«В детстве свечку бросал... гантелей!». Семь малоизвестных фактов из жизни Николая Давыденко

Ноябрьский успех на Итоговом чемпионате АТП в Лондоне не только сделал Николая Давыденко нашим первым чемпионом мира, но и принес ему победу в номинации «Спортсмен месяца» по версии наших читателей и зрителей канала «Спорт». Причем второй раз подряд – в
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ТЕННИС. «ЗОЛОТОЙ ПЬЕДЕСТАЛ»
ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН НОЯБРЯ

Ноябрьский успех на Итоговом чемпионате АТП в Лондоне не только сделал Николая Давыденко нашим первым чемпионом мира, но и принес ему победу в номинации «Спортсмен месяца» по версии наших читателей и зрителей канала «Спорт». Причем второй раз подряд – в октябре, после успехов на турнирах в Куала-Лумпуре и Шанхае – Давыденко также стал лауреатом премии «Золотой пьедестал».

Сейчас Николай готовится к новому сезону в Таиланде и планирует сыграть первый матч в 2010 году в столице Катара Дохе. Об успехах Давыденко на корте известно многое, но и в его личной жизни хватает интересных историй...

ПОДЪЕМ НА ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ

В 2006 году Николай Давыденко впервые прилетел в Китай на турнир АТП в Пекине. Увы, уже в четвертьфинале россиянин прекратил борьбу против тайца Парадорна Шричапхана из-за проблем со здоровьем. «Я думал, что умру на корте, — признался тогда Давыденко. – 12-часовой перелет из Нью-Йорка, с Открытого чемпионата США, дался мне слишком тяжело. Каждое движение было сопряжено с мучительной болью».

Тем не менее на следующий день Давыденко не провалялся в гостиничном номере, а вместе с будущей супругой Ириной отправился на Великую китайскую стену.

— Ехали мы туда два часа по немыслимым пробкам, — делился впечатлениями Николай. – Я уже думал, что вовсе никуда не доедем. Для посещения выбрали секцию Бадалинг. Тогда я еще не знал, что нас ждет впереди. Надо было подняться на самый верх стены по длинной лестнице. Сколько на ней ступенек – никто почему-то не сказал. Я сначала подумал, что не много. Но, пройдя первую сотню и увидев, что мы почти не сдвинулись с места, понял: дорога будет длинной!

Подъем был крутой – каждые сорок метров мы делали недолгий привал. Ирина, посмотрев вверх и не увидев конца лестницы, сказала, что умрет, если мы пойдем до конца. Но мы же русские, мы никогда не отступаем! И спустя каких-то полтора часа, преодолев, наверное, 1000 ступенек, все-таки оказались наверху. Что интересно: кроме нас там не было никого – остальные туристы сдались задолго до конца подъема. Это была самая тяжелая экскурсия в моей жизни!

Возможно, такая тренировка пошла Давыденко впрок – концовку года он провел ударно, выиграв Кубок Кремля и свой первый турнир серии «Мастерс» в Париже, победа на котором вывела его на высшее в карьере третье место рейтинга АТП. Вот только с тех пор, регулярно выступая в Китае (в прошлом году на Итоговом чемпионате АТП в Шанхае он дошел до финала, а в этом выиграл шанхайский «Мастерс», победив Новака Джоковича и Рафаэля Надаля), Николай вылазок на Великую китайскую стену уже не предпринимал.

АМЕРИКАНСКИЙ БИЛЕТЕР

Несмотря на то что Давыденко с 2005 года входит в ТОП-10 игроков планеты, по-настоящему известным и популярным он стал прошлой весной, выиграв «Мастерс» в Майами. Чемпионат, который по праву называют пятым турниром «Большого шлема» (на нем всегда собираются 96 лучших теннисистов и теннисисток мира), закончился для Николая уверенными победами над Энди Роддиком в полуфинале и Рафаэлем Надалем в финале, а начался… с работы на пропускном пункте платного флоридского шоссе.

— Это у организаторов такая фантазия буйная разыгралась, — смеялся, рассказывая об этом, Давыденко. – Серену Уильямс с Надалем они отправили играть в бассейн, по щиколотку в воде, а мне предложили пособирать деньги за проезд в Ки-Бискейн.

Ки-Бискейн – пригород Майами, где на самом деле и проходит местный «Мастерс». Так что болельщикам, прежде чем заплатить за билет на трибуны, нужно было отдать полтора доллара за проезд к стадиону.

Впрочем, за час, что Давыденко в оранжевой спецовке просидел в будке, выдавая талоны на проезд, именно зрителей турнира проехало не так много.

