13-я ракетка мира Мария Шарапова: Для Парижа я готовила восемь платьев

Вчера россиянка Мария Шарапова уступила дорогу в 1/8 финала бельгийке Жюстин Энин — 2:6, 6:3, 3:6. После лучшей пока игры турнира с 13-й ракеткой мира встретился наш спецкор.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ
ТЕННИС. РОЛАН ГАРРОС

Вчера россиянка Мария Шарапова уступила дорогу в 1/8 финала бельгийке Жюстин Энин — 2:6, 6:3, 3:6. После лучшей пока игры турнира с 13-й ракеткой мира встретился наш спецкор.

МАРИЯ ШАРАПОВА СВОИМ ЗНАМЕНИТЫМ КРИКОМ ПРОВОЖАЕТ МЯЧ НА КОРТ СОПЕРНИЦЫ
 

«ALLEZ!» ПОБЕЖДАЕТ «COME ON!»

Шарапова – Энин – самая яркая, безусловно, афиша первой недели. Организаторы это понимают и ставят матч в прайм-тайм и прайм-плейс: то есть самым последним запуском на центральном корте. Что еще нужно болельщикам, я не знаю. Но, видимо, что-то еще нужно, потому что прохладным субботним вечером трибуны корта имени Филиппа Шатрие не заполняются даже наполовину. «Понятия не имею, почему так произошло, – скажет мне Мария после игры. – Не я же, простите, билеты сюда продаю!»

Зрительские пристрастия делятся примерно поровну. «Allez!», которое то и дело кричит Жюстин, звонким эхом отзывается у франкоязычной публики. Но и шараповский «come on» находит отклик на трибунах, перебиваясь порой нашим родным «давай-давай!».

Вообще в первом сете поддержка больше требуется россиянке. Жюстин и сама начинает без раскачки, и Маша помогает ей заторможенным входом в матч. Все это приводит к 0:4. Общее впечатление: игра бельгийки куда более разнообразна – мастерскими укороченными она, такое впечатление, просто издевается над Шараповой. Маша вообще с ее фактурой – не главный бегун теннисного мира. А тут еще поди поймай эти мячики, замирающие в воздухе, будто капли неуверенного парижского дождя, который то начинается, то прекращается во время первого сета. Впрочем, заметно, что и у Жюстин есть проблемы: далеко не всегда проходит первая подача, много ошибок после ударов слева. Однако если бельгийка доставляет себе трудности сама, то Шарапова просто-таки носится по корту под чужую дудку. Почти из каждого розыгрыша она, словно шахтер из забоя, выходит, утомленно утирая рукавом пот с лица.

Ясно, что этот сет уже не отыграть. Но что с такой игрой делать в следующем? Лучик света сквозь сгущающийся с каждой минутой сумрак проскальзывает в восьмом гейме первой партии. Шарапова исполняет подрезку, Энин достает, после чего над ней вырастает свечка. Сыграно коряво, совсем не по-шараповски, но даже этот минимальный отход от тактики «бей – беги» приносит успех. Удиви ее, Мария!

ДО ЗАВТРА

Неспроста Энин перед матчем отзывалась о Шараповой как о несгибаемом бойце. Святая правда! Будто вычеркнув из девичьей памяти неудачный сет, Маша выигрывает первый гейм следующего под ноль! Особенно для передачи ее настроя характерен розыгрыш, в котором россиянка на попадание соперницы в трос отвечает тем же!

Однако сдаваться Жюстин совсем не намерена: еще до начала поединка, который по динамичности и страсти все больше напоминает мушкетерский, было очевидно, что три сета до наступления полной темноты теннисистки сыграть не успеют. Энин меньше всего хочется откладывать дело в долгий ящик. Ключевым, как это часто бывает, оказывается седьмой гейм, в котором подача Шараповой при равном счете повисает на двух брейк-пойнтах. И снова – я же говорил! – Машу спасают дроп-шоты. На волне этого успеха Шарапова делает брейк и берет сет! Какой же кайф наблюдать за равной дуэлью сколь разноплановых, столь и талантливых игроков!

Кажется, бельгийка чуть подустала. Но у нее будет масса времени для отдыха: на корте появляется супервайзер турнира, который по согласованию с игроками прекращает матч, назначая доигрывание на воскресенье. Теннисный бог словно дает зрителям исправиться: такая битва заслуживает полного стадиона!

