Капитан сборной России Шамиль Тарпищев: Путин попросил меня обнять всех ребят

ТЕННИС
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Вчера в редакции «Советского спорта» побывал Шамиль Тарпищев, капитан сборной России по теннису – победителя Кубка Дэвиса-2006. Несмотря на плотный график, он сразу же откликнулся на предложение прийти на «Прямую линию» с читателями. Полтора часа пролетели незаметно – Тарпищев очаровал журналистов. Теперь мы понимаем, как ему удается объединять теннисистов-одиночек в настоящую команду!
– Извините, опаздываю! – предупредил Шамиль Анвярович. – Стою на Арбате. 40 минут уже до вас добираюсь… Пробки. Но вы не волнуйтесь, скоро буду. Вы, главное, дождитесь…
Дождались – как же иначе! Через десять минут к дверям редакции подъехал автомобиль. Из него вышли Шамиль Анвярович и… «крестный отец» Турсунова, как представил его сам Тарпищев, Майкл Горин. Вот так сюрприз!
ПЕРВЫЙ СЕТ. «ЗАКОПАТЬ» ТУРСУНОВА Я НЕ МОГ
– Признавайтесь, сколько валерьянки выпили по ходу пятого матча?
– Мы бы выпили, но она закончилась! – Тарпищев сразу же начинает шутить. – А если серьезно, то я лекарства вообще не принимаю. Хотя нервное напряжение было то еще – потерял четыре килограмма за три дня, сидя на скамейке…
– Когда вы приняли решение поставить на решающий матч Марата Сафина?
– Когда Коля Давыденко проиграл второй сет Давиду Налбандяну. За день до этого я планировал заявить Дмитрия Турсунова. Но потом подумал, что если Коля не вынес груза ответственности и перегорел, что будет с Димой? Если бы он уступил, мы бы его потеряли на три-четыре года… Вот я и подумал, что лучше покувыркаемся, но выиграем, чем нырнем в неизвестность. Зачем Турсунова своими руками закапывать?
– Когда Марат проиграл Акасусо второй сет, не пожалели, что выпустили его на корт?
– Не пожалел бы об этом, проиграй он вовсе! Мне же никогда не узнать, как сыграл бы тот же Турсунов. К тому же в этом году перед решающим матчем на Кубке Дэвиса мы семь раз угадывали с кандидатурами. Считайте: Турсунов против голландца Слюйтера, сначала Сафин, потом Турсунов против француза Гаске, в матче с американцами Южный против Блэйка, а Турсунов против Роддика и пара Сафин/Турсунов против Налбандяна/Кальери в этом финале. Так что угадываем очень удачно! Эх, не сглазить бы…
– А чем вы руководствовались, когда в субботу в пару к Дмитрию Турсунову поставили Сафина вместо Михаила Южного?
– Это решение далось непросто. Турсунов и Сафин лучше подают. Первая у них мощнее, чем у Южного. Плюс мы не знали, как поведет себя травмированная нога Миши, если матч затянется на пять сетов.
– Налбандян выиграл обе свои одиночные встречи. Почему он так слабо выглядел в паре?
– С парной комбинацией у аргентинцев те же проблемы, что и у нас, – пара состоит из двух одиночных игроков. Налбандян не мог сосредоточиться в субботу. Не попадал чисто центром ракетки. Это характерно для одиночников.
– А почему Давыденко не сыграл в полную силу с Налбандяном в воскресенье?
– Аргентинец навязал и Коле, и Марату свой теннис. Играл плотно с задней линии и лишил нас запаса времени перед ударом. Давыденко знал об этом, когда выходил на встречу. Но он перегорел.
– Шамиль Анвярович, вы выглядите немного уставшим… Чем занимались эти дни после финала?
– Да я ж совсем не спал с воскресенья! Провожал гостей. Самаранч улетал, да кто только не улетал!.. И я «улетел»! Но наша победа меня держит! Мы ж в мировой классификации сборных вышли на первое место – представляете? Ладно бы с женской, а то с мужской!
ВТОРОЙ СЕТ. В ШВЕЙЦАРИИ ЧАС – 40 ДОЛЛАРОВ, А У НАС – 70!