— За все время меня узнали лишь несколько человек, — заметил четвертая на тот момент ракетка мира. – Зато надо было видеть их лица, когда я просил мелочь за проезд! От удивления люди роняли монеты на асфальт… И просили меня оставить автограф прямо на талонах об оплате.

«ПРОЙДИТЕ В БИЗНЕС-КЛАСС»

Победа в Майами навсегда изменила жизнь Давыденко.

— Раньше я мог спокойно ходить по улице и никто меня не узнавал – ни в Москве, ни за границей. Теперь хоть кепку на глаза натягивай, хоть темные очки со стеклами на пол-лица – везде отыщется пара-тройка фанатов, которые меня разглядят, попросят фото или автограф! – то ли радуется, то ли огорчается Николай.

Но порой популярность приносит Давыденко пользу.

— Как-то раз я летел из Дюссельдорфа в Москву, — рассказывает он. – Билеты добывали в последний момент и я купил места в экономе. Представьте мое удивление, когда, устроившись в кресле и приготовившись взлетать, я увидел перед собой командира экипажа! Оказывается, он заметил меня из кабины пилотов, когда я заходил в самолет. В итоге подошел поздороваться, взять автограф и… сказал, что есть свободные места в первом классе, где я могу расположиться. Вот это было по-настоящему приятно!

Другой раз Давыденко сделали еще более шикарный подарок. В прошлом году он третий раз в карьере выиграл турнир в Австрии, победив в Пертшахе. Сразу после финала с Хуаном Монако Николаю предстояло лететь в Париж – через день стартовал Открытый чемпионат Франции. И по такому случаю для команды Давыденко выделили… персональный шестиместный самолет!

— Никаких тебе досмотров, регистраций и прочей волокиты в аэропорту, – восхищался Николай. – Прямо на машине подвозят к лайнеру, садишься – и через пару минут взлетаешь. Всегда бы так, да жаль – удовольствие дорогое. Мой менеджер сказал, что аренда частного самолета стоит от 2000 евро в час.

ИНГАЛЯТОР, КОРТ И ЛЕД

— Главная проблема, мешающая мне выиграть турнир «Большого шлема», — это выносливость, — отмечает сам Давыденко. – Играть на высшем уровне две недели подряд матчи из пяти сетов я просто не могу – физически сдаю к решающим встречам.

При этом отдельные марафоны Николай часто выдерживает с блеском, добывая победы в пятичасовых триллерах. Удивительно, что при этом лучшего российского теннисиста всю карьеру мучают… проблемы с дыханием.

Давыденко всерьез заявил о себе как об игроке топ-уровня на Открытом чемпионате Австралии-2005. Тогда он впервые дошел до четвертьфинала турнира «Большого шлема», где его ждала встреча с Энди Роддиком. Ровно полтора часа Николай сражался не столько с соперником (второй ракеткой мира!), сколько с собой. Несколько раз он чуть не терял сознание от приступов удушья, вызывая на корт врача. Лед и ингаляторы не помогали. В итоге в третьем сете Давыденко прекратил борьбу.

Проблемы с дыханием были у Николая и на Итоговом чемпионате АТП в Лондоне в этом году. К счастью, они не помешали Давыденко обыграть подряд Новака Джоковича, Надаля, Роджера Федерера, Хуана-Мартина Дель Потро и выиграть титул. Но врачи (ни немецкие, ни английские) так и не смогли назвать причину его недомоганий. «Возможно, у меня астма», — только и сказал Николай.

Между тем, если такой диагноз подтвердится, Давыденко вполне легально сможет употреблять… допинг! Конечно, не анаболики и ЭПО, а лекарства, в составе которых есть запрещенные ВАДА препараты. Кстати, теннис знает такие случаи. Самый известный астматик современного АТП-Тура – австралиец Ллейтон Хьюитт, который, несмотря на болезнь, выиграл два турнира «Большого шлема», а 2001 и 2002 годы завершал первой ракеткой мира.

ГАНТЕЛИ ВМЕСТО РАКЕТКИ

— Работать с братом я начал в 12 лет, когда он понял, что в противном случае с карьерой теннисиста я смогу попрощаться, — вспоминает Давыденко. – Нам с Эдиком пришлось все начинать с нуля – мне в спортшколе изначально поставили неправильную технику! Долгое время я просто отрабатывал удары. По два-три часа на корте, и по стольку же – дома. Эдик заставлял меня имитировать взмахи ракеткой – без ракетки, конечно, чтобы мебель не погромить. И я стал брать в руки гантели. По два, а то и по пять кг. Становился в центр комнаты – и махал вправо-влево, представляя себе, что нахожусь на корте. Так было интереснее – я придумывал себе соперника и ход развития матча, представлял, когда надо сделать косой или резаный удар, когда бросить свечку…

Результат не заставил себя ждать – очень быстро я закрыл большинство пробелов в технике и в 14 лет в Германию уезжал не неумехой, а вполне перспективным игроком.

