Вера, слезы и тонкие струны. Исколошматив пять ракеток, Звонарева вышла в финал, где безоговорочно уступила фаворитке

В ночь с субботы на воскресенье по московскому времени Вера Звонарева (7-й номер посева) уступила в финале прошлогодней победительнице – бельгийке Ким Клийстерс (2) – 2:6, 1:6. В матче за право сыграть в главном матче турнира накануне россиянкой была пов
news

СОБЫТИЯ ДНЯ. ТЕННИС
ОТКРЫТЫЙ ЧЕМПИОНАТ США

В ночь с субботы на воскресенье по московскому времени Вера Звонарева (7-й номер посева) уступила в финале прошлогодней победительнице – бельгийке Ким Клийстерс (2) – 2:6, 1:6. В матче за право сыграть в главном матче турнира накануне россиянкой была повержена первая ракетка турнира датчанка Каролин Возняцки – 6:4, 6:3.

НЕТ, Я НЕ ПЛАЧУ!

Господи, через что же ей пришлось пройти!

Сентябрь-2009. Вера Звонарева просто в отчаянии. Она проигрывает третий сет в 1/8 финала US Open Флавии Пенетте под ноль. Ну не обидно – иметь шесть матчболов и не дожать соперницу? В любой другой день она, конечно, добила бы ее в следующей партии, но организм берет свое. Ноги совсем не слушаются Веру и еле волочатся за ней из угла в угол, с каждым разом все больше и больше опаздывая к ударам беспощадной итальянки.

Как она вообще с такой травмой доползла до четвертого круга – непонятно! Голеностопы уже устали жаловаться хозяйке на жизнь и передали свои болевые ощущения коленям. Именно они и подводят в решающий момент. А тут еще циничный арбитр не разрешает Звонаревой сделать дополнительную перевязку, хотя тейпы на коленках россиянки попросту разболтались. И вот эта картина: сквозь слезы и боль Вера при каждой паузе в игре отрывает от ноги по кусочку бинта, проигрывая очко за очком. Всем окружающим, включая судью, конечно, попадает от нее по первое число: наговорила тогда Звонарева на все полторы тысячи штрафных американских долларов.

– Сегодня опять плакали, Вера? – сочувствовал я ей после матча.

– Нет, с чего вы взяли?! – всхлипывала она, поднимая на меня полные слез бездонные свои необыкновенной притягательности голубые глаза.

Ну редкостная упрямица, редкостная! Или, если по-другому повернуть, девушка с несгибаемым характером. Благо что из спортивной семьи, где мама – призер Олимпиады-80 по хоккею на траве. Но разве не таких любит спорт? И воздает им в итоге по заслугам?

Беда с голеностопом мучила Веру почти весь прошлый сезон. Подвернув ногу в апрельском Чарльстоне, Звонарева снялась с прошлогоднего «Ролан Гарроса». А на Уимблдоне она покидала корт с помощью врачей, так и не доиграв матч с француженкой Вирджинией Раззано.

Потом был этот знаменитый поединок с Пенеттой в Нью-Йорке. И не меньше прогремевшая встреча в Дохе с Возняцки. На Итоговый чемпионат Вера приехала в статусе запасной, чему не могла нарадоваться, – сил под конец сезона не осталось совсем. Но снятие с турнира соотечественницы Динары Сафиной активировало участие Звонаревой в матче с датчанкой. Это был матч-подвиг, матч-стон. Сгорев первый сет 0:6, московская упрямица, несмотря на повысившееся в катарской жаровне давление и бьющую фонтаном кровь из носа, зачем-то зацепилась во второй партии при счете 2:5. И выиграла ее на тай-брейке! Последний сет стал иллюстрацией к риторической картине «А не слишком ли много турниров заставляют девушек играть в WTA?» – соперницы ковыляли по корту вареными мухами. Каролин в какой-то момент просто рухнула на площадку – ногу свело судорогами. Однако, проявив польскую силу духа, датчанка воспрянула и дожала «безногую» к тому моменту Звонареву. Наутро пришла информация о снятии россиянки с турнира. И стало наконец всем, в том числе и ей, понятно: операции не избежать.

