Тарпищев здесь, Тарпищев там… Отличный в прошлом теннисист, он и вне корта остался трудоголиком

В минувшую среду его вновь избрали президентом Федерации тенниса России. 72 голоса «за» и двое воздержавшихся, один из которых – он сам. И это при том, что сегодня едва ли не каждая спортивная федерация погрязла в склоках.
news

НЕЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА

В минувшую среду его вновь избрали президентом Федерации тенниса России. 72 голоса «за» и двое воздержавшихся, один из которых – он сам. И это при том, что сегодня едва ли не каждая спортивная федерация погрязла в склоках.

Член Международного олимпийского комитета, капитан мужской и женской сборной по теннису, член Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ, председатель Совета директоров Кубка Кремля… Много ли мы знаем о нем?

Главная заслуга Тарпищева, наверное, в том, что теннис за последнее десятилетие превратился из забавы для больших начальников в игру для всех. Шамиль Анвярович колесит по нашей необъятной и заставляет, просит, умоляет губернаторов, олигархов, боссов разного калибра построить хотя бы примитивный корт. Или крытый теннисный стадион. Или роскошную теннисную академию. Он великий и настойчивый дипломат с некоторыми вполне объяснимыми вкраплениями восточной мудрости, сумевший довести количество крытых кортов с убогих девяноста четырех до солидных четырехсот. За десять лет!

Раньше теннисные соревнования были изысканным блюдом, которое подавалось гурманам-одиночкам раз в пять лет. Сейчас федерация Тарпищева проводит, будем точными, 1057 состязаний в год! Это Тарпищев превратил Кубок Кремля из обжираловки для тусовщиков с участием пары-тройки заезжих звезд в одно из престижнейших событий мирового тенниса. Женский Кубок Кремля в элитном и чересчур, на мой взгляд, избалованном международном теннисном сообществе официально признается лучшим по организации турниром.

Помню, вице-президент МОК Виталий Смирнов как-то сказал, что Тарпищев пользуется для достижения целей не совсем традиционными методами. Боюсь, если бы методы были традиционными, наши теннисистки никогда бы не выиграли за год три турнира «Большого шлема» из четырех. Сейчас французские журналисты, приехавшие к нам на очередной финал Кубка федерации, недоумевают: почему не в Париже — Ницце, а снова в Москве? Да только потому, что у нас укладывается больше кортов, а условия для проживания, питания, награждения спортсменов – лучше. В теннисе мы благодаря усилиям Тарпищева — где-то в коммунизме или, если угодно, в процветающем народном капитализме. И глядя на то, как здорово и плавно-планово течет российская теннисная жизнь, ловишь себя на нехитрой мысли: может, доживем и до такого же выстраданного счастья и в жизни другой – повседневной? Ведь можно же, если все будут вкалывать по-тарпищевски?

А насчет нетрадиционности методов… Это и прямой контакт с первым президентом Ельциным. Если бы Борис Николаевич сделал для страны столько же, сколько для российского тенниса… Это и дружеские отношения с Юрием Лужковым, которого Тарпищев обратил в теннисную веру. Конечно, не совсем традиционно решать деловые вопросы прямо на корте, в перерывах товарищеских матчей. А как иначе добраться до сильных мира сего? Зато в Москве, да уже и в России, теннис по числу занимающихся перегнал некогда недостижимый хоккей.

Его капитанство у всех на виду: вот он дает совет Мыскиной или Сафину, вот внимательно следит за игрой. Но только люди тенниса знают: объединить и собрать в сборную исключительно знаменитых, безумно богатых, а порой и жутко капризных молодых миллионеров под силу только ему, Тарпищеву. С ужасом думаю: ну не дай бог, плюнет, уйдет. Боюсь, все рассыплется, особенно в мужской команде. Слушаются и уважают только его. Никто и ни разу из наших не отказался сыграть за сборную.

Он умеет усадить за стол и, вроде бы шутя-шутя, обязательно настоять на своем. И атмосфера в двух его сборных легкая, товарищеская. Но какими усилиями это ему дается! Никогда не забуду, как в городе Париже, в ночь перед решающим днем матча на Кубок Дэвиса, Шамиль Анвярович чуть не всю ночь просидел на стуле перед номером нашего славного теннисиста: предохранял (и сумел-таки предохранить) от соблазнов.

Тогда, в 2002-м, мы выиграли Кубок Дэвиса. Сейчас девчонки должны выиграть Кубок Федерации. По прикидкам Шамиля это должно было произойти чуть позже, в 2005-м. Он считает, что «девятый вал в женском теннисе еще не наступил». Но кто же против досрочного выполнения теннисных планов?

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Шамиль Анвярович ТАРПИЩЕВ

Родился 7 марта 1948 года.

Мастер спорта СССР (1966), заслуженный тренер России (1981) и СССР (1985), председатель Федерации тенниса СССР (1991) и СНГ (1992), президент ВТА (с 1996), член МОК (с 1996). Трижды входил в десятку сильнейших теннисистов СССР (1970–1973), лучшее место – 4-е (1972).

Тренерскую карьеру начал в 1974 г. старшим тренером МГС ДСО «Динамо», капитан сборных команд СССР (1974–1991), СНГ (1992) и России в розыгрыше Кубка Дэвиса и команд СССР и России в Кубке Федерации. Под руководством Тарпищева наши теннисисты завоевали 26 золотых медалей на чемпионатах Европы, выиграли Кубок Дэвиса (2002), а также играли в финале Королевского Кубка (1981).

Новости. Теннис