ПОГОНЯ ЗА БАРРАКУДОЙ

Если Давыденко удается выкроить пару свободных часов в безумном графике, он всегда с удовольствием выбирается на рыбалку.

— Обычно я рыбачу в Европе, где провожу большую часть года, — рассказывает он. — Помню, как-то в Пертшахе дождь прервал тренировку и мы с братом решили выбраться на берег местной речушки. В плохую погоду бывает хороший клев, но нам тогда не повезло. Шутки ради я еще надел очки своего отца с толстенными линзами, в которых все казалось на порядок больше обычного. В них, наверное, можно было карася принять за лосося! Но ни одного карасика в тот вечер мы не выловили.

Зато удача всегда улыбается Давыденко на Мальдивах, где он уже много лет проводит отпуск после сезона. Рыбалка на яхте – непременный элемент его курортной программы. Чего только не вытаскивал Николай из вод Индийского океана!

— Мой самый крупный улов – полутораметровая барракуда! Еще ловил метрового тунца – из него можно было сделать порций суши человек на 10, если не больше. А еще я очень хочу поймать рыбу-меч.

«ПОСЛЕДНИЙ НЕМЕЦКИЙ ИГРОК»

Кто хоть раз общался с Давыденко, наверняка отмечал его характерный украинский акцент, из-за которого Марат Сафин любит в шутку называть Николая «иностранцем». По большому счету так оно и есть – родившись в Северодонецке, первый паспорт Давыденко получил на Украине, а российское гражданство принял только в 18 лет, прописавшись в квартире родителей в Волгограде (где он, кстати, прописан до сих пор, хотя давно живет в собственном доме в Дюссельдорфе). К тому времени Николай с братом уже четыре года тренировался в Германии, в маленьком городке Салмтал, куда их позвал местный тренер, знакомый Эдуарда.

— В Германии было не только проще тренироваться, но и удобнее ездить по турнирам. Получалось заметно экономнее и ближе. Часто мы отправлялись на соревнования на машине – брат как раз обзавелся своей. Пару раз мы устраивали автопробег к родителям в Волгоград. По 2000 километров в одну сторону!

Прожив три года в Салмтале, братья Давыденко подали документы на оформление немецкого гражданства. Не получи они тогда отказ, глядишь, сейчас Николай играл бы в одной сборной с Михаилом Зверевым, выступающим за Германию. Но как только Давыденко получил российский паспорт, все мысли о смене гражданства отмел напрочь.

— Кто знает, может, после завершения карьеры я и получу другой паспорт, но выступать точно буду за Россию, — всегда признается он. – Хотя австрийцы готовы дать гражданство прямо завтра, если соглашусь играть под их флагом. Да и в Германии меня давно считают своим. Как-то на турнире в Штутгарте я дошел до полуфинала, и диктор представил меня трибунам как «последнего немецкого игрока на турнире». Было забавно!

НА КАКОМ МЕСТЕ В РЕЙТИНГЕ ДАВЫДЕНКО ВСТРЕЧАЛ НОВЫЙ ГОД

2000 – 658

2001 – 134

2002 – 79

2003 – 85

2004 – 44

2005 – 28

2006 – 5

2007 – 3

2008 – 5

2009 – 5

2010 – 6

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

НИКОЛАЙ ДАВЫДЕНКО

Родился 2 июня 1981 года в Северодонецке (Украина). Проживает в Дюссельдорфе (Германия). Рост/вес – 178/70. Играет правой рукой.

В профессионалах с 1999 года. Выигранные/проигранные матчи за карьеру в одиночном разряде – 375-230. Титулы АТП в одиночном разряде – 19. Трехкратный победитель Кубка Кремля (2004, 2006, 2007), выиграл три турнира серии «Мастерс» – Париж (2006), Майами (2008), Шанхай (2009), победитель Итогового чемпионата АТП (2009). Высшее место в рейтинге АТП – 3 (6 ноября 2006 года). Нынешнее место в рейтинге АТП – 6. Призовые за карьеру – $13 239 499.

Личный тренер – Эдуард Давыденко.

Новости. Теннис