Легкое дыхание: хочешь побеждать – стань астматиком

Резкие высказывания олимпийской чемпионки по лыжным гонкам Юстины Ковальчик о том, что норвежцы добиваются высоких результатов при помощи противоастматических препаратов, в очередной раз поставили вопрос: разрешать ли астматикам участвовать в крупнейших
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ДОПИНГ
ЭХО ВАНКУВЕРА

Резкие высказывания олимпийской чемпионки по лыжным гонкам Юстины Ковальчик о том, что норвежцы добиваются высоких результатов при помощи противоастматических препаратов, в очередной раз поставили вопрос: разрешать ли астматикам участвовать в крупнейших стартах на общих основаниях или отправлять их в директивном порядке на Паралимпиаду. Корреспондент «Советского спорта» попытался выяснить: все ли норвежцы – астматики и что можно предпринять для решения этой проблемы.

На рубеже 90-х и 2000-х редкий завистник не говорил о том, что великая шведская биатлонистка, шестикратная чемпионка мира Магдалена Форсберг использует такие средства, за которые любой биатлонист получил бы пожизненную дисквалификацию. Но принимает шведка эти лекарства на вполне законных основаниях: благодаря медицинской справке, в которой черным по белому написан диагноз – астма. Однако проблема в том, что эти лекарства позволяют «больному» спортсмену дышать на дистанции, куда лучше, чем его здоровым соперникам. И это дает серьезное преимущество.

Под горячую руку в биатлонно-лыжной тусовке в «астматики» записали и норвежцев: Фруде Андресена Бенте Скари, Томаса Ольсгаарда и даже Уле-Айнара Бьорндалена.

НЕ ПРИЗНАЛСЯ – НЕ АСТМАТИК

Однако все ли они астматики – большой вопрос. В ответ на голословные обвинения можно нарваться на серьезные неприятности. В 2003 году во время проходившего в Ханты-Мансийске чемпионата мира по биатлону в эфире российского телеканала прозвучало неосторожное «но мы-то знаем, что Бьорндален активно использует противоастматические средства» (произошло это как раз во время выигранной Уле-Айнаром спринтерской гонки), и реакция не заставила себя ждать.

Уже на следующий день в гости к российским комментаторам заявилась представительная норвежская делегация во главе с «героем репортажа» и решительно потребовала выдать источник информации. Итогом бурного и эмоционального диспута стало опровержение, прозвучавшее уже в следующем репортаже: «Уле-Айнар Бьорндален никогда не болел астмой и не использовал никаких противоастматических препаратов».

После этого критика астматиков поутихла. В конце концов информация о заболеваниях и назначенных врачом методах лечения подпадает под понятие «врачебная тайна», открыть ее может только сам больной. Но среди биатлонистов и лыжников желающих облегчить душу – раз-два и обчелся. Норвежка Марит Бьорген – из таких. Именно поэтому полячка Ковальчик так активно нападает на свою главную соперницу, публично признавшую использование бронхолитиков и других подобных средств.

 

МАРИТ БЬОРГЕН СПЕШИТ К ОЧЕРЕДНОМУ ЗОЛОТУ И НОВЫМ СЛОВЕСНЫМ НАПАДКАМ СО СТОРОНЫ СОПЕРНИКОВ. ФОТО РЕЙТЕР

Внимательное изучение норвежской прессы за последние несколько лет позволило найти еще лишь одно подобное признание: его сделала олимпийская чемпионка Ванкувера в индивидуальной гонке биатлонистка Тора Бергер. Вот, собственно, и все. Называя всех прочих звезд норвежского биатлона и лыжных гонок астматиками, мы рискуем нарваться на скандал – подобный тому, что вышел в 2003-м в Ханты-Мансийске.

ПРИМЕНЯТЬ МОЖНО ЧТО УГОДНО

Какой-то замкнутый круг получается: наличие астматиков, принимающих препараты, которые дают преимущество в борьбе с конкурентами, признают, кажется, даже те, кто эти самые препараты применяет. Но предпринимать что-то, чтобы урегулировать этот процесс, никто либо не может, либо не хочет.

