Тренер Александра Попова Геннадий Турецкий: Плавание в костюмах было гонкой вооружений

Геннадий Турецкий – один из самых выдающихся тренеров в современной истории плавания, подготовивший двух великих пловцов – Александра Попова и Яна Торпа. Именно для Торпа тренер разработал первый гидрокостюм и стал, по сути, основоположником целой эпохи
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ПЛАВАНИЕ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Геннадий Турецкий – один из самых выдающихся тренеров в современной истории плавания, подготовивший двух великих пловцов – Александра Попова и Яна Торпа. Именно для Торпа тренер разработал первый гидрокостюм и стал, по сути, основоположником целой эпохи в плавании. В интервью «Советскому спорту» российский специалист назвал плавание в костюмах – идеалом, к которому нужно стремиться теперь в плавках и купальниках, а также рассказал о перспективах наших спортсменов.

– Иногда я в шутку называю себя человеком, который научил комбинезоны плавать, – улыбается нынешний тренер сборной Швейцарии Геннадий Турецкий. – Но, поверьте, Торп показывал бы высокие скорости и без костюма. Просто комбинезоны позволили ему на определенном этапе, после 2000 года, меньше тренироваться и при этом плыть не хуже. Костюм автоматически, без всяких тренировок, добавлял ему уровень физической подготовки, тонус мышц. Торп мог плыть на уровне мирового рекорда практически в любое время, даже не совершая большого объема тренировочной работы.

– Теперь скорости в мировом плавании упадут. Вам интересно это «новое старое» плавание?

– Запретив костюмы, международная федерация приняла очень своевременное решение. В какой-то момент в плавании стали соревноваться не спортсмены, а технологии. У людей болела голова не о том, как лучше тренироваться, а в каком костюме плыть.

Перед Олимпиадой в Пекине некоторые спортсмены надевали на себя даже по два костюма, чтобы улучшить плавучесть! Во многих странах, включая Австралию, возникло резко негативное отношение к этой «гонке вооружений». Комбинезоны предъявляли совершенно другие требования к подготовке, к строению тела: пловцы стали проводить в тренажерном зале почти столько же времени, как и в бассейне.

– Но вы же стояли у истоков этой гонки. Не жаль, что плавание так и не станет новой «Формулой-1»?

– Я в первую очередь считаю себя тренером, а не конструктором плавательных машин. И хочу, чтобы успеха добивались спортсмены и тренеры, которые хотят и умеют правильно работать. А не те, кто только и мечтает о новом костюмчике, обновочке. Допустим, раньше в год устанавливалось по 150 мировых рекордов. Но ведь это неправильно с точки зрения развития вида спорта. Мы вышли за рамки статистической достоверности! Хотя плавание – уникальный, наверное, единственный в мире вид спорта, где идет постоянный рост уровня результатов на высшем уровне. И дело тут далеко не в комбинезонах. Больше ста лет назад, в 1906 году, олимпийский чемпион проплыл 100 м за 1.13. А сейчас у меня 10-летняя девочка, практически не тренируясь, показала 1.06. Неслабо?! Физические возможности человека ограничены. Но техническое совершенство не имеет предела. В этом и есть наш главный резерв. При комбинезонах тренеры наконец увидели идеал, насколько быстро человек вообще может плыть. Теперь наша задача добиться такого уже без технологических новинок.

– Российское плавание с отменой комбинезонов выиграет или потеряет?

– Думаю, положительная динамика результатов нашей команды сохранится и может привести к хорошим результатам уже на Олимпиаде. У нас четыре-пять спортсменов, которые могут претендовать на любые медали, включая золото. Чтобы никого не забыть, называть конкретные имена не стану, ограничусь видами: мужской кроль 100 и 200 м, мужской баттерфляй 200 м, женский брасс 100 и 200 м, мужская эстафета 4х100 и 4х200 м.

– В перспективы рекордсмена мира на 50 м баттерфляем Евгения Коротышкина не верите?

– Возможно, какое-то время Жене понадобится, чтобы переосмыслить свою подготовку, перестроиться. Но я все время вспоминаю громадное желание плыть быстро, которое видел в этом спортсмене еще пять-шесть лет назад. Очень рад, что сейчас в Италии у него стало получаться.

Новости. Плавание