Пятикратная чемпионка мира Анна Насекина: Я трижды серьезно тонула…

Неисповедимы пути журналистские. Кто бы мог подумать, что нашему хоккейному обозревателю Павлу ЛЫСЕНКОВУ доведется не только поработать на римском чемпионате мира по водным видам спорта, но и взять там интервью у своей же коллеги по «Советскому спорту» —
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Неисповедимы пути журналистские. Кто бы мог подумать, что нашему хоккейному обозревателю Павлу ЛЫСЕНКОВУ доведется не только поработать на римском чемпионате мира по водным видам спорта, но и взять там интервью у своей же коллеги по «Советскому спорту» — корреспондента отдела спортигр Анны НАСЕКИНОЙ. А как не взять, если та к трем завоеванным ранее золотым медалям добавила две итальянские, став пятикратной чемпионкой мира по синхронному плаванию?

«НАШИХ ТРЕНИРОВОК НЕ ВЫДЕРЖАЛИ БЫ ДАЖЕ ИСПАНКИ»

— Встретил тут на трибунах твою маму. А ты говорила, что она не ездит на твои выступления.

— До Рима – никогда. Она слишком волнуется. Рыдает после каждого старта. Когда я была маленькая, мама снимала мои программы на видео. Я потом просматривала те фрагменты – камера в ее руках ходуном ходит. Говорю: ну что же ты, мама…

— А если разобраться, что переживать-то? У нас гарантированное золото во всех финалах. Мы – чемпионы, оле-оле.

— Это иллюзия. Знаешь, какие интриги в нашем виде спорта? Вот, например, скандал на пресс-конференции после произвольной программы в группах, когда тренер испанок обвинила нас в том, что сборная России выезжает на старье. Она вообще часто ведет себя нагло. И при этом сами испанки сдирают наши элементы…

В курсе, какие у них часто бывают тренировки? Испанки берут записи сборной России и проходят наши соревновательные программы. А потом начинают копировать элементы и поддержки.

— Может, поэтому Испания и проигрывает? Копия всегда хуже оригинала.

— Бог шельму метит. Но не можете победить – так ведите себя нормально.

— Да ладно, испанки от вас плачут на пресс-конференциях. Я сам видел слезы Менгуаль.

— Обычно они никогда не показывают эмоций. А если и начинают рыдать, то потом говорят, что это были слезы счастья. Верится с трудом…

— Давай разберемся, почему вы всех побеждаете. Вот я знаю, почему Майкл Фелпс выиграл восемь золотых медалей в Пекине. У него самая сильная команда, самый скоростной комбинезон, самые лучшие методики. И к тому же он – гений. Объясни, почему сборная России – тотально лучшая в синхронном плавании.

— Потому что мы больше всего вкладываем в результат. Да, у нас сильнейшая школа, тренеры, лучшие традиции. Но главное, я думаю – у нас самая большая самоотдача. Если испанок всунуть в нашу шкуру, они бы и трех месяцев не продержались на тренировках.

— Они так мало занимаются?

— Просто мы – очень много. Когда кто-нибудь смотрит на наши тренировки, у него слезы наворачиваются.

— И какая нелегкая занесла тебя в синхронное плавание?

— У меня вот какая история. В детстве я три раза тонула…

— Уже интересно.

— Однажды я свалилась с моста, когда мама отвернулась. В другой раз унесло в море. У меня были длинные, густые волосы до пояса. Мама рассказывает: «Оборачиваюсь – белые волосы плывут». То есть меня тянуло к воде. Но держаться на ней я не умела.

Когда история с утоплением произошла в третий раз, мама объявила: «Все, идем записываться в бассейн». Но никто не хотел, чтобы я стала мощной дамочкой с широкими плечами. Наоборот, думали отдать меня в балет. Но я была обычным пухлым шестилетним ребенком. В балете сказали, что у меня все хорошо: растяжка, спинка. Но вот лишний вес… Это была моя личная трагедия.

