«Федерер-экспресс» проехался по «Австралийской ракете» и «Револьверу»

Теннис всегда считался элитарным видом спорта. Чопорные дамы и господа на трибунах, сдержанные спортсмены, строгие консервативные правила – вот неполный перечень атрибутов этого развлечения для «золотой молодежи». И как только в таком клубе для избранных
news

ТЕННИС

Теннис всегда считался элитарным видом спорта. Чопорные дамы и господа на трибунах, сдержанные спортсмены, строгие консервативные правила – вот неполный перечень атрибутов этого развлечения для «золотой молодежи». И как только в таком клубе для избранных появилась традиция давать теннисистам прозвища?!

ЧЕМОДАН ИЗ КРОКОДИЛОВОЙ КОЖИ

Если кто-то думает, что клички в теннисе появились совсем недавно, как дань моде, – тот глубоко заблуждается. Традиция давать теннисистам прозвища стара, как сама игра. Любопытно, что порой никто – ни сам спортсмен, ни его окружение уже точно не может вспомнить, когда и по какой причине появилась та или иная «кликуха». Существует множество историй о том, как знаменитый француз Рене Лакост стал «Крокодилом». Кто-то считает, что так его назвали за внешний облик, кто-то — за манеру игры, похожую на охоту аллигатора, якобы Рене любил затаиться и ждать ошибку соперника, а потом неожиданно пускать в ход все свои козыри, обезоруживая конкурента.

Сам же Лакост предлагает иной вариант рождения своего прозвища: «Крокодилом» меня окрестила американская пресса после того, как я заключил пари с капитаном французской команды, выступавшей на Кубке Дэвиса: за победу в очень важном для нашей команды матче он пообещал мне чемодан из крокодиловой кожи. Матч я выиграл, и после этого американская публика наградила меня прозвищем «Крокодил». Мой друг Роберт Жорж нарисовал для меня крокодила, а затем мне его вышили на блейзере, в котором я стал появляться на кортах…».

ДАМСКИЕ ШТУЧКИ

Женщины, какие бы они ни были прекрасные, также удостаивались чести получить прозвище. Именно чести, так как считалось, что если теннисист получает кличку, значит он действительно добился популярности и поклонения зрителей.

Хелен Уиллс-Муди была одной из звезд женского мирового тенниса 20—30-х годов. За достижения в карьере ее назвали первой королевой Америки. Спортивная биография Хелен насчитывает 17 лет, и за этот период она сумела выиграть Уимблдонский турнир восемь раз. Зрители удивлялись, как серьезно юная теннисистка относилась ко всему, что происходило на корте. Ни улыбки, ни переживаний на совершенно спокойном лице. «Личико игрока в покер», – так отозвалась о Хелен американская пресса за невозмутимость и кажущуюся бесчувственность. Сама Хелен очень просто объясняла секрет своей невозмутимости: «Отец еще в детстве посоветовал мне не гримасничать во время игры. Он говорил, что это способствует появлению морщин...».

Моурин-Катерина Коннолли – еще одна американская звезда. В 1953 году она стала первой женщиной, которая завоевала так называемый «Большой шлем», выиграв все четыре турнира этой серии в сезоне. Кто первый и почему назвал ее «Крошка Мo», теперь едва ли кто-то вспомнит. По одной версии Коннолли звали так из-за маленького роста — 157 см (5 футов и 2 дюйма). По другой, «Литл Мо» — это производное от прозвища легендарного линкора ВМС США «Миссури» – «Mighty Mo» – «Могучая Мо», отличавшегося большой огневой мощью.

«ЗВЕРИНЫЙ» ОСКАЛ «ЯГУАРА»

Но это все дела давно минувших дней. Сейчас прозвища в теннисе появляются ни чуть не меньше, чем раньше. Например, красавца Жана-Мишеля Гэмбилла, славящегося своим накаченным торсом и голливудской улыбкой, величают либо «Мистер Голливуд», либо «Ягуар». Последнюю кличку американец заслужил за свое пристрастие к этим диким кошкам, а также машинам знаменитой английской марки. Когда-то Гэмбилла называли «Ягуаром» еще и потому, что его движения на корте были столь же мягки и опасны, как у хищника, но в последнее время Жан-Мишель растерял все свои козыри.

