам не ходила, готовилась сама. Без паники и стресса
написала экзамен – и результат получился лучше, чем у многих ребят, которые
готовились сутки напролет.
– Вы
родились в Ейске, который славен тем, что там жил Иван Поддубный.
– У нас есть даже парк его имени.
– Вас узнают
в городе?
– Я бываю дома максимум три дня в месяц. Но родители рассказывают, что их
иногда спрашивают: «Это о вашей дочке в новостях пишут?»
– Ейск –
морской порт. Там популярен виндсерфинг?
– Да, это не в диковинку. Море, ветер, хорошие условия. Я начала заниматься в
шесть лет, потому что старший брат
Арсений уже тренировался в секции виндсерфинга в спортивном клубе «Олимп».
Я занималась чем угодно: плаванием, танцами, музыкой, живописью. Это было еще
одно интересное развитие для ребенка. Да и брат помогал найти общий язык со
взрослыми мальчишками, которые тоже давали советы. Потом мы все сдружились, и
парни подбадривают и настраивают меня до сих пор.
– Вы своих сестренок привлекаете к виндсерфингу?
– Им по 12 лет, и они увлечены фигурным катанием. Потихоньку ставлю их на доску
с парусом, когда бываю дома. Этой осенью хочу заняться сестрами основательно.
Они тоже хотят хорошо кататься. Но не думаю, что пойдут в профессионалы.
«Скорость – до 50 км/ч»
– Насколько
это мужской вид спорта? Сколько весят доска с парусом?
– Доска – 25 кг. Но мы этот вес не ощущаем, потому что на ней стоим. Парус –
около 20 кг. Но точно не знаю, потому что главное – не его вес, а площадь. У
женщин это 8,5, а у мужчин – 9,5 квадратного метра.
Тяжесть паруса растет по мере увеличения ветра. Чем он сильнее, тем труднее
держать парус и им махать. А делать это нужно постоянно, чтобы ехать быстрее. И
конечно, важна физподготовка.
– Какую
максимальную скорость можно развить?
– Вообще в виндсерфинге можно гнать под 100 км/ч. В олимпийском классе «RS:X» – 67 км/ч
для мужчин, и это в безумно экстремальных условиях. Если сделать поправку на
женщин, то будет до 50 км/ч.
– Страшно
перевернуться на такой скорости?
– Риск есть, когда ты гоняешься при очень сильном ветре и больших волнах. На
соревнованиях иногда бывает страшно за здоровье и оборудование. Это ведь море,
стихия. Ты падаешь, доска улетает, гребешь за ней, в волнах ничего не видно…
«Любая медаль – это история»
– Сейчас
международные чиновники дисквалифицировали сборную России по легкой атлетике от
Олимпиады. В парусном спорте обсуждают эту тему? Вы не боитесь, что отстранят
вообще всю нашу делегацию?
– Нас не снимут. Была такая угроза, но сейчас всю сборную России уже допустили,
и мы точно едем в Рио. Я получила олимпийскую форму и отдавать ее не собираюсь,
– смеется Стефания. – Вообще в нашем виде спорта допинг не может гарантировать
вообще ничего. Ты лучше поработай с оборудованием, и это даст больше, чем ты себе
вколешь какой-нибудь запрещенный препарат. У нас этот вопрос остро не стоит.
– Вы летите в Бразилию уже 15 июля. А финалы
начинаются 14 августа.
– Да, это медальная гонка – последняя, в которой участвует лучшая десятка
спортсменок. Но сами соревнования длятся целую неделю. Само оборудование, как я
говорила, выдают 25 июля. А еще нужно приноровиться к обстановке, пройти
акклиматизацию. Так что у нас каждый день в Бразилии расписан, и меньше их быть
не должно.
– Последний раз Россия брала олимпийскую медаль
в парусном спорте в 1996 году. Серебро в Атланте выиграли Георгий Шайдуко,
Игорь Скалин и Дмитрий Шабанов на килевой яхте «Солинг». До этого – серебро и
бронза Сеула-1988. Да, наш Валентин Манкин стал трехкратным олимпийским
чемпионом. Но он – глыба, рядом с которой никто не стоял.
– Для России в парусном спорте любая медаль станет исторически важным событием.
И вы правильно сказали, что их не было уже 20 лет. Немного обидно, что мы
раньше не дотягивали до других стран. Но сейчас у нас семь человек получили
пять олимпийских лицензий. И мы все будем бороться за медали. Наши яхтсмены уже
показывали класс на международном уровне.
– На чемпионате Европы вас обогнали
француженка Шарлин Пикон и полячка София Ночети-Клепацкая. Золото в Лондоне
выиграла испанка Марина Алабау. Это главные конкурентки?
– Даже страшно перечислять! Кроме тех, кого вы назвали – девушки из
Великобритании, Бразилии, Италии, Эстонии, Финляндии, Голландии… И я не всех
еще вспомнила. Больше десяти спортсменок претендуют на три медали.
«Не считаю себя злой акулой»
– Правда, что любимый фильм всех серферов –
«На гребне волны»?
– Ну что вы, нет! Мне нравится, это крутое кино. Там хорошо показан дикий дух
серфа. Но он не самый любимый.
– Нет желания поймать самую большую волну?
– Нам важнее ветер. Но иногда останавливаешь себя, когда зашкаливает адреналин,
и ты хочешь прыгнуть очень высоко. Впереди – Олимпиада, а экстремалами станем
после Рио. Волны – это классно!
The Leaders Start To Form At 2016 RS:X Open Europeans. Read more at http://www.sailing.org/news/40200.php#.V39yb1fwykg
Опубликовано World Sailing 8 июля 2016 г.
– Я слышал такую историю.
Однажды по телевизору шла реклама, там маленькая девочка сидела в ванной с
пеной на голове. И была надпись: «Я – белая акула!» Вы подумали: «Хм-м, это
может быть хороший никнейм в интернете». И теперь у вас так называется твиттер,
страница «ВКонтакте»… Еще папа подарил вам золотой кулон в виде акулы. Все это
приносит вам удачу?
– Я об
этом постоянно забываю, но в интервью всегда напоминают. Не представляю себя в
образе злой акулы – с разинутой пастью, загрызающей жертву. Это просто имя в
соцсетях и кулончик. Но надеюсь, что белая акула будет приносить мне удачу. И
может быть, станет брендом.