Мама же решила совместить приятное с полезным и отдала меня в синхронное плавание. Как я пришла в шесть лет в этот вид спорта, так и занимаюсь им до сих пор.

— Не знала мама, на какие муки обрекает свою дочь… Нужно было в плавание идти – там тренировки по 2—3 часа в день, а не по 12!

— Так ведь нас и как пловцов тренируют. Да, мы не проходим по 13 км в день. Но пять бывает. В бассейне нас такими заплывами вводят в форму.

А в юниорском возрасте я вообще ездила на сборы с пловцами. Нас ставили за ними и говорили: не отставать! Гребем из последних сил, языки на плече: ну, ребята, можно помедленнее! А у них еще было принято, что при каждом повороте тренер по заднице бьет пенопластовой доской. И вот ты так получаешь – бдыщ! – и плывешь еще 50 метров.

«ДАВЯТ СО ВСЕХ СТОРОН»

— Два столпа синхронного плавания, тренеры Татьяна Покровская и Татьяна Данченко, совершенно разные?

— Разные люди, иные подходы в работе. Данченко более спокойная, хотя я никогда у нее не занималась. Покровская – эмоциональная. Такой стиль. Она считает, что на эмоциональной волне спортсменка может показать намного больше.

— Знаю примеры из хоккея. Один тренер Майк Кинан пинал по раздевалке мусорные бачки. Другой, Анатолий Тарасов, пел Гимн СССР, чтобы завести сборную на матч.

— У нас это на тренировках происходит. Покровская доводит нас до предела. Но знает грань, чтобы не произошло срыва… Татьяна Николаевна может даже не кричать. Она, бывает, просто ставит перед собой задачу выжать из нас все, что можно. Спокойно сидит на бортике и говорит: «Прогон. Еще прогон. Еще один…».

Мы уже выдыхаемся, но работать нужно. Расслабиться нам не дают – ни морально, ни физически.

— Как вы слышите музыку под водой?

— У нас же там стоят динамики. Вот испанкам в Риме выключили музыку под водой на короткой программе – они такого наваляли… Хотя ходят слухи, что это сделали специально. Есть такой человек, который включает-выключает музыку. Зовут Пеппи…

— Длинный Чулок?

— Скорее Толстый Живот. И в Афинах он был, когда девчонкам вырубили музыку…

— Пахнет диверсией.

— Нет. Но есть версия, что испанки просто плохо начали исполнять программу. Поэтому им отключили динамики, чтобы они сначала все исполнили, уже учтя ошибки.

— Весь мир против нас…

— Политическое давление идет со всех сторон. Везде ведется игра: давайте сдвинем Россию с пьедестала. Чтобы доказать, что лучший именно ты, нужно пахать с утра до ночи.

— Говорят, в синхронном плавании может наступить засилье Китая. Я посмотрел на их дуэт – сидят абсолютно одинаковые, синхронные девочки! Подобрали же…

— Да они просто близняшки.

— То-то я и гляжу, у них фамилии одинаковые – Цзян/Цзян.

— Китаянки очень много работают. Но техники им пока не хватает. Подваливают винтовые связки. Но то, что Китай феноменально подтянулся за два последних года – это факт. Их потенциал огромен. Но мы будем сопротивляться.

А вообще я стараюсь не лезть в политику. Если прислушиваться к тому, кто что о нас говорит, становится тяжело. Нужно просто делать свою работу и отключаться от внешнего мира. Когда тебя 12 часов в день грузят физически, а потом еще ты попадаешь под моральный пресс, что тебя никто вокруг не любит, хочется сразу прыгнуть с балкона.

«КОНКУРС В СБОРНУЮ – 15 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО»

— Знаешь, когда Саша Овечкин начинал в хоккее, его кумиром был Александр Мальцев. А у синхронисток тоже бывают свои идолы?

