Девятая ракетка мира Николай Давыденко: С такой женой некогда грустить о турнирах

В последние месяцы большинство новостей о лидере мужской сборной России сводились к неутешительным строчкам: «Николай Давыденко не сыграет на таком-то турнире». Травма пятки, полученная экс-третьей ракеткой мира в индийском Ченнае в самом начале января,
news

ТЕННИС
ТОЛЬКО У НАС

В последние месяцы большинство новостей о лидере мужской сборной России сводились к неутешительным строчкам: «Николай Давыденко не сыграет на таком-то турнире». Травма пятки, полученная экс-третьей ракеткой мира в индийском Ченнае в самом начале января, на три месяца выбила его из АТП-Тура. Но все плохое когда-нибудь заканчивается. В понедельник стартует турнир серии «Мастерс» – в Монте-Карло, на котором наконец сыграет Давыденко. Накануне возвращения Николай и его супруга дали эксклюзивное интервью «Советскому спорту».

«КОЛЯ ВСЕЯДЕН»

Звоню в Дюсельдорф, в семейное гнездышко четы Давыденко.

– Коля сейчас занят, подождете минут 15–20? – слышу в телефонной трубке приветливый голос Ирины Давыденко. – Он только вернулся с тренировки.

Они вместе с 2003 года, с тех пор, как Николай подсел за ее столик в ресторане. Дело было в Чехии, где Ирина с подругами болела за нашу сборную в первом круге Кубка Дэвиса. Давыденко, занимавший 62-ю строчку в рейтинге АТП и всего пару месяцев назад выигравший первый титул в карьере (в Аделаиде), тогда дебютировал в сборной России. И в матче с Радеком Степанеком принес ей победное очко.

С тех пор многое изменилось. Николай превратился в суперзвезду мужского тенниса, четыре года входил в пятерку лучших теннисистов мира. Он сыграл четыре полуфинала турниров «Большого шлема», победил на турнире в Майами и стал финалистом Итогового чемпионата АТП. Все это время Ирина, ставшая в ноябре 2006-го его законной женой, была рядом.

– Тяжело быть супругой теннисиста? – пользуясь 20-минутной паузой, спрашиваю у Ирины.

– Вообще-то после свадьбы у нас ничего не изменилось. Как говорится, проводим вечный медовый месяц, – смеется Ирина. – Но вообще быть рядом с теннисистом – тяжелое испытание. Жить в его графике, с вечными переездами – это кошмар. А как я переживаю на матчах! Краснею, зеленею, синею, падаю в обморок… Знаете, хорошо, что в его карьере выдался такой трехмесячный перерыв. Мы наконец-то провели дома много времени. От постоянных перелетов, торжественных приемов так устаешь, а тут – домашнее тепло, уют…

– Мужа домашней кухней балуете?

– Конечно! Готовлю вареники – он их очень любит. Еще блинчики – на завтрак. Борщ, окрошка… Вообще он у меня всеядный. Все, что приготовлю, обязательно скушает. Говорит, что все божественно вкусно. Льстит, наверное, – и я снова слышу в трубке приятный женский смех.

«ПОСЛЕ ШАНХАЯ ЛЕТИМ НА МАЛЬДИВЫ»

– Популярность супруга не мешает личной жизни?

– Ну, к этому можно привыкнуть. А вообще Коля – он ведь совсем не звездный. Никогда не ставит себя выше кого-либо в семье. В этом плане с ним очень комфортно.

– Сами с Николаем в теннис играете?

– Бывает, помучаю его иногда. Ему же со мной неинтересно. Я кто? Так, любитель среднего уровня. Бью все время в разные стороны, то и дело в корт не попадаю. А он только мячики собирает. Вообще я больше со старшим братом Коли Эдуардом и его супругой играю.

– Закончили наконец ремонт в своем новом доме в Дюсельдорфе?

– Да! Теперь здесь красиво, уютно, все работает… Уезжать совсем не хочется.

– Николай сам брал в руки молоток, дрель и стамеску?