Другой же американец Энди Роддик, наоборот, все ближе и ближе подбирается к заветной цели – победе на турнире «Большого шлема». На только что завершившемся Уимблдоне Роддик, которого остряки прозвали A-Rod, что имеет много значений, в том числе и сленговое «револьвер», был в шаге от финала, но дорогу к главному призу ему преградил «Федерер-Экспресс» — производное от имени швейцарца Роджера Федерера и знаменитой скоростной почтовой службы.

Что касается решающего матча, самого престижного турнира на траве, то тут «Федерер-Экспресс» проехался уже по «Австралийской Ракете», как прозвали Марка Филиппуссиса за его подачи навылет.

Своими пушечными ударами славится не только Филиппуссис, но и хорват Горан Иванишевич, которого именуют не иначе как «Мистер Эйс». А вот другой теннисист этой Балканской страны – Иво Карлович получил прозвище «Карло Великий». После первого дня Уимблдона-2003 одна из хорватских газет даже написала: «Раньше мы называли его так за огромный рост (208 см), а сейчас после его победы над австралийцем Ллейтоном Хьюиттом имеем право величать «Карло Великим» за потрясающую игру». Может, конечно, «Карло Великий» и покорил бы если не всю Европу, то хотя бы туманный Альбион, но в 1/16 финала ему пришлось сразиться со «Зверем» или «Чудовищем», как принято называть белоруса Максима Мирного за его остро атакующий теннис и крепкое телосложение.

СЛАВЯНСКИЕ ВОИНЫ

Вообще в большинстве случаев прозвище теннисиста получается как производное от имени или фамилии. Идеальный же вариант, когда удается совместить имя человека и его манеру игры или характер. Взять хотя бы словака Доминика Хрбаты. В Туре его все называют «Доминатор», причем не только потому, что родители дали ему такое имя, но и потому, что Хрбаты славится своей способностью сокрушать авторитеты. Ни для кого не секрет, что лучшие российские теннисисты Евгений Кафельников и Марат Сафин имеют отрицательный баланс в счете личных встреч с Домиником. У Сафина счет 5:6, а у Кафельникова и вовсе – 4:9.

Надо сказать, что наши ребята также не остались в стороне от традиции раздавать прозвища. Причем и Кафельников, и Сафин почему-то ассоциируются на Западе исключительно с оружием. Так Евгения Кафельникова в пору спортивного расцвета нашего олимпийского чемпиона называли «Калашников», а Марат Сафин за свою убийственную подачу получил кличку «Русская Пушка».

Не менее воинственно настроен, судя по прозвищу, и белорус Владимир Волчков. В 2000 году, пробившись в полуфинал Уимблдона, Волчков заработал себе кличку «Владиатор». В те дни особенно популярен был фильм «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли и, по словам самого теннисиста, ему так понравилось это кино, что по ходу турнира он смотрел ленту не менее 5 раз. Узнав о пристрастии белоруса к схваткам древних гладиаторов, одно из английских изданий сделало необычный фотоколлаж. В газету поместили фотографию из фильма, но вместо головы главного героя вмонтировали лицо Волчкова. Подпись под фото гласила: «Владиатор на Уимблдоне». Любопытно, что после полуфинального матча с Питом Сампрасом к Владимиру подошел агент Рассела Кроу, чтобы познакомиться с белорусом и пожелать ему дальнейших успехов.

КСТАТИ

Испанца Альберта Портаса прозвали «Дракон короткого удара» (Drop Shot Dragon). Его соотечественник Хуан-Карлос Ферреро за скорость и острые удары именуется «Москитом». Бельгиец Ксавье Малиссе (Xavier Malisse) стал «Cекретным агентом» (X-Man). Американца Пита Сампраса, кроме традиционной клички «Пистол Пит», за спокойный нрав и дисциплинированность зовут еще «Мистер Перфект». Немец Николас Кифер давно стал «Киви», а Томми Хаас – «Мистер Мускул». Американец Майкл Расселл – «Могучий Мышонок» (Mighty Mouse), или «Железный Майк», а испанец Давид Санчес, видимо, за благородство получил прозвище «Дон Кихот».

Новости. Теннис