— Добрый день, меня зовут Зеймур, я из Казани. Теннис – мой самый любимый вид спорта. Скажите, где будет храниться «Серебряная салатница»?
— Сейчас ведем переговоры, чтобы она хранилась в Банке Москвы. А также обязательно провезем ее по регионам. 9-го числа Кубок Дэвиса покажут в Тольятти. После победы в 2002 году 50 городов просили, чтобы мы к ним Кубок привезли, но удалось свозить только в 23. Поэтому когда мы отдавали ее после первой победы в международную федерацию, я сказал: «Придется еще раз выиграть Кубок Дэвиса, а то не вся страна еще его увидела!»
— Среди девушек у нас есть стабильные пары. Почему нет среди ребят? Может, стоит наигрывать пары с детства?
— Нет условий. Сначала нужно обеспечить материально-техническую базу. Сейчас не хватает ни тренеров, ни кортов. В некоторых местах час аренды корта стоит уже 70 долларов! Где вы такие цены видели? В той же Швейцарии максимальная цена – 40 долларов за час.
— Вас беспокоит Марина Валерьевна. Читатель «Советского спорта» и лично ваш поклонник. Я специально говорю о себе в мужском роде, а то женщин-болельщиц обычно всерьез не воспринимают…
— Вы просто не с теми общались! – улыбается Тарпищев.
— Я знаю, что вы болельщик «Спартака»…
— Не только болельщик, но и большой друг команды! У меня на даче часто бывают Титов, Аленичев, Писарев, Шалимов, Парфенов. Раз в неделю, когда я в Москве, играем с ними в футбол.
— То-то у них результаты в гору пошли! Это, наверное, вы своими советами помогаете. У меня к вам такой вопрос: как вам удается заставить звезд забыть про свое «я» и отдаться коллективу?
— Когда много звезд, работать интереснее! Все просто. Нужно подвести спортсмена к тому, чтобы он думал так же, как и тренер. Главное, чтобы тренер понимал игрока. Тогда даже врагов можно объединить!
— Шамиль Анвярович, каких тренеров вы считаете гениальными?
— В первую очередь Сергея Леонюка и Александра Волкова. Плюс личных тренеров наших теннисистов — Раузу Исланову, благодаря которой появился Сафин, Виталия Горина, который проявил Турсунова, Бориса Собкина, который учился в МАИ, но переквалифицировался в тренера и воспитал Южного… Кого я не назвал?
— Эдика Давыденко! – подсказывает Горин.
— Точно. Ему я доверяю на сто процентов. А если брать другие виды спорта, то это Владимир Максимов, Николай Карполь, Виктор Тихонов, Вячеслав Быков… Всех не охватишь! Поэтому говорю о тех, кого я сам близко знаю. Я слушаю их, вижу, что они делают, и понимаю – гении!
ТРЕТИЙ СЕТ. МАРАТ СМОЖЕТ ВСЕ!
— Алло, «Советский спорт»? Можно поговорить с Шамилем Анвяровичем?
— Это я. Не похож? – смеется Тарпищев.
— Не думал, что меня сразу соединят… Это Сергей беспокоит. Скажите, из какого Кубка шампанское было вкуснее?
— В этом году я из «Салатницы» шампанское даже не попробовал! Все выпили без меня, пока я был на пресс-конференции…
— А что туда наливают – «Мадам Клико»?
— Мы поддерживаем отечественного производителя – наливали Крымское!
— Шамиль Анвярович, видел по телевизору, что вы говорили с Путиным. Что сказал наш президент?
— А вы разве не слышали? Я-то думал, что президента всегда слышат, — смеется Тарпищев. – Он сказал, что это историческая победа. И попросил обнять всех ребят.
— Добрый день, меня зовут Толя. Поздравляю с победой! Вся Россия радуется за вас. Скажите, а Марат тяжелый?
— В каком смысле?
— Во всех!
— Ну я понял, о чем вы… Когда мы его качали, он казался легким, как пушинка! А так не знаю, на руках носить его не пробовал, — смеется Тарпищев. – А что касается характера, он очень приятный человек. Раньше писали, что Марат будто скорлупу надевает – такой весь из себя недоступный, не подступишься. Все это делалось умышленно, чтобы его не трогали.
— Сможет он тягаться с Федерером?