– Он та-а-а-кой хозяйственный! Как говорят, мастер на все руки. И полочку повесит, и розетку починит. Что ни попрошу – все сделает. Мечта любой жены.

– Как любите проводить отпуск?

– Как редко он случается... – вздыхает Ирина. – Но когда сезон закончен – быстро летим к морю – поваляться на пляже и всласть позагорать. Мы давно облюбовали Мальдивы. Там такие чудесные пейзажи! Да и из Шанхая, где муж обычно проводит последний турнир (Итоговый чемпионат АТП. – Прим. ред.), лететь недалеко. Ну все, Коля освободился. Передаю трубку, – прощается Ирина.

«ТРЕНИРУЮСЬ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО»

– Я давно начал готовиться именно к грунтовому сезону и надеюсь успешно сыграть в Монте-Карло, – принимает эстафету Николай.

– Не страшно возвращаться после длинного перерыва сразу на турнир серии «Мастерс»?

– Будет сложно психологически. Я в неплохом физическом состоянии, но совершенно не представляю, какова моя игровая форма. Тренировки тренировками, а официальный матч – это совсем иное. Специально планирую приехать в Монако пораньше, чтобы провести спарринги. Тогда хоть станет ясно, что именно смогу показать на корте.

– Николай, что за страшная травма выбила вас из борьбы на целых три месяца?

– Вообще-то она не слишком серьезная. Просто долго лечимая. Никаких разрывов, переломов… Но сильное воспаление и постоянная боль в пятке не давали долго играть. Впрочем, сейчас она меня почти не тревожит. Две недели тренируюсь по полной программе.

– «Полная программа» – это как?

– Два-три часа в день только на корте. Плюс общая физическая подготовка. Это в два раза больше, чем обычно по ходу турниров.

«МОСКОВСКИЕ ВРАЧИ МНЕ НЕ ПОМОГЛИ»

– Пару лет назад в Санкт-Петербурге у вас тоже были проблемы с лодыжкой…

– Это совсем другое. Тогда в Питере я просто подвернул ногу. Да, было больно, снялся с матча, но воспаление прошло через несколько дней. Я быстро вернулся в нормальный режим. А сейчас наработанная, так сказать, травма. Я играл много турниров и в конце концов серьезно «набил» связки.

– Вы получили травму в самом начале сезона – во втором круге в Ченнае…

– Тогда я понял, что не могу больше играть. А пятка заболела очень давно – еще на Кубке Кремля в октябре прошлого года. Даже в ноябре в Шанхае я играл с больной ногой. Думал, что в межсезонье после отдыха боль отступит. Однако как только возобновил тренировки, убедился, что надежды были напрасными. Я старался продолжать играть, заявился в Ченнай, потом поехал в Дубай, оттуда – в Мельбурн на Открытый чемпионат Австралии. Но в итоге понял, что надо сделать серьезный перерыв. Вернулся в Европу и плотно занялся лечением.

– Тем не менее в феврале вы сыграли в Роттердаме и уступили во втором круге. Решение выступить в Голландии не было ошибочным?

– Как знать. В Германии я провел двухнедельный курс физиотерапии и почувствовал себя лучше. Полетел в Роттердам, неделю там тренировался, но в итоге боль вернулась. И такая сильная, что я не только бегать – ходить мог с трудом. Хромал очень сильно.

Надежда вернуться в Тур меня не покидала. Я полетел в Москву, лечился какое-то время в столице и потом уже отправился в Штаты, заявился на Индиан-Уэлс. Опять все было напрасно. Тогда я понял, что надо взять большой перерыв, по крайней мере на месяц. Провел несколько дней в Австрии у одного известного врача. Он многим теннисистам помог – у него, кстати, и Марат Сафин в свое время лечился.

Последовали очередные интенсивные процедуры, которые наконец дали результат. Если раньше, когда болела ступня, я с трудом проводил на корте час, теперь могу спокойно бегать-прыгать все три. И с каждым днем чувствую себя все лучше.

