Дмитрий Губерниев: Планировал выиграть Олимпиаду в 1996-м

Комментатор «России-2» и мастер спорта по академической гребле поработал спасателем в Парке Горького и рассказал, как очередь за колбасой могла сделать из него олимпийского чемпиона.

Комментатор «России-2» и мастер спорта по академической гребле поработал спасателем в Парке Горького и рассказал, как очередь за колбасой могла сделать из него олимпийского чемпиона.

СПАСАТЕЛЬ

План был такой. Перед чемпионатом мира по гребле на байдарках и каноэ мы встречаемся с Губерниевым в Крылатском, отбираем судно у кого-нибудь из спортсменов, договариваемся с организаторами и отправляем комментатора в заезд по каналу. Но Дмитрий неожиданно протестует.

- Я академист, понимаете? Это разные виды спорта. Ну, сяду я на каноэ — только зачем людям врать? Давай лучше в Парке Горького на катамаране прокатимся: Угарнем, народ эпатируем, да и мне от Шабаловки близко.

По рукам.

Встречаемся восемь вечера. Но в процессе вышагивания двух километров от ВГТРК до прудов Парка Горького, Губерниев успевает сфантазировать новый ход.

- Делаем так, - дирижирует он парнем, припарковавшим для нас два катамарана. - Этим двум (мне и фотографу Константину Иванову) - жилеты, а то утонут еще, а мне давай свою лодку. Зря что ли я значок «инструктора по плаванию и спасателя на водах» получал?!

Губерниев куражисто запрыгивает в лодку и стартует, но так же лихо оттуда выскакивает.

- Течь дала! - объявляет Дмитрий, ждет пока настоящий спасатель минуты три на карачках выплескивает воду из судна и лишь потом размашисто стартует.

Три толчка — и он на середине пруда, правой гребет, левой «табанит»(гребет в обратную сторону), выписывает пируэты, лихо разворачиваясь на 180 градусов.

- Помнят же руки, помнят! Эх, лодочка, столько лет по тебе скучал!

ОЧЕРЕДЬ ЗА КОЛБАСОЙ

Губерниев стал профессионально заниматься греблей совсем в юном возрасте.

- Был в Анапе. Обычный пансионат. Захожу к врачу, а он говорит: «Вам бы греблей, молодой человек, заняться, уж больно вы хилый». Я, конечно, послушал, но почему-то пошел в тяжелую атлетику, греко-римскую борьбу и, вы удивитесь, футбол. Играл форварда таранного типа — забивал голы, был обласкан школьной славой. В греблю же меня привел случай. В 1985 году мама стояла в очереди за колбасой. Это ведь сейчас принято говорить, что при коммунизме, при Брежневе, все было хорошо, но на самом деле на Сходне в те годы не было ни колбасы, ни формы спортивной, ни ботинок. Одни треники белорусские... И вот в той очереди мы познакомилась с тренером по греблеЛюдмилой Николаевной Балтрук, которая, к сожалению, ушла из жизни несколько лет назад. Через какое-то время мы поехали с отцом на Водный стадион, но секции так и не нашли. Попали лишь на динамовскую базу по байдарке. Но я отказался: «байдарка», при всем уважении, не звучит. Ну, не получилось, не срослось — и ладно.

Только вот через неделю мама в том же универсаме вновь встретила Людмилу Николаевну. Так я стал гребцом. Было реально круто: все ребята ходят на футбол и хоккей, а Дима - на Академическую греблю!

ГРЕБЛЯ ПРОТИВ ДЕВОЧЕК

Губерниева то и дело преследуют катамараны с девушками. Одно селфи с коронной улыбкой, другое. Подустав, Дмитрий делает мощный гребок — лодка в секунду отрывается от народа.