— Он сможет все. Если захочет.
— А когда Федерер перестанет быть первым?
— Через пару лет граница между ним и остальными теннисистами сотрется. К нему уже сейчас подкрадываются чех Бердых, испанец Надаль, британец Мюррэй, француз Монфис…
ЧЕТВЕРТЫЙ СЕТ. «НА КОСТЫЛЯХ ТЯЖЕЛО»
— Чем обидел вас Марат Сафин в пятницу во время матча с Налбандяном?
— Обидел? С чего вы это взяли?
— Он на послематчевой пресс-конференции извинялся перед вами.
— Ах, вон вы о чем! Знаете, мне уже на следующий день стали звонить люди, которые интересовались, чем меня оскорбил Марат. Но такого и в помине не было. Он пожаловался на покрытие, я твердо сказал: «Хватит жаловаться, надо играть. Мы ж не будем сейчас перестилать корты!» Но это был чисто рабочий момент – никаких обид и оскорблений! Мало того, покрытие выбирал сам Марат. Мы еще два месяца назад постелили его на «Динамо». Я позвонил Марату и говорю: езжай, пробуй! А он мне: а чего я? Пусть Коля! Звоню Коле, а он: Шамиль Анвярович, пусть Марат! Ну в общем все съездили, попробовали, притоптались. В итоге в «Олимпийском» стелили с учетом всех пожеланий Марата, а он все равно, видите, недоволен был, — добродушно улыбается капитан.
— Шамиль Анвярович, звонит Максим из Москвы. Вот мы с США играли на грунте, с Аргентиной – на синтетике. Из каких соображений выбирали покрытие?
— Подстраиваемся под слабые стороны соперника!
В свое время чехи во главе с Иваном Лендлом на выезде играли против команды Парагвая, у которой лучший теннисист едва в сотню входил. И знаете, что постелили хозяева? Они выбрали паркетный пол, покрытый лаком и натертый воском! В итоге мяч, приземляясь на корт, скользил по нему перед отскоком. Динамика игры в корне изменилась! И чехи уступили 1:3. Пятый матч даже играть не стали. И второй похожий случай. Когда Мексика принимала дома США, они постелили что-то вроде асфальта. В итоге с приема можно было бить смэш – настолько высоко и резко отскакивал мяч! И американцы, естественно, тоже уступили – 2:3.
В случае с Аргентиной нам тяжело было выбрать покрытие, потому что Давид Налбандян играет на любом корте, Кория, Гаудио, Каньяс – беспредельно хороши на грунте. В общем, мы сделали так, чтоб у них оставалось поменьше козырей, хотя лишить их совсем, конечно, не удавалось. У Аргентины же три равноценных состава!
— Но вроде как она немного разрастается. Вот, например, Евгений Королев есть…
— Ему надо еще года два отпахать, чтоб выйти на серьезный уровень. Есть еще много технико-тактических вещей, которые Женя должен научиться делать.
— Дмитрий Турсунов в последнее время серьезно прибавил. Но не кажется вам, что он поздно раскрылся?
— Безусловно, поздно, — отвечает Майкл Горин. Именно он принял Турсунова в Америке и занимался его карьерой последние 11 лет. — Но на это были объективные причины.
— Какие же?
— Два перелома позвоночника, перелом ноги, перелом кисти… За все время, что я знаю Дмитрия, только последние полтора года он играет без травм. А раньше не было случая, чтобы он выступал больше шести месяцев – постоянно что-то случалось. Причем только перелом ноги Митя получил на корте. Все остальное – бытовые травмы. Такая, значит, у него судьба. Поэтому и раскрылся поздно. Знаете, на костылях очень тяжело добывать рейтинговые очки. По крайней мере, я не знаю никого, кому бы это удалось, — грустно шутит Горин.
— Шамиль Анвярович, звонит большая поклонница тенниса, Ирина. Вы всегда называли Марата Сафина самым талантливым теннисистом мира. Чего же ему не хватает, чтобы стать первой ракеткой?