— По логике норвежцев и иных лидеров медицинской гонки в мировом спорте применять можно все что угодно – важно только легализовать это применение, — считают все без исключения российские тренеры и врачи, чье мнение я пытался выяснить. – И дело тут лишь в умении отстаивать свои интересы. А мы этого делать, увы, не умеем – потому все спорные ситуации в допинговых вопросах решаются не в наших интересах. И если только мы пытаемся начать давить на них – нас немедленно ставят на место.

Вот сейчас, например, кто станет всерьез выслушивать наше мнение? Если поднимем шум, нам тут же укажут на наши последние «проколы» и пропустят все наши доводы мимо ушей. А много, например, норвежцев попалось на допинге? Вот поэтому они, шведы да канадцы устанавливают правила, а мы и те же поляки вынуждены по ним играть. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы не научимся сами эффективно влиять на спортивную политику – в том числе и в области допинга.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Лидер Кубка мира-2010 по лыжным гонкам Юстина КОВАЛЬЧИК:

– Норвежцы очень много говорят на тему допинга в России – а потом сами принимают допинг в качестве лекарств.

Я проходила обследование на астму. И прошу поверить, что мне, абсолютно здоровому человеку, не хватило полпроцента до такого диагноза. Тест заключается в том, что нужно принять лекарство и посмотреть, насколько увеличился объем легких. Уверена: если бы мы потренировались перед этим тестом, то у меня была бы «астма».

Старший тренер сборной России по спринту Юрий КАМИНСКИЙ:

– Вы согласны с Юстиной Ковальчик, заявившей, что для астматиков надо проводить отдельные соревнования?

– Конечно. Говорят, что два впрыска препаратов от астмы дают возможность спортсмену до 10 минут находиться в анаэробной зоне. У обычного человека эта способность в пять раз меньше – где-то две минуты.

(«Советский спорт» от 16 марта 2010 года).

Президент IBU Андерс БЕССЕБЕРГ:

– Болеющие астмой спортсмены действительно составляют в биатлоне заметную долю, и уже много лет это является темой для дискуссий. Но что тут можно предпринять? В мире и в самом деле немало людей, болеющих астмой (около пяти процентов), но эти люди не ограничиваются в своих правах на работу или участие в каких-либо мероприятиях. Так почему мы должны отказывать им в участии в соревнованиях? Конечно, мы обязаны внимательно контролировать – чтобы в этой области не происходило никаких сомнительных операций. Например, мы уже много лет приглашаем независимых экспертов, чтобы установить: действительно ли спортсмену необходим прием тех или иных препаратов. Что же касается запрета на участие астматиков в соревнованиях или публикации списков спортсменов с этим диагнозом – на это мы не пойдем.

ПРИЗНАЮТ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОТИВОАСТМАТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

ВИД СПОРТА
СПОРТСМЕН
ДОСТИЖЕНИЯ В КАРЬЕРЕ

Лыжные гонки

Марит Бьорген

Трехкратная олимпийская чемпионка-2010

Биатлон

Тора Бергер

Олимпийская чемпионка-2010, многократный призер чемпионатов мира

НЕ ПРИЗНАЮТ, НО ОБВИНЯЮТСЯ СПОРТСМЕНАМИ ИЗ КОМАНД-СОПЕРНИЦ

Лыжные гонки

Петер Нортуг

Двукратный олимпийский чемпион 2010, четырехкратный чемпион мира, обладатель Кубка мира-2010

Биатлон

Уле-Айнар Бьорндален

Шестикратный олимпийский чемпион, 13-кратный чемпион мира и шестикратный обладатель Кубка мира

Биатлон

Ларс Бергер

Трехкратный чемпион мира в лыжных гонках и чемпион мира по биатлону, серебряный призер Олимпийских игр-2010 в лыжных гонках

Новости. Лыжный спорт