– Считаю, этот перенос не пошел Маше на пользу, – прокомментирует потом этот момент четвертьфиналистка «Ролан Гарроса»-2010 Елена Дементьева. – Шарапова нашла свою игру, соперница подсела, а вынужденный перерыв лишь вернул все на круги своя.

ТЕМНОТА – ДРУГ МОЛОДЕЖИ?

– Выиграет Энин, – убежденно ответил на мою просьбу о прогнозе легендарный американский аналитик Бад Коллинз, рядом с которым я в воскресенье пристроился на трибуне центрального корта в предвкушении третьей серии теннисного боевика. – Она сильнее и духом, и по выносливости.

С каким же победоносным видом я глядел на него уже через шесть минут: Маша ведет 2:0! Значит, ночной перерыв пошел на пользу именно ей – молодой-то организм восстанавливается лучше. Ну а еще через пару-тройку минут я уже даже не удостоил старика взглядом – в третьем гейме у Шараповой было три брейк-пойнта. Один разящий, неотбиваемый Машин удар – и все: дело, уверен, было бы кончено в нашу пользу. Но его у нее не нашлось. И это стало роковой ошибкой. Энин воспрянула духом, выиграла четыре гейма кряду и, несмотря на упорную борьбу в восьмом, победила и в нем, сделав очередной ребрейк. 3:5, тройной матч-бол – и я незаметно исчезаю с трибун, дабы не провалиться под них под уничижительным взглядом мистера Коллинза.

«ТЕННИС МЕНЯ ВО СНЕ НЕ БЕСПОКОИТ»

Если бы могли выбирать, предпочли бы доигрывать в субботу или перерыв был вам на руку? – этот вопрос я задал Марии после ее матча с Энин, который займет достойное место в списке их былых баталий.

– У меня не было выбора, – с сожалением констатирует Шарапова. – И как перерыв мог мне помочь, если я в итоге проиграла?

Надежда Петрова жаловалась, что, попав в такую же ситуацию при доигрывании матча с Резаи, не сомкнула ночью глаз.

– Я сплю очень хорошо – это без проблем у меня. Теннисные матчи меня во время сна не беспокоят.

С тренером игру разбирали между вторым и третьим сетом?

– Конечно. Понимали, что нужно прибавить в подаче, в агрессии. Я все это сделала, но, как видно, недостаточно. Естественно, я разочарована, но в целом, считаю, провела достойный матч, в котором у меня были шансы на победу. Кто знает, как пошла бы игра, если б я смогла сделать счет в третьем сете 4:4?

Как вообще вы оцениваете сам факт возвращения Энин?

– Думаю, это здорово для тенниса. Хотя, конечно, никто до сих пор доподлинно не знает причин, по которым она прекратила играть в теннис, а потом возвратилась, – полагаю, до Шараповой тоже доходили все эти слухи о том, что у бельгийки были допинговые проблемы. – Я могу ее понять: когда ты помнишь свои ощущения от больших побед и смотришь дома теннис по телевизору, то наступает некоторая ностальгия. И если ты еще в состоянии те свои ощущения вернуть, то ты делаешь это.

«МОЯ МАНЕРА ВЕЛИКОЛЕПНА ДЛЯ ГРУНТА»

С какими ожиданиями вы ехали на этот «Ролан Гаррос»?

– Ожидания к делу не пришьешь. В конце дня есть только реальный результат, который и показывает, чего ты конкретно стоишь в данный момент.

В любом случае этот грунтовый сезон по сравнению с прошлым стоит записать себе в актив, не так ли?

– Пожалуй. Накануне Парижа я выиграла Страсбург. Я играла там против оппонентов совершенно разного склада. Играла много, каждый день – это как раз то, к чему я стремилась, попросив спецприглашение. Однажды там мне даже пришлось играть дважды в один из дней. И было очень приятно осознавать, что я чувствовала себя физически реально хорошо! Но, конечно, мне еще много надо готовиться, чтобы выйти на былой уровень игры. Все-таки всего пара недель грунтовой работы перед «Ролан Гарросом» – это маловато. Ведь до Страсбурга я сперва сразу проиграла в Мадриде, после чего пришлось ехать в испанскую академию Феррера, чтобы продолжить там подготовку во внесоревновательном режиме.

С испанцами играли?

– С ними самыми.

Ну и как?

– Интересно. Крутят мяч они, конечно, прилично. Особенно на второй подаче он у них вообще где-то в облаках застревает.