— Знаете, есть люди-волкодавы, им не важно как – главное быть первыми. А есть — творцы! Вот Марат такой. Ему не особенно важно, первый он будет или второй. Ему интересен сам процесс, игра. Даже в этом финале, когда Марат встречался с Акасусо, он не смог избежать своих творческих порывов. Помните, как после проигранной подачи при 0:15 он вдруг стал укорачивать? Ну, зачем? – кричали все вокруг. А я вам скажу зачем: Марат, хотел, чтоб розыгрыш получился красивым, эффектным. Он творил! Понимаете? Творил! Вот Маша Шарапова, например, совсем другая. Побеждать, побеждать, побеждать – ей больше ничего не надо. Железные нервы, сумасшедшая мотивация. Играет ради того, чтобы стать лучшей в мире, хоть и делает вид, что для нее это не важно. А Сафин – не такой, он – художник.
«ШАМИЛЬ, ДОСТАНЬ ДВА БИЛЕТА»!
— Шамиль Анвярович, здравствуйте, меня зовут Антон, я из Ярославля. Сезон уже закончен. Когда у вас начнется законный отпуск?
— Еще не скоро. Очень много проблем по России, которые надо решить в ближайшее время. С тем же Кубком Дэвиса, например, или с системой теннисных академий. Мы реально на сегодня опережаем весь мир на полтора года в развитии тенниса. Надо во что бы то ни стало этот темп удержать. Если где-то замешкаемся, нас очень скоро съедят. А проблемы преследуют постоянно. На сегодняшний день, например, в Москве негде заниматься детям! Во-первых, очень дорого, а во-вторых – все площадки разбирают взрослые обеспеченные игроки. Поэтому надо срочно решать вопрос с развитием системы теннисных академий.
— Шамиль Анвярович, здравствуйте, это Иван из Москвы. Скажите, пожалуйста, а сколько шампанского влезает в «Серебряную салатницу»?
— Я могу вам рассказать, сколько выпили, — смеется Тарпищев. – Точно не измеряли, но бутылок десять входит!
— Какой теннисный матч был, по-вашему, самым ярким в этом году?
— Игра Димы Турсунова против Энди Роддика в полуфинале с США. Не знаю, сколько нервов мне и окружающим эта встреча стоила.
— В этом году мы многого добились. Шарапова выиграла «Ю. Эс. Оупен», оба победителя Кубка Кремля — россияне, теперь – победа на Кубке Дэвиса. Получили все, что хотели?
— Ну нет! Я еще хотел, чтоб девочки выиграли Кубок Федерации. С такой командой девушек нам обязательно надо побеждать.
— Для вас какая победа важнее — в 2002-м или в 2006-м?
— Обе были хороши! Но эта тяжелее далась. Знаете, дома невозможно готовиться, прессинг идет жуткий! Все звонят, что-то спрашивают, советуют, куча народу подходит, хлопают по плечу. Я тут на матч выхожу, а ко мне подходит один знакомый и просит: «Шамиль, достань два билета!» Ну это ж кошмар! Как можно в этой ситуации что-то выдумывать, изобретать? Или, например, еду на машине, и звонит мобильный. Юра какой-то советует: «Надо нам в команду иностранного тренера». Я спрашиваю: «Почему?» А он мне в ответ: «Мы Аргентину обыграли 3:2, а белорусы – 5:0»! Ну что на это ответить?
ПЯТЫЙ СЕТ. «ПУСТЬ КЛИЕНТ ДУМАЕТ, ЧТО ОН МОЖЕТ»
— Шамиль Анвярович, здравствуйте, меня зовут Лена. Расскажите, пожалуйста, про свою семью.
— У меня есть два сына. Одному – 19, другому – 12 лет. Живем в одном доме с моей родной сестрой, ее мужем и дочкой. Чувствую себя замечательно, знаю: у меня надежный тыл. Могу уехать в командировку или на отдых, будучи уверенным, что сестра позаботится о младшем сыне.
— А супруга?
— Мы развелись. Восемь лет назад.
— Простите… А дети ваши интересуются теннисом? Играют?
— Ну, мой старший, Амир, фантастически талантлив! Если б он играл – добился бы таких вершин! Уж я-то мог это понять. Но он у меня, как и Сафин, творец. Не мотивирован. Меня это очень расстроило. И не потому, что я хотел вырастить звезду, а просто действительно понимал, что данные у сына – феноменальные, и он зарывает в землю талант. Младший сейчас играет, но у него нет тех задатков, что у Амира.