ТОЛЬКО ЧТО-ТО СТРУНА ПОРВАЛАСЬ...

Спасибо тебе, добрый доктор Ник Ван Дайк! Нет, не за быстроходные ноги Криштиану Роналдо, к которым вы тоже приложили свои золотые голландские руки, – пусть печется о них подруга его Ирина Шайхисламова, уроженка кузницы топ-моделей Еманжелинска. А за голеностопчик нашего Верунчика, который стал теперь как новенький. Интересно, могла ли она тогда, в промозглом ноябрьском Амстердаме, передвигаясь по отелю на костылях, хоть на секунду помыслить о двух одиночных финалах «Большого шлема»-2010?

Об этом мы ее еще спросим. После полуфинального матча все с той же Возняцки, с которой они так мучительно завершали предыдущий сезон. Но теперь все просто-таки пышут здоровьем. Каролин так вообще 13 встреч не знает поражений, привезя в Нью-Йорк титулы из Монреаля и Нью-Хейвена. Вспомните только, как она убрала в 1/8 финала Машу Шарапову, – и вам все станет понятно про нынешнюю форму второй ракетки мира, которая на всех парах стремится к первому в своей жизни выигрышу на турнире «Большого шлема».

Но разве ж могла она предполагать, что на той стороне площадки она вдруг встретит своего клона? Впрочем, учитывая возраст противниц, это еще вопрос, кто у кого учился мертвой хваткой держать заднюю линию. Розыгрыши, в которых было по 26 ударов, не были в этом поединке редкостью. Редкостью было, когда их не выигрывала Звонарева. Вера вгрызлась в игру с первого шага, явно решив не присылать датчанке ни одного простого мяча.

Наша спортсменка с неимоверным упорством проламывает стену защитной игры Возняцки. И та начинает – по кирпичику – рушиться. Об этот монолит, кстати, россиянка обломала пять ракеток – небывалый случай! Струны от мощных ударов Звонаревой рвались так часто, что запас орудий труда, принесенный на корт, попросту подошел к концу. Тогда в ход – на один розыгрыш – пошла ракетка старой модели, которую с трибуны протянул ей тренер Сергей Демехин. Ну а когда пришла в негодность и она, то из подсобок корта имени Артура Эша прибыла свеженатянутая ракеточка. Ей-то Вера и проводила Возняцки с турнира.

– Сколько у вас вообще ракеток в сумку помещается? – подмигиваю нашей финалистке после триумфальной игры.

– Вообще-то шесть, – улыбается Вера. – Но как-то я совсем не предполагала, что мне сегодня может понадобиться такое количество, – взяла четыре. Хорошо, что первую порвавшуюся сразу отнесли на перетяжку, а то не знаю, чем бы матч доигрывала. Я сразу вспомнила, как однажды на юношеских соревнованиях, сломав две свои ракетки, мне пришлось позаимствовать ракетку у одного из зрителей. Слава богу, сейчас до этого не дошло.

– Надо как-то к финалу арсенал расширять!

– Точно. На главный матч семь ракеток принесу.

– Что ж они у вас вдруг так поизносились-то?

– Они у меня к погоде восприимчивы. Стало холоднее, им это не понравилось.

– Кроме ваших чудо-ракеток, что позволило вам уверенно победить первый номер здешнего посева?

– Грамотный баланс между агрессией и терпением. При таком ветре, когда ты не можешь показать свой самый лучший теннис, не надо слишком рисковать. Я пыталась быть терпеливой и преуспела в этом. Сегодня нужно было ждать своего шанса и не упускать его.

– Если бы кто-то в ноябре прошлого года сразу после операции сказал вам, что в 2010-м вы дойдете до финалов двух «Больших шлемов», то...

