Первые – вторые. В стартовый день матча Россия – Германия лидеры обеих сборных потерпели поражения

ТЕННИС. КУБОК ДЭВИСА
ПОЛУФИНАЛ
СОБЫТИЕ ДНЯ
Вчера на грунтовом корте в «Олимпийском» стартовал полуфинал Кубка Дэвиса Россия – Германия. В стартовом матче Игорь Андреев обыграл первую ракетку команды гостей Томми Хааса. А вот лучший из россиян Николай Давыденко в пяти партиях уступил Филиппу Кольшрайберу.
Небольшая группа немецких болельщиц замерла в изумлении. Они пролетели пол-Европы с запада на восток, чтобы посетить Москву и поболеть за своих теннисистов в самом большом крытом спортивном зале города, а в итоге очутились где-то в средней Азии.
Направляясь от центрального входа к южному, словно оказываешься в каком-нибудь Багдаде. На узенькой-узенькой улочке, ведущей к проспекту Дурова, не протолкнуться от десятков попрошаек из арабских стран. Одноногие деды, беженки с младенцами, десятилетняя пацанва, клянчащая деньги даже у водителей проезжающих машин, – и все это в неполной сотне метров от огромного спорткомплекса.
По другую сторону невысокого забора – роскошные «Мерседесы», «БМВ» и «Рэндж Роверы» теннисистов, тренеров, почетных гостей – всех тех, кого пускают на спецстоянку возле южного входа в «Олимпийский». И ведь не было подобного всю неделю – попрошайки и базарные торговцы (да-да – прямо напротив спорткомплекса вовсю идет торговля арбузами, дынями, финиками…) появились только сейчас, в пятницу, почувствовав наплыв публики на матч Кубка Дэвиса…
На часах 12.45. Разгар рабочего дня. За считанные минуты до начала встречи Игоря Андреева и Томми Хааса на трибунах «Олимпийского» примерно… 50 человек. Львиная доля – журналисты.
Атмосфера в зале располагает мирно вздремнуть. Из динамиков льется медленная музыка, к корту подтягивается оркестр. А капитан российской сборной Шамиль Тарпищев в предвкушении полуфинала Кубка Дэвиса греется на солнце у входа в «Олимпийский», разговаривая с кем-то и совсем не глядя на часы.
На трибунах между тем прибавляется народу. Болельщики разворачивают триколоры – каждый своей страны. Ровно в 13.00 под гром оркестра на корт выходят российская и немецкая команды.
– Томми Хаас! – представляет диктор состав гостей. Россияне на трибунах заговорщицки молчат, и только трещотка в руках одного из немецких болельщиков приветствует лидера сборной Германии.
– Николай Давыденко! – наступает черед перечислить имена наших теннисистов. Зал взрывается аплодисментами. Немцы, насупившись, помалкивают.
Пока Игорь Андреев и Томми Хаас у своих скамеек готовятся к поединку, работники «Олимпийского» освежают разметку и заботливо утюжат корт, потрепанный десятками ног. Игорь по привычке прячет пышные кудри под косынкой, затягивая концы потуже, – чтобы не слетела под немецким вихревым напором.
«СЛОМАЙ ЕГО!»
Хаас, узнав, что в российской столице их поджидает грунт, разразился стариковским ворчанием. И во время предматчевых тренировок со своими спарринг-партнерами постоянно жаловался на то, что покрытие мягкое и неудобное для игры.
Вот и перед матчем Томми постоянно утаптывает землю кроссовками.
Это первый полуфинал немцев в Кубке Дэвиса за последние 12 лет, а корт совсем не тот, что хотелось бы гостям. А тут еще первый соперник Хааса Игорь Андреев слывет профессионалом в грунтовых боях.
Первый сет в качестве разминки полностью проходит под дудку Андреева. В самом начале партии россиянин делает брейк, а позже заставляет оппонента носиться по всей задней линии, взбивая пыль.
Поначалу все идет как по маслу, но вдруг Хаас резко прибавляет и почти сравнивает счет – 3:2. В середине сета немец демонстрирует свой коронный выход к сетке, однако, спустя несколько мгновений, внезапно расклеившись, торопится вновь уйти назад, где под атаками Андреева чувствует себя гораздо комфортнее.
С трибун несется, обращенное к Игорю: «Сломай его!», и партия остается за россиянином – 6:2.
КРАСНАЯ ФУТБОЛКА К ГОЛУБЫМ КРОССОВКАМ
В дебюте второго сета Андреев играет слегка неуверенно, однако это оказывается лишь уловкой. Обводка оппонента и мощнейший форхенд доводят зрителей до экстаза.
Когда на табло загорается счет 2:1, Хаас полминуты стоит на корте, прикрыв глаза. И не обращает никакого внимания на девочку, робко протягивающую ему полотенце.
На извечный вопрос «что делать?» в исполнении немца любезно отвечает сам Андреев, который «дарит» сопернику концовку четвертого гейма, все время ошибаясь при подаче. Но минутная слабость россиянина не мешает его контрнаступлению. Отбиваясь от Андреева, Хаас мощно заносит мяч на трибуну к своим же болельщикам. Те испуганно жмутся к сиденьям. Темпераментный немец начинает сердиться.
