Салатница, за которой охотится весь мир

Главный приз командного чемпионата мира по теннису – «Серебряная салатница» – один из самых престижных трофеев в спортивном мире
news

ТЕННИС. КУБОК ДЭВИСА

Главный приз командного чемпионата мира по теннису – «Серебряная салатница» – один из самых престижных трофеев в спортивном мире. За сто с лишним лет этот кубок побывал в домах самых легендарных теннисных личностей, видел изнутри хранилища надежнейших банков, в нем плескалось дорогое и изысканное шампанское. Тысячи игроков из 138 сборных каждый год вступают в борьбу за право обладания этим трофеем.

– И зачем только далась нам эта чашка? – сокрушалась Дэйм Мэйбл, жена президента ассоциации лаун-тенниса Австралии и новоиспеченного победителя Кубка Дэвиса, сэра Норманна Брукса, в далеком 1907 году. – В этом доме она уже всем надоела. Большую часть времени она проводит в нашем буфете, занимая в нем столько места, что некуда ставить остальную посуду… Никто не видит никакой пользы в этой ванне! Разве что в ней удобно держать срезанные с клумбы красные пионы.

Сто лет назад отношение к «Серебряной салатнице» еще не было столь трепетным, как сейчас. Но сын мультимиллионера, уроженец Сент-Луиса Дуайт Дэвис, блестящий студент Гарвардского университета, чемпион США по теннису и будущий губернатор Филиппин, сумел найти применение этой вазе.

– Вот увидите, этот кубок и этот турнир станут вечными! – увлеченно убеждал он в свое время все того же сэра Брукса. – Мой турнир станет продвигать теннис по всему миру, и со временем миллионы людей сделают своей мечтой завоевание именно салатницы.

А спустя двадцать лет Рене Лакост, один из четырех легендарных «мушкетеров», завоевавших Кубок Дэвиса для Франции в 1927 году и не выпускавших его из Парижа последующие шесть лет, в своей статье «В поисках кубка», напишет:

– «Победа»! Сколь простое слово. Такое короткое – и такое выразительное! То, что начиналось в 1922 году, наконец достигнуто. Столько матчей сыграно, столько сил потрачено. Тысячи миль преодолены в погоне за этим кубком! Мы пересекли Атлантику в оба конца семь раз! И все – только лишь ради того, чтобы эта салатница хранилась во Франции.

Знал ли Дуайт Дэвис, заказывая в 1900 году красивую серебряную вазу для победителя матча между командами Великобритании и Соединенных Штатов, что он приобретает бессменный трофей для одного из самых престижных турниров столетия? Салатница, заказанная в одном из ювелирных магазинов Бостона, обошлась ему в 1000 долларов – сумму по тем временам внушительную, но не сильно бившую по карману сына родителей-миллионеров.

Впрочем, мастерскую Роланда Роудса, приютившуюся на пересечении Трэмонт и Уэст-стрит в столице Массачусетса, Дэвис выбрал не случайно. Роудс, коренной англичанин, обосновавшийся на восточном побережье Штатов, за годы работы ювелиром прославился на весь Новый Свет. Он применял самые современные на тот момент технологии и работал только с лучшими сплавами. Возможно, поэтому салатница, отлитая из чистого твердого серебра, за сто с лишним лет существования не потеряла и доли своей красоты и очарования.

Роудс был искренне доволен своим творением – 13 дюймов в высоту и 18 – в диаметре (около 33 и 46 см соответственно). Дэвис был в полнейшем восторге, – он получил именно то, что хотел! За 106 лет существования турнира высота «Салатницы» увеличилась до 110 см. Точнее, сама она осталась прежней, только количество подставок, на которых выбивались фамилии всех чемпионов, постепенно росло.

Первыми свои имена на серебряном кубке увековечили Малкольм Уитман, Холкомб Уард и, собственно, сам Дуайт Дэвис. Организатор и идейный вдохновитель турнира лично отстаивал честь своей страны в матче с Великобританией 8–10 августа 1900 года. Дуайт, всего месяц назад отпраздновавший свой 21-й день рождения, блестяще выиграл первый в истории матч Кубка Дэвиса, одолев англичанина Эрнеста Блэка. А спустя два года (в 1901-м турнир не проводился) вместе с командой США защитил титул чемпионов.

С тех пор Дэвис не выступал на теннисных турнирах, сосредоточившись на политической карьере. Однако главный труд своей жизни ревностно оберегал и продвигал по всему миру как мог, оставаясь преданным поклонником родной сборной.

После Второй мировой войны постаревший и смертельно больной Дуайт Дэвис в своей последней беседе с Норманном Бруксом сказал:

– Не держите кубок в Австралии слишком долго, ведь он создан для того, чтобы путешествовать. Если бы я мог предсказать, какое большое значение он приобретет в нашем мире, этот кубок был бы отлит из золота!

Материалы о финальном матче Кубка Дэвиса между командами России и Аргентины читайте на стр. 4-5.

Новости. Теннис