Они покорили мир дважды. Героическая история ямайской сборной по бобслею

В 1993 году вышел голливудский хит, основанный на реальных событиях.
news

Олимпийские игры за время своего существования подарили нам много удивительных историй. И далеко не все из них связаны с победами и рекордами. Иногда нас поражают гораздо более скромные на результаты сюжеты. Когда человеческий дух оказывается сильнее обстоятельств и общественных предрассудков. А во главе угла встаёт главный олимпийский принцип.

11 111₽ бонус новым игрокам от LEON

Реклама 18+

Зимние Олимпийские игры в Калгари 1988 подарили именно такой сюжет. Который вспоминается до сих пор. Спустя почти тридцать лет эта история будоражит умы. А фильм, в основу которого она легла, стал культовым. На Олимпиаде в Канаде дебютировала ямайская сборная по бобслею. Спустя годы выйдет лента Джона Тёртелтауба «Крутые виражи».

Как появился бобслей в Ямайке

История ямайского бобслея принято отсчитывать с конца 1980-ых. Американец Джордж Фитч как-то заглянул на гонки мини-каров. Его пригласил туда Кен Барнс – видный военный и спортивный деятель Ямайки тех лет.  Американец обнаружил удивительное скопление неординарных деревяных конструкций на колёсах. За каждым снарядом числился пилот и разгоняющий.

oi-1988-bobsley-yamayka-foto-Getty-Images-00002.webp
Источник фото: Getty Images

Увиденное поразило Фитча. Он загорелся идеей участия сборной Ямайки на зимних Олимпийских играх. Летний форум, разумеется, не проходил без островного государства. Ещё до Усэйна Болта тамошние спринтеры заявили о себе на международной арене. Зимняя Олимпиада казалась нонсенсом. «Да тут никто не знает, что такое снег», - восклицал Барнс, когда Фитч изложил ему свою идею.

Американскому дельцу, ранее работавшему коммерческим атташе при американском посольстве в Кингстоне, удалось подключить своего товарища Билла Мэллоуни. Затем они вышли на президента Олимпийской ассоциации Ямайки Майла Феннела. Тому идея пришлась по душе. Несколько дней отобранные атлеты соревновались в беге, прыжках, выносливости, силе и ловкости. Фитчу и Мэллоуни оставалось рассказать потенциальным новобранцам о диковинном виде спорта.

В полном зале Джордж показал документальное кино о бобслее. Бизнесмен сравнил его с гонками на мини-карах. Только вместо деревянных автомобилей, мол, металлические сани на полозьях. Надо разогнать аппарат, запрыгнуть и грамотно маневрировать. Главное – скорость. Чем она выше, тем выше шансы на победу. Не стал он скрывать и травмоопасность дисциплины. Но заверил, что смертельные случаи редки.

Когда свет включили, зал опустел. На своих местах остались только двое парней – инженер железной дороги Сэмуэль Клейтон и регги-певец Фредди Пауэлл. Последний ради отбора в сборную проехал 65 км на велосипеде. Образовался явный недобор. Поэтому друзья-энтузиасты обратились к Барнсу. Полковник подключил армейские связи. Так в команде оказались бегуны Девон Харрис и Майк Уайт. Они должны были стать разгоняющими. Также на позицию пилота боба был рекомендован Дадли Стоукс.

«Я по-прежнему спотыкаюсь на слове «бобслей», - напутствовал Фитча в конце беседы полковник. – Его не слышал ни один ямаец до вашего приезда. Если ничего не выгорит, Джордж, если Ямайка провалится на Играх, мы покажем себя лузерами… Нашей дружбе конец! Ты понял?» Тот ответил утвердительно.

oi-1988-bobsley-yamayka-foto-Getty-Images.webp
Источник фото: Getty Images

Перед поездкой на сборы в Лейк-Плэсид к экипажу добавился последний участник – Касвел Аллен. Он, а также Дадли Стоукс, Девон Харрис, Майкл Уайт, Самюэль Клейтон, Фредди Пауэлл должны были стать дебютантами сборной Ямайки на зимних Олимпийских играх-1988. Фитч занял позицию главы федерации бобслея Ямайки.

Как бобслеисты из Ямайки выступили на Олимпиаде

Тренером новоиспечённой команды стал Ховард Силер. Двукратный участник ОИ и бронзовый призёр чемпионата мира в составе сборной США долго вёл переговоры с Фитчем. Наконец, аванс в $5 тысяч, оплата всех транспортных расходов на Ямайку, дополнительный бонус в $2 тыс. за каждый обогнанный экипаж ямайцами убедили экс-тренера американской сборной.