Дурное настроение Хааса только раззадоривает 24-летнего россиянина, который включает свой могучий правый удар и выигрывает второй сет с тем же счетом 6:2.
Что остается делать Томми Хаасу? Он меняет футболку с черной на красную, отчего голубые кроссовки совершенно перестают вписываться в стиль его наряда. Регулярно сбивая ракеткой с обуви комья земли, немец мрачно смотрит в сторону Игоря. А тот – видно по лицу – очки разбазаривать не собирается.
И снова игра немца буксует. Потому что его главные козыри – мощнейшая подача и набеги к сетке – совершенно не действуют против упрямого Андреева.
Перед последним геймом при счете 5:2 в пользу россиянина, когда в общем-то становится все ясно, Шамиль Тарпищев что-то советует Игорю, сжав кулаки.
«Врежь ему напоследок!» – читается в этом жесте. И Андреев выигрывает третий сет с уже полюбившимся счетом 6:2.
ТЯЖЕЛОЕ НАЧАЛО
Спустя двадцать минут после первого матча на корт под жиденькие аплодисменты выходят Николай Давыденко и Филипп Кольшрайбер. После уверенной победы Андреева над лидером немецкой сборной немногочисленные зрители ожидают еще более легкой «расправы» и над вторым номером команды гостей.
Впрочем, следившие за подготовкой к матчу болельщики могли более трезво оценить ситуацию – справиться с Кольшрайбером Давыденко будет куда сложнее, чем Игорю – с Томми. Сказываются и старая травма руки, которая по-прежнему беспокоит четвертую ракетку мира, и хорошая форма Филиппа, любящего и умеющего играть на грунте. Так что вязкая и упорная борьба, завязавшаяся в первом сете, не становится неожиданной.
Удивляет другое – несмотря на равный счет по геймам, чувствуется, что Кольшрайбер по игре чуточку «ровнее». Немец стабильно зарабатывает брейк-пойнты, реже ошибается и вообще полностью ведет игру. Только класс Давыденко позволяет россиянину собраннее проводить решающие моменты матча и не уступать свою подачу. Как ни «уффкает», ни «айкает», ни встряхивает себя Филипп, реализовать хоть один из четырех брейк-пойнтов ему не удается.
Наблюдая за вялой публикой, невольно вспоминаешь «арабскую улицу» по дороге к «Олимпийскому». Собрать бы всех этих попрошаек, отмыть хорошенько да рассадить на трибунах – глядишь, стало бы веселее. А так весь шумовой фон создает бригада из семи человек, без устали орущая: «Ко-о-о-ля! Ко-о-о-ля! Ко-о-о-ля!».
Между тем первый сет близится к завершению. Филипп все чаще неудовлетворенно машет рукой, жалея об упущенной возможности выиграть очко. А Николай начинает недовольно поглядывать на свою ракетку.
Заметив это, Эдуард Давыденко достает запасную и протягивает ее Шамилю Тарпищеву. Наш капитан заботливо распрямляет струны, пока Николай жадно пьет воду в перерыве, и протягивает новую ракетку первому номеру своей команды. Однако четырежды ошибившись по длине, в следующем гейме Давыденко быстро меняет и ее. Так и не добыв преимущества в счете, Кольшрайбер решает наверстать упущенное на тай-брейке. И сразу вырывается вперед – 3:0.
Правда, уйти дальше не получается – Давыденко уверенно берет очки на своей подаче, а в заключительный момент проводит два сумасшедших удара справа, зарабатывая сетбол, – 6:5! Разочарованный немец тут же не справляется на приеме с медленным мячом (
ДАВЫДЕНКО ДО ТУРСУНОВА НЕДОТЯНУЛ
Увы, поведя по партиям 1:0, Давыденко сникает. Филипп, подгоняемый командой, допускает все меньше ошибок и реализует максимум из представленных ему возможностей. Второй и третий сеты остаются за немцем.
Зрителям начинает казаться, что судьба матча предрешена. Трибуны, и так заполненные, дай бог, на треть, постепенно пустеют. Благо в «Олимпийском» и помимо матчей есть чем заняться. Просторная микст-зона изобилует палатками спонсоров турнира. Тут и там понавешены плазменные мониторы, по которым идет трансляция встреч, так что присутствовать на корте вовсе необязательно.
– Эх, Коля опять проиграл подачу, – сокрушенно вздыхает мальчуган лет восьми, пробегая мимо очередного телевизора к лотку с мороженым. Да уж, на приеме Кольшрайбер великолепен! Давыденко злится на себя, меняет ракетки, сокрушенно пожимает плечами, но изменить ничего не может.
Правда, и сам Николай регулярно делает брейки, сохраняя шансы перевести игру в пятый сет. И занервничавший в концовке четвертого сета немец чередой ошибок дарит зрителям еще минимум 40 минут продолжения напряженной игры.
Уже в начале решающей партии Николай Давыденко делает брейк и ведет 3:1. Но удержать преимущество ему не удается. Кольшрайбер, борясь с собственными нервами, вырывает гейм на подаче россиянина. И, когда кажется, что нас ждет повторение матча Турсунов – Роддик в прошлогоднем полуфинале Россия – США, Филипп на первом же матчболе при счете 6:5 заставляет россиянина отправить мяч в сетку.