Там где нас почти нет, день первый. Рекордное начало
Представляем обзор первого дня олимпийского турнира по легкой атлетике, который начался с мирового рекорда, а закончился сенсацией.
Вообще изначально название этой рубрики планировалось как «Там, где нас нет». Без оценочных характеристик – хорошо, там где нас нет, или плохо, каждый решает для себя сам.
Но такая формулировка была бы все-таки обидной для российской прыгуньи в длину Дарьи Клишиной, которую Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) все-таки допустила к Олимпиаде. Поэтому название стало таким, каким вы его сейчас видите. И теперь мы начинаем.
Когда сил выше крыши
В последнее время мировые рекорды в беговых дисциплинах на Олимпийских играх и чемпионатах мира случаются нечасто. Дело в том, что идти на рекорд в большинстве случаев – это банально рвать жилы, без всякой оглядки на тактику. Помните бег кенийца Дэвида Рудиши с Олимпиады в Лондоне? Встал, чесанул что есть силы на свои 800 метров, как на 100 – и побил мировой рекорд.
Но такое возможно когда сил выше крыши. Это даже с выдающимися спортсменами случается крайне редко – раз, и их все равно стоит грамотно распределять – два. Иной подход часто печально заканчивается (как с тем же Рудишей, который потом надолго ушел с дорожки из-за травм). А на Олимпиадах важнее медаль. Лучше золотая. За нее чаще всего приходится бороться в несколько этапов – предварительные забеги, полуфиналы и финал. Поэтому рисковать не добежать до финиша после бурного старта здесь мало кому хочется. Вот и рекорды получаются редко – в отличие от коммерческих турниров, где терять, кроме незаработанных денег, нечего.
Но Олимпиада в Рио в этом плане оказалась примечательной уже в первый день легкоатлетического турнира – точнее, даже в первое утро. Эфиопка Алмаз Айяна на дистанции 10 000 метров превзошла мировой рекорд аж 1993 года, который принадлежал китаянке Ван Цзунься. Превзошла на 14 секунд с лишним – и это выдающееся достижение. Интересно, что занявшая второе место кенийка Вивиан Черуйот уступила предыдущему мировому рекорду менее секунды, заодно побив рекорд национальный. А для двукратной олимпийской чемпионки на этой дистанции эфиопки Тирунеш Дибабы бронзовая медаль стала наградой за возвращение после долгого перерыва, связанного с рождением ребенка.
Пересмотрел телевизор
Вторым финалом дня стали соревнования у мужчин на дистанции 20 километров в спортивной ходьбе. Обычно здесь медальные разборки носили российско-китайский характер. Теперь, после того, как наших ходоков на международных стартах нет, китайцы могут вздохнуть с облегчением. Они и вздохнули – золото выиграл Чжень Ван, добавив эту награду к бронзе Игр-2012 в Лондоне. Серебро досталось Цай Цзелиню, а до бронзы дошел австралиец Дэйн Берд-Смит. Но китайским товарищам лучше бы, конечно, не расслабляться – мировая обстановка, сами понимаете, напряженная.
Ну а в третьем финале дня грянула сенсация. Двукратная олимпийская чемпионка в толкании ядра новозеландка Валери Адамс лидировала на протяжении пяти попыток и уверенно шла к своему третьему золоту, но в последний момент ее «перетолкала» американка Мишель Картер. Что ж, любое царствование когда-нибудь заканчивается.
Среди квалификационных стартов дня тоже были примечательные события. Олимпийский чемпион 2012 года в метании диска немец Роберт Хартинг, назвавший недавно президента МОК Томаса Баха частью допинговой системы, не сумел отобраться в финал Игр в Рио. Видимо, слишком много вместо подготовки к Олимпиаде смотрел телевизор. Зато олимпийский чемпион Пекина эстонец Герд Кантер, запомнившийся празднованием той победы в стиле Усэйна Болта, в решающие соревнования квалифицировался и поборется сегодня за награды.
Интересно, что и еще один критик Международного олимпийского комитета британец Грег Рутерфорд, который называл решение допустить россиян до Игр в Рио «бесхребетным», едва не пролетел мимо финала в прыжках в длину. Только в заключительной попытке ему удалось выполнить прыжок на 7,90 метра, которого хватило для того, чтобы не покинуть Олимпиаду раньше времени.