- Страшные тренировки у нас были. Помню, вышли на лыжную тренировку, а снег подтаял. Пришлось бежать. Финишировали, посчитали круги и неожиданно оказалось, что справились с настоящим марафоном — 43 километра. Или другой случай. Лыжная тренировка, лечу на пульсе 160 уже не первый десяток километров, измотался, сил нет, передо мной упавшее дерево — так я его объехать не смог и с разгона врезался. Очнулся минут через десять в снегу. Не сознание потерял — уснул скорее. И так вкалывали мы по 8 часов день шесть раз в неделю.

- Зато девчонкам, наверное, нравились.

- На протяжении нескольких лет я приходил домой, брал книгу и думал: «Сходить ли с подружками на свидание или просто поспать?» И сон побеждал всегда, причем, с разгромным счетом.

ЛУЧШАЯ ПОЛОВИНА ЖИЗНИ

Навернув пару кругов, Губерниев останавливается. Время ностальгии - юношеским мечтам об олимпийском золоте.

- Еще лет в 15 все знал. Думал, например, что в 1992 году мне победы, конечно, не видать. Все-таки 17 лет только стало бы, а я не величайший Вячеслав Иванов(трехкратный Олимпийский чемпион,прим. Ред.). А вот в 1996 рассчитывал выиграть в одиночке. Почему не получилось? Сложно так ответить. Выигрывал и московские соревнования, и международные. Например, студенческие Игры в Валансьене. Но были травмы. Вот, перед открытым чемпионатом Молдавии содрал мозоль, рука раздулась до размера головы, пришлось оперировать. Шрам на ладони остался до сих пор, да и ранка на душе, от того, что сидел на лавочке, а не участвовал — тоже. На первом курсе РГУФКА получил еще одно повреждение, потом отравился, ну и понял: все, пора заканчивать.

- Жалеете?

- Знаете, мы ведь, академисты, по два километра едем. И ты гребешь-гребешь, гребешь-гребешь и думаешь: «Да ну все к черту — финиширую, сломаю весла, выкину их и навсегда забуду». Но вот ты финишируешь — не важно, победил или нет — выходишь на сушу, довольный собой, а тебя так и тянет обратно. У Игоря Масленникова, гребца и спортивного журналиста, была книга «Лучшая половина жизни». Сами понимаете про что. И вот сейчас я сижу, пусть в народной, но живой лодочке, и с Игорем согласен.

ОЛИМПИЙСКОЕ ЗОЛОТО

Остановившись на пару минут, Губерниев вновь попадает в катамаранной кольцо поклонников. Катамаран за катамараном благодарит комментатора. Критики нет.

- Вот идешь по улице, слышишь добрые слова и понимаешь, что все эти комментарии на сайтах — такая фигня. Я вам про лучшую половину жизни говорил, но, знаете, новая часть - не хуже. Журналистских наград уже больше. Они стоят у меня дома, спортивные — у мамы. Уверен, что не променял бы олимпийскую победу на свою нынешнюю судьбу. Впрочем, золото Игр у меня и так есть. Я считаю, и ребята не дадут соврать, что 22 августа 2004 года в Афинах мы гребли впятером (четверка академистов: Федоровцев, Кравцов, Спинев, Свирин выиграла первое за 28 лет золото для России). Это был самый яркий репортаж в моей карьере. Не могу его пересматривать — только включаю и начинаю рыдать. Как сейчас помню, что перед финалом звонил в редакцию и говорил: «У парней финиш так себе, слабенький, максимум — возьмут бронзу». А тут такое. Незабываемые эмоции, которые я испытал и после победы Максима Опалева в Пекине.

- Правда, в байдарках на Играх в Лондоне была другая история. Финальный заезд Дьяченко иПостригая не комментировал — он достался Первому каналу. Так ребята, сидя со мной в студии, сказали: «Пять лет мы тренировались и мечтали, чтобы Губерниев проорал о нашей олимпийской победе. А ты?!» В общем, отказались со мной дружить потом. Подвел.