—Вашего сына зовут Амир, но его все называют Шамилем. Почему?
— Он сам так решил. Шамиль означает услышанный богом. А Амир – повелитель. Я его назвал Амиром, но он лет в 12 решил все по-своему. Сказал: «Я тоже буду Шамилем!». И младший тоже хотел, но я решил, что три Шамиля в семье – это многовато.
— А еще какие виды спорта они любят?
— Футбол! Как и я! Один раз была трагедия…Позвал я на дачу Титова, Шалимова, других спартаковских ребят. Решили сыграть против команды моего младшего сына. Ну, начали и сразу вышли вперед на пять голов. Видим – мальчишки погрустнели. Дай, думаем, подыграем им чуть-чуть, фору дадим. В итоги они сравняли счет, вырвались вперед на три мяча, и мы не смогли отыграться! Представляете? Команда профессиональных футболистов не сумела победить 12-летних!
— А кто из наших теннисистов лучший футболист?
— Игорь Андреев. Очень здорово играет. А сам я с командой теннисистов в 1967-м выигрывал у команды «Динамо-Таллин» – 5:2. Мне тогда 18 лет было.
— А из футболистов кто хорошо в теннис играет?
— Александр Мостовой! Как-то мы с Игорем Шалимовым играли пару против Мостового и Николая Писарева. Мы тогда победили 7:5 в решающем сете. А Саша после матча говорит: «Мы могли выиграть!» А я ответил: «Всегда играю так, чтобы клиент, уходя, думал, что он мог!»
— Шамиль Анвярович, это Михаил из Воронежа. Скажите, а вы играете в шахматы?
— Конечно.
— А за матчем Владимира Крамника и программы «Дип Фриц» следили?
— Конечно!
— Ну и как вам?
– В таких матчах человек должен побеждать. Конечно, он не может просчитать такое же количество комбинаций, как компьютер, но человек может мыслить нестандартно – и это его главный козырь. Взять, например, азиатских настольных теннисистов. С ними очень сложно бороться, потому что они как машины! Действуют безупречно, отлаженно, но слишком однообразно. И если найти к ним свой подход, то можно обыграть, даже изначально уступая по всем показателям.
— Здравствуйте, меня зовут Игорь. Такой вопрос: почему Николай Давыденко решил отпраздновать свадьбу за неделю до столь ответственного матча?
— Он изначально хотел, чтобы на празднике присутствовали только люди, так или иначе связанные с теннисом. Было всего человек 60 гостей. Вот и спрашивается: когда бы еще он их всех собрал? А вообще, свадьба стала хорошей психологической разгрузкой для ребят. Вот почему мы проиграли чемпионат мира по хоккею в Питере? Потому что всех игроков тогда закрыли на сборах. Они в НХЛ уже давно привыкли сами за себя отвечать, а тут их вдруг запирают. А они к свободе привыкли!
— Шамиль Анвярович, меня зовут Оксана, я из Нижнего Новгорода. А можете вспомнить самый ценный подарок?
— Сейчас даже не знаю, чем меня можно удивить. А раньше любой подарок так ценен был. Знаете, как мы тогда жили? Я даже газировку у продавщицы в долг брал, а когда наступала весна, мы с ребятами выискивали монеты, уроненные зимой в снег. Набирали нужную сумму и шли расплачиваться. Потом стал зарабатывать, играя в футбол. Нам от завода по 10 рублей за матч платили. За месяц по 40–50 рублей получал – тогда хорошие деньги были!
— А почему футбол бросили?
— Мать не разрешила заниматься после того, как серьезную травму получил. Я в теннис, знаете, как пришел? Записался на занятия, потому что там после тренировок в футбол играли! С того дня все и началось…
На «Прямой линии» с читателями «СС» капитан сборной России Шамиль Тарпищев объявил предварительный состав сборной России на первый матч Кубка Федерации следующего года.
— Против сборной Испании сыграют четыре наших сильнейшие на данный момент теннисистки – Мария Шарапова, Надежда Петрова, Светлана Кузнецова и Елена Дементьева, — заявил Тарпищев.
Встреча состоится 21–22 апреля в Москве.