– …я покрутила бы пальцем у виска, конечно! Знаете, никто так не верит в меня, как я сама, но в тот момент даже я бы в такое чудо не поверила. Да, возможно, через год и я планировала выход на такие результаты, но, ясно, не в 2010-м. Врачи вообще, когда я после операции заявила, что собираюсь выступить на Открытом чемпионате Австралии, обвинили меня в сумасшествии.

ВОТ КАКАЯ МАМА!

На время финала я решил перевоплотиться в простого теннисного болельщика. Фаната даже — облачился в форму российской теннисной сборной, принес в рюкзаке предусмотрительно захваченный из Москвы российский флаг. Где лучше всего находиться в таком одеянии и с таким оснащением во время матча? Ну, понятно, где-то рядышком с эпицентром Вериной поддержки на 23-тысячном стадионе. То есть рядом с ее личной ложей.

Чтобы попасть туда без билета, приходится идти на ухищрение и пытаться затеряться на трибунах по окончании полуфинального матча Федерер Джокович. Переждать, пока сотня кропотливых уборщиков сгребут в огромные контейнеры оставленный зрителями мусор. Потом перетерпеть репетицию обладательницы «Грэмми» Чаки Хан и процедуру разворачивания гвардейцами американского флага размером с корт. Ну а далее, когда в чашу начинают запускать зрителей вечерней сессии, следует обвести вокруг пальца пару билетеров, и ты уже на расстоянии вытянутой руки от... кого бы вы думали?

Да, я тоже никак не ожидал, что в Вериной ложе вдруг окажутся дочь Бориса Ельцина Татьяна Юмашева со своим мужем Валентином и его дочерью Полиной. Впрочем, чего удивляться, если члены семьи первого президента России — давние поклонники тенниса. Вижу в этом визите хороший знак — кто как не Борис Николаевич заложил основы теннисного бума в России, плоды которого мы пожинаем до сих пор? Кто высидел-выстрадал победу в проигранном, казалось бы, финале Кубка Дэвиса-2002 в Париже?

Теннис, кстати, снова, похоже, становится потихонечку делом политической важности. Скажем, в своем «Твиттере» после поражения Южного помощник президента России Аркадий Дворкович написал: «Южный не сдюжил. Но все равно спасибо за полуфинал с Надалем. Будем болеть за Звонареву!»

Что ж, поболеем вместе! Отголосила Хан, отгремели фейерверки, Мартина Навратилова поучаствовала в подбрасывании стартовой монетки, Звонарева выиграла и выбрала прием. Понеслось!

– Давай, Вера! Вперед! – то и дело несется с разных этажей самой большой теннисной сцены мира, когда Звонарева мается с приручением своей подачи.

«Почему ж вы, господа хорошие, без флагов-то болеть пришли? – думаю про себя. – Вот бы мы разукрасили б стадиончик!»

Но не беда, постараюсь один за всех. Гейм у нас в кармане, счет сравнен, 1:1 — самое время в честь Веры развернуть во всю ширь российский триколор.

– Мистер, могу я увидеть ваш билет? – вежливо, но строго охранник стадиона постучал меня по плечу. – Нет билета? Пройдемте-ка!

Так бесславно в начале третьего гейма закончился мой болельщицкий эксперимент. Спалился я абсолютно по-детсадовски: оказывается, разворачивать на трибунах флаги или какую-либо иную атрибутику на US Open запрещено. Вот меня сразу и вычислили. На все мои попытки выяснить причину странного запрета ответ был один: «Таковы правила».

Да и черт бы с их правилами, если б только Вера продолжала держать свою подачу. Но, пока я доплелся до положенных мне, как журналисту, мест на галерке, бельгийка сделала брейк в шестом гейме. Ну а дальше у нее пошло дело как по маслу. Она только и делала, что гоняла нашу девушку из угла в угол. В конце концов даже захотелось, чтоб это издевательство поскорее закончилось. Так, впрочем, и произошло: за 59 минут был сыгран самый короткий финал US Open с 1980-го — года, когда начали фиксировать время игры. Затем на корте началась вечеринка Клийстерс — почти точная копия прошлогодней. Со страстными поцелуями