— Конечно. Я вообще всю жизнь на Марию Киселеву ориентировалась. Она и Олимпиаду выигрывала, и журфак окончила. Познакомились мы, когда я попала в сборную – 2006 год, чемпионат Европы в Будапеште. Маша не была в команде, но приходила на тренировки, подсказывала…

— И ты ей так сразу: «Привет! Ты – мой кумир!».

— Да нет, ты что. Да и слово «кумир» тут не подходит. Маша – как маяк, на свет которого нужно идти. Она многого добилась в жизни.

— Выходит, в журналистику ты пришла по стопам Киселевой?

— Нет, просто классе в третьем я пришла домой и заявила: «Стану журналистом, поступлю в МГУ». Все посмеялись, но фраза как-то засела в памяти. А когда окончила школу, то пошла именно на журфак. Да и сочинения у меня лучше шли, чем физика и математика.

— Как-то не сочетается институт с тренировками по 12 часов.

— А я не думала, что попаду в сборную. Закончила в юниорах и с чистой совестью пошла в учебу. Но после первого курса занесло попутным ветром в команду. В сентябре 2005-го получила приглашение на сборы.

Это был счастливый случай. Новичков-то к сборной подтягивают каждый год. Но если команда сформирована и успешна, ее почти не трогают.

— Победный состав не меняют.

— Вообще да. Но ближний резерв необходим. Вот и пришли семь зеленых девчонок, включая меня. Плавали рядышком с первой сборной.

— Какой был конкурс в команде?

— Человек пятнадцать на место. Но когда люди попадают в сборную, начинаются тренировки, многие девочки понимают, что морально это не выдержать. Отсев идет такой, что перед соревнованиями порой возникает недобор.

— Не выдерживают люди пребывания в воде по 10 часов?

— Трудность в том, что ты постоянно живешь на сборах. Перед Олимпиадой мы сидели год на базе. Перед этим чемпионатом мира – с января. Иногда делают выходные. Чтобы постельное белье в комнате поменяли. И снова в работу.

— Обидно, что в итоге на Олимпиаде ты оказалась девятой, не попав в золотой состав?

— Я ехала в Пекин, уже зная, что не буду выступать. Мне об этом за два месяца до поездки сказали. Я и сама понимала, что шансы очень малы. Девочка, которую я могла бы заменить в составе, шла к Олимпиаде уже девять лет!

«НА БОРТИК КЛАДУТ ГЛЮКОЗУ»

— Вокруг синхронного плавания бродят мифы. Давай разбираться. Вот когда вы сидите по 10 часов в воде, вам еду прямо в бассейн бросают?

— У нас случаются перерывы на обед. Но утренняя тренировка начинается в 8.30 и, бывает, длится до 15.45. В два часа дня организм еще просит есть, живот прилипает к спине. А потом уже все равно. Нам на бортик выкладывают таблетки глюкозы. Смотришь на них искоса: что это, спасет?

— Синхронисткам нужно подкормку давать, как в плавании на открытой воде.

— Тогда нас тошнить начнет. Мы же вниз головой вращаемся.

— Тортами вас во время обеда не кормят?

— Почему же? Бывает.

— А как же лишний вес?

— Эта проблема возникает после отпуска, когда мы в сборную прикатываемся колобками. Нас сразу ставят на весы. Начинается жесткий контроль. Но через месяц мы сами начинаем сохнуть от водных тренировок.

— Слышал, однажды провели интересный опыт – взяли мужчину в синхронное плавание.

— Это не единичный случай. Мужики-синхронисты на официальных стартах не выступают. Но появляются, например, на Играх доброй воли…

— Чем вызвана такая дискриминация? Есть же мужской балет и мужское плавание.

— Кстати, Ася Давыдова и Настя Ермакова однажды соревновались с американским синхронистом Билли Мэем, — Аня поворачивается к олимпийским чемпионкам, по совпадению оказавшимся рядом. – Что там было, Ася?