Победа в Страсбурге помогла вам почувствовать уверенность на грунте или это по-прежнему самое некомфортное для вас покрытие?

– Часто говорят, что для глины манера моей игры не подходит. Да у меня великолепная манера для земляного покрытия! Если я играю так агрессивно, как мне свойственно, я точно двигаюсь намного лучше, чем четыре-пять лет назад. Еще я могу играть длинные матчи, теперь я так не устаю. Кроме прочего, если погода солнечная, то корты здесь ныне весьма быстрые.

«ДЕРЖИТЕ-КА СВОИ РТЫ НА ЗАМКЕ!»

Мы уже привыкли, что последние годы ваша подготовка всегда комкается из-за травм.

– А я вот никак не могу к этому привыкнуть. Это тяжело вообще-то. Последний раз после Индиан-Уэллса я ведь не тренировалась целых четыре недели!

Не могли бы поподробнее рассказать, что там с вами стряслось?

– Случившееся в Индиан-Уэллсе было очень странным. С одной стороны, я вообще несколько недель не могла тренироваться, с другой – я на самом-то деле не проводила какого-то масштабного лечения. Это был один из таких, знаете ли, костных ушибов, которые не лечатся. Точнее, их лечит только время. Это было необычно. Никаких тебе переломов или смещений. Было больно, но магнитно-резонансная томография ничего особенного не показала.

Вообще не представляете, что могло вызывать эту проблему с локтем?

– Абсолютно.

Может ли это быть как-то связано с вашей старой травмой плеча?

– Не знаю. Никто не знает. Серьезно. Думаю, все эти проблемы с рукой могут быть как-то связаны с ее повышенной гибкостью. Возможно, когда ты начинаешь перетруждать руку, то и возникают подобные сложности. Врачи говорят, что у меня кость бьется о кость слишком сильно при подаче, при бэкхенде, при подрезке даже.

Слушайте, а может, дело в ракетке? Может, надо как-то вибрацию уменьшить. Вы, кстати, кажется, сменили модель орудия труда, да?

– Справедливо заметили. Сейчас играю новой ракеткой, и это как раз то, над чем мы с «Принсем» (фирма – производитель ракеток. – Прим. ред.) работали еще начиная с межсезонья. В общем, начали экспериментировать и придумали нечто, чего нет на сегодняшний день в их общедоступной коллекции. Как раз после Индиан-Уэллса я стала ею играть.

Ну и как сейчас – есть у вас какая-то боль или усталость в руке? Все-таки на земляных кортах мячи чуть более тяжелые, возможно, из-за этого идет повышенная вибрация на суставы.

– Не хочу об этом ни думать, ни говорить. Я даже среди ребят в своей команде эти разговорчики пресекаю. Они любят во время тренировок поспрашивать меня: «Ну как там, плечико не побаливает?». Я в таких случаях прямо говорю им: «Держите-ка свои рты на замке! Если мне будет плохо, вы первыми об этом узнаете, успокойтесь!».

Год назад вы приехали в Париж с новой подачей с более коротким замахом. Движение пришлось менять, чтобы не напрягать лишний раз плечо. Куда делась эта подача теперь?

– Она вернулась в норму, как в прежние времена. Это лишнее свидетельство, что у меня со здоровьем все в порядке.

«ПОДРУГ В ТЕННИСЕ У МЕНЯ НЕТ»

Экс-первая ракетка мира и прошлогодняя финалистка Динара Сафина тоже сейчас с огромным трудом возвращается после травмы. Видели ее единственный матч, после которого она скоропостижно покинула турнир?

– Смотрела немного. Безусловно, это был далеко не величайший уровень тенниса с обеих сторон... Это тот случай, который напоминает: в турнирах «Большого шлема» даже в первых кругах таится опасность. Никого ты не можешь проходить с заведомой гарантией. Что делать – такое случается. Возвращаться всегда тяжело. Особенно, если ты была на самой вершине. Я, знаете ли, это на собственной шкуре прочувствовала.

Говорите, что возвращаться тяжело. А соперница Сафиной японка Дате-Крумм не просто вернулась, а после 12 (!) лет простоя. Вы вообще можете хотя бы представить себе, что закончите играть в теннис, а потом в 39 лет снова вернетесь?

– Запоминайте, я сейчас сижу здесь перед вами 23 лет от роду и ответственно заявляю: «Абсолютно никаких шансов, что я буду играть в таком возрасте!».