ЛЮБИМАЯ СПОРТСМЕНКА

Продолжая гарцевать на лодочке, Губерниев мельком замечает, что гребля - «очень романтичный вид спорта».

- Вы удивитесь, но моя любимая спортсменка — тоже из гребли. В качестве отступления — это вид спорта не портит фигуры, девушки красивые, а Юля Калиновская и вовсе звезда. Посмотрите фотографии. Так вот, можно сколько угодно кланяться биатлонисткам: Даше Домрачевой, Ольге Зайцевой, и Оле Медведцевой, кому угодно. Но только одна женщина у меня вызывает такую дрожь и трепет. Это Катя Ходотович-Карстен. Призер пяти Олимпиад, после побед в Атланте-96 и Сиднее-2000 и Серебра в Афинах-2004, на протяжении трех лет она выигрывала все соревнования перед Пекином-2008, но в Китае осталась третьей. Я к ней подошел в микст-зоне, Кате прислонила голову мне к плечу, заплакала, и вдруг посмотрела в глаза: «Я что, три года тренировалась, так пахала, чтобы сегодня проиграть?!» Это была нестерпимая боль человека, который в 36 лет мог повторить достижения Пертти Карппинена и Вячеслава Иванова (оба — трехкратные олимпийские чемпионы в одиночках, прим. ред) в одиночках, но упустил свой шанс. Эта драма меня потрясла.

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Двадцатиминутные катания прерывает ливень. Губерниев благодарит меня словами: «Димон, ну ты гад» и делает вывод о главном.

- Гребля в России, конечно, развивается, но не самыми быстрыми темпами. Ту победу академистов в 2004 году мы профукали, не сделали из ребят героев и не раскрутили вид спорта. Я, честно, старался, но в самой Федерации, как показалось, это никому не было нужно.

Сейчас молодцы байдарочники и каноисты. Чего стоит только привлечение чемпионата мира в Москву. Не пропустите, обязательно съездите в эти выходные на лучший в мире гребной канал — это настоящий памятник архитектуры, получите наслаждение. Плюс, у нас очень сильная, молодая команда, которая может выиграть буквально во всех дисциплинах. 22-летний Коровашков на чемпионате Европы три золота взял, девчонки подтягиваются. Если не получится попасть в Крылатское — включайте канал «Россия-2». Лично я, Дмитрий Губерниев, обещаю вам крутое шоу.

А В ЭТО ВРЕМЯ

ГУБЕРНИЕВ ПОЗДРАВИЛ ГАЗЗАЕВА...

Дмитрий Губерниев вспомнил высказывание Валерия Газзаева об академиках и поздравил тренера с 60-летием.

- Для меня «академическая гребля» - звучит особенно. Само название величественное. А вотВалерий Газзаев как-то сравнил плохо игравших футболистов с «академиками с тросточками». Думаю, Валерий Георгиевич тогда не много лукавил. Кстати, поздравляю его с юбилеем. Мой дорогой друг, именно благодаря вам я стал интересоваться футболом.

...И СДАЛ НОРМЫ ГТО С МАЛАФЕЕВЫМ

- Недавно в рамках съемок программы «Мое советское детство», которая выйдет скоро на «Пятом канале», мы сдавали нормы ГТО со Славой Малафеевым в одной из питерских школ. Конечно, заслуженный мастер спорта выступил посильнее. Хотя я подтянулся семь раз и спрыгнул, чтобы не травмировать аудиторию.

Так вот, после окончания мероприятия ребята начали подходить за автографами. Все — к Славе. Ко мне — никто. Но только Малафеев ушел, как листики с ручками потянулись ко мне.

- Что же вы раньше не подходили? - спрашиваю.

- Так Малафеев рядом — неудобно! - отвечают.

Пришлось объяснять, что мы уже давно помирились, но тактичность детей, конечно, поразила. Мы со Славой еще долго потом смеялись.

Новости. Гребля