— Да мы здесь выступали, на Римских играх. Коммерческий старт, — рассказывает Давыдова. – Первое место среди солисток заняла француженка Виржиния Дидье. А вторым как раз стал Мэй. И ему подарили голубую розочку.

— На самом деле я считаю, что мужское синхронное плавание – это форменное уродство, — добавляет Аня. – Как женский хоккей или женская штанга. Мягко скажем, не хватает гармонии.

«МЕЧТА – СВОЕ ДЕЛО И ИГРЫ В ЛОНДОНЕ»

— О чем мечтаешь в спорте?

— Не хочу загадывать…

— Но это же мечта. Расскажи.

— Мечтаю попасть на Олимпиаду в Лондон.

— Верю, что сбудется. Татьяна Покровская мне сказала, что на тебя рассчитывает… А в журналистике о чем мечтаешь? Не в ближайшие годы – дальняя перспектива.

— Хочу открыть свое дело. Какой-нибудь глянцевый журнал. Причем не обязательно только о спорте. У нас на журфаке даже предмет такой был – о создании нового проекта.

— Утопическая идея!

— А мы верим! У нас креативная команда собралась в студенческой группе. Найдем крутого спонсора. Сделаем свое издание. Возможно, все получится. Но только не сейчас, когда я плаваю.

— Хочешь управлять или сама писать?

— Мне кажется, творческий процесс не вечен. Когда-нибудь случается, что журналист исписывается. Пропадает искра.

— И нужно завершать карьеру как в спорте, переходя в редакторы.

— В спорте гораздо сложнее принять такое решение.

— Почему?

— Потому что спорт – это очень сильный наркотик. С ним плохо, но без него жить невозможно.

НАГРАДЫ СЧЕТ ЛЮБЯТ

44 ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ НА КОМАНДУ!

Поразительно, что ни одна из спортсменок сборной России не могла точно сказать вашему корреспонденту, сколько золотых медалей чемпионата мира их команда выигрывала за карьеру. «Советский спорт» свел воедино всю статистику и нашел точный ответ.

Тренер Татьяна Данченко, работающая, в частности, с Натальей Ищенко, вообще сбилась со счета, вспоминая, сколько золота выиграла ее ученица. Комичная сцена – Данченко и Ищенко застыли в зале для пресс-конференции и загибали пальцы, считая свои победы.

Чтобы больше не возникало путаницы, приводим точную статистику. Итак, 11 девчонок, выступавших на чемпионате мира в Риме, завоевали за карьеру уже 44 золотые медали!

Наталья Ищенко, победившая в Италии в четырех финалах, обогнала Анастасию Давыдову по общему количеству медалей и сравнялась с ней по числу побед. 10 золотых медалей за карьеру – это абсолютный рекорд в истории синхронного плавания. Наш корреспондент Аня Насекина – четвертая в списке, у нее пять побед на чемпионатах мира.

ВСЕ МЕДАЛИ ЧЛЕНОВ СБОРНОЙ-2009

З
С
Б
=

Наталья ИЩЕНКО (ЧМ-2005, 2007, 2009)

10

2

0

12

Анастасия ДАВЫДОВА (2001, 2003, 2005, 2007, 2009)

10

1

0

11

Светлана РОМАШИНА (2005, 2007, 2009)

8

0

0

8

Анна НАСЕКИНА (2007, 2009)

5

0

0

5

Дарья КОРОБОВА (2009)

2

0

0

2

Александра ПАЦКЕВИЧ (2009)

2

0

0

2

Анжелика ТИМАНИНА (2009)

2

0

0

2

Алла ШИШКИНА (2009)

2

0

0

2

Софья ВОЛКОВА (2009)

1

0

0

1

Елизавета СТЕПАНОВА (2009)

1

0

0

1

Виктория ШЕСТАКОВИЧ (2009)

1

0

0

1

Всего
44
3
0
47
Новости. Синхронное плавание