После тренировочных сборов в США и Австрии и сданных нормативов ямайская команда ждала одобрения Международной федерации бобслея и скелетона (ФИБТ). Но громом среди ясного неба стал отказ Международного олимпийского комитета (МОК). Атлеты уже было отчаялись. Исторический дебют ускользал. Однако, Фитч в скором времени сообщил радостное известие. За ямайцев вступился князь Монако Альбер. Бобслеист и член МОК. Путёвка была получена.

Болельщики в Калгари влюбились в темнокожих олимпийцев. Хотя у них был достойный конкурент – британский прыгун с трамплина Эдди «Орёл» Эдвардс, попавший на ОИ благодаря стечению обстоятельств. «Мы не так плохи, как этот толстопузый британец, – произнёс однажды Дадли, оставшись наедине с Девоном. – Он явный аутсайдер, мы же поборемся. В этом сила ямайцев. Мы укрощаем бобы всего пару месяцев, но уже катаемся не хуже некоторых старичков».

Двойка в составе Дадли Стоукса и Майкла Уайта после четырёх заездов показала тридцатое время из 40 сборных. В одном из заездов они показали время лучше, чем у действующего олимпийского чемпиона, пилота ГДР Вольфанга Хоппе. Только результат аннулировали. Так как на трассе поднялся ураган, загрязнивший ледяной желоб. Фанаты всё равно встречали своих любимцев скандированием: «Ямайка! Ямайка!» Победу, кстати, одержал экипаж из СССР.

Через несколько дней на олимпийскую трассу вышла ямайская четвёрка. Состав: Дадли Стоукс, Майкл Уайт, Девон Харрис, Крис Стоукс. Рёв и всеобщее ликование встречали чернокожих атлетов. Ямайцам достался изношенный боб. Их опыт был минимальным. Один из участников вовсе не имел соревновательной практики. Финишировать не последними – казалось крутейшим достижением при таких исходных данных.

После первых двух заездов четвёрка оказалась на предпоследнем месте. Они опережали только сборную Португалии. Но во второй соревновательный день спортсмены вышли на трассу в приподнятом настроении. И начали заезд здорово. На одном из отрезков боб набрал сумасшедшую скорость и показывал седьмой результат. Как вдруг…

oi-1988-bobsley-yamayka-foto-Getty-Images-00000.webp
Источник фото: Getty Images

На повороте Kreisel канадский инвентарь не выдержал. На скорости 136,7 километра в час сани взлетели. Оказались на верхнем крае желоба. Скатились с него в боковом положении. Затем врезались в противоположную стенку. Боб протащило по трассе в перевёрнутом состоянии несколько метров.

Фанаты кричали от ужаса. Хватались за головы. Все думали, что ямайцы получили ужасные травмы. Мир облетела фотография, как голова одного из атлетов тормозит боб. К счастью, шлем выдержал. Джордж бросился к своим ребятам. Сани остановились. Поначалу спортсмены не шевелились. Напряжение росло. К счастью, ямайцы один за одним стали вылезать. Стюарды вели боб к финишу. Герои шли рядом. Поначалу они чувствовали досаду из-за провала. Но, увидев реакцию и тепло фанатов, успокоились. Толпа их приветствовала: «Ничего страшного, мы вас всё равно любим!»

Получай бездепозитные бонусы для ставок на спорт

Как Ямайка встречала героев

На островном государстве их ждала слава. Бобслеистам рукоплескали. Они сотворили настоящее чудо. С их изображением выпустили марки. Актёры, певцы, спортсмены хотели встретиться с ними. Голливуд выкупил права на историю и снял культовый фильм «Крутые виражи». Он имел феноменальный успех в прокате. При бюджете $14 млн картина собрала почти $155 млн. В любви к нему признавалася семикратный чемпион Формулы-1 Льюис Хэмилтон.

Успех в Калгари был закреплён на Играх-1994 в Лиллехаммере. Ямайская четвёрка (Дадли Стоукс, Уинстон Уотт, Крис Стоукс и Уэйн Томас) стала 14-й из 30 участников. Среди прочих они обошли американцев, русских, итальянцев и французов. Последовали и другие Олимпиады. Но именно в Калгари родилась эта легенда. История чернокожих атлетов, тащивших потрёпанный боб под рёв толпы. Они влюбили в себя миллионы, а вдохновили десятки миллионов людей по всему миру. Лозунг «главное не победа, а участие» звучал громогласно и беспрекословно.

Заглавное фото: Getty Images
Новости. Олимпиада