Мудрецы советуют: «Никогда не говори «никогда»...

– Ну по крайней мере я на это надеюсь. Хотя, вы знаете, я также говорила много разных вещей в моей жизни, но спустя лет десять над ними просто смеялась. Однако я искренне рассчитываю, что на этот раз такого со мной не случится.

Вы вот Сафиной сочувствуете, а теннисистки то и дело упрекают вас в том, что вы держитесь в туре обособленно. Назовите, кто ваши лучшие подруги среди коллег?

– Очень тяжело иметь друзей в теннисном туре, потому что в один из дней против них надо играть. И как после этого идти с ними на ужин? Теннис – моя работа. Я должна выигрывать матчи, как можно больше матчей.

«Я В ШОКЕ – ПАПЕ МОЕ ПЛАТЬЕ ПОНРАВИЛОСЬ!»

Не могли бы рассказать, что за идея была выражена на сей раз в вашем одеянии, к дизайну которого вы снова приложили руку?

– Да это просто милое платьице. Никакой такой особенной темы. Может, именно поэтому оно понравилось моему отцу, о чем он признался в телефонном разговоре. Я была в шоке – никогда от него ничего подобного не слышала! Он вообще раньше никогда не комментировал мои наряды. Даже не знаю, как относиться к этому комплименту. Возможно, в действительности это означает, что платье-то не очень и удалось, – Маша заливается звонким смехом. – Оно получилось слегка классическим, отдающим дань всем этим многочисленным традициям, окружающим «Ролан Гаррос». По крайней мере мы с дизайнером думали о чем-то таком, когда сочиняли это платье.

Как, кстати, у папы складываются отношения с Майклом, вашим тренером?

– Отлично. Папа – по-прежнему очень значимая часть моей команды, он принимает участие во всех тренировках, которые мы делаем дома. Когда я дома, он вообще много времени проводит со мной. Исключение составляет разве что межсезонье, когда он по своей привычке предпочитает кататься на горных лыжах. Но все равно его поддержка огромна. Особенно это было заметно, когда я была травмирована. Он так верил в меня, в то, что я вернусь и все будет хорошо! Он буквально заставлял меня не вешать нос, за что я ему крайне признательна. Я люблю его так же сильно, как и в те времена, когда он ездил повсюду вместе со мной.

Как будет сверстана ваша подготовка к Уимблдону?

– Играю в Бирмингеме. Наверное, уже через пару дней туда полечу.

Новое платье для выхода на корты Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета уже скроено?

– Да.

Какая у него будет фишка?

– Красивое платье будет. Ничего такого особенного, чтобы вас сейчас порадовать.

Кстати, любопытно: а сколько платьев вы для «Ролан Гарроса» готовили?

– Восемь, – Мария с грустью вздохнула, и я усек: получается, она была намерена дойти в Париже до финала, сыграв все семь матчей! И даже запасной наряд захватила – на всякий пожарный.

Редакция «Советского спорта» благодарит Федерацию тенниса России и лично ее президента Шамиля Тарпищева за помощь в организации командировки нашего корреспондента во Францию

Жюстин ЭНИН
6:2, 3:6, 6:3
Мария ШАРАПОВА

(Бельгия, 22)


(Россия, 12)

46%

Попадания 1-м мячом

68%

2

Подачи на вылет

1

10

Двойные ошибки

7

31

Невынужденные ошибки

29

26

Активно выигранные очки

23

78%

Мячи, выигранные на 1-й подаче

65%

51%

Мячи, выигранные на 2-й подаче

59%

5 из 9 (56%)

Реализация брейк-пойнтов

3 из 15 (20%)

89

Все выигранные очки

84

СРОЧНО В НОМЕР

ЮЖНЫЙ — В ЧЕТВЕРТЬФИНАЛЕ

11-я ракетка турнира россиянин Михаил Южный вышел в четвертьфинал Открытого чемпионата Франции.

Соперник Южного в матче 1/8 француз Жо- Вилфред Тсонга после поражения в первом сете со счетом 2:6 отказался от борьбы из-за травмы ноги. Таким образом Южный показал свой лучший результат за историю выступлений на «Ролан Гарросе».

В четвертьфинале россиянин встретится с победителем матча Энди Маррей (Великобритания) – Томас Бердых (Чехия).

Статистика встречи Южный – Тсонга и других матчей субботы и воскресенья, а также интервью Светланы Кузнецовой – на стр. 16.

Новости. Теннис