– В Австрию вам Сафин посоветовал слетать?

– Нет. Ему, кстати, там не помогли. Не потому что доктор плохой – просто ситуации бывают разные. Не всегда удается прочувствовать спортсмена, понять, как ему вести себя после терапии. Когда у Марата уже ничего не болело, ему посоветовали минимум неделю не играть. Он выждал паузу – и на первых тренировках снова «поломался». Мне же, наоборот, сказали, чтобы на следующий день после процедур я вышел на корт. Боль была страшная! Я еле выдерживал 10–15 минут игры. Но терпел, терпел, и боль стала отступать.

«В МОНТЕ-КАРЛО МЕНЯ ОПЕРЕДИЛ МАРАТ»

– Помню, как вы светились от счастья после победы в прошлом году в Майами. Не обидно было нынче пропускать этот турнир?

– Честно? Совсем нет. Я не переживаю из-за очков, пропущенных соревнований… Для меня главное – вернуться в Тур, набрать хорошую форму. Еще в воскресенье я был пятым в мире, теперь – девятый. Что ж, приду в себя, обрету уверенность и вновь займу то место в рейтинге, которое заслуживаю.

– В свое отсутствие за событиями в мужском теннисе следили?

 – Такого, чтобы прильнуть к телевизору и смотреть подряд трансляции всех матчей, у меня не было. Хотя я, конечно, в курсе основных результатов. Заметил, что в полуфиналах обычно играет первая четверка мира.

– Не страшно пытаться «вклиниться» в эту самую четверку?

– Да я ведь всех их, кроме Федерера, обыгрывал! И Надаля, и Мюррэя, и Джоковича. Не думаю, что за три месяца, которые меня не было на корте, ребята сильно прибавили. Так что вернусь, наберу свою форму – и разбавлю этот квартет.

– В вашей карьере это первый столь серьезный перерыв. Не скучали по турнирной суматохе?

– Отнюдь! Мне всегда было чем заняться, я постоянно был в движении. Хорошо провел время в Дубае, слетал в Волгоград к родителям, встретился с друзьями, которых редко вижу по ходу сезона. Мне просто некогда было скучать, когда рядом любимая жена! И никакой грусти из-за того, что не играю в теннис, не испытывал.

– С друзьями по сборной часто созваниваетесь?

– Бывает. Вот недавно набрал номер Андреева, предложил ему сыграть в паре в Монте-Карло. Игорь сказал, что меня опередил Марат. Пришлось искать другого партнера.

– Уже много лет вы – явный лидер сборной и сильнейший теннисист страны. Мысли об этом помогают вам вернуться в Тур?

– Помогает мне мой брат, который меня тренирует. И, конечно, семья, друзья, которые всегда поддерживают. А мысли о том, первый я в стране или не первый, излишни. Да хоть двадцатый! Я сосредоточен только на себе и своей форме.

– В последнее время у вас куда больше свободного времени, чем обычно. Чем занимаетесь в перерыве между тренировками?

– Верите или нет, но занимаюсь я только теннисом. Тренировка – это три-четыре часа в день. Поездка до зала – еще минут 30–40. После занятий меня растягивают, делают восстановительные процедуры, массаж. Вечером с трудом добираюсь до дома... Потом ужин, сауна-джакузи, телевизор – и спать.

– Сил на вечеринки уже не остается?

– Вот уж нет! – смеется Николай. – Вечер я провожу с женой. Рядом с ней я готов забыть о любых проблемах. Она – моя главная золотая медаль в жизни.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Николай ДАВЫДЕНКО

Родился 2 июня 1981 года в Северодонецке (Украина). Рост 177 см, вес 70 кг.

В профессионалах с 1999 года. Высшее место в рейтинге АТП – 3-е. Выиграл 14 титулов АТП в одиночном разряде и один – в парном. Выигранные/проигранные матчи в одиночном разряде – 320/214. Текущее место в рейтинге АТП – 9-е. Призовые за карьеру – $9 605 524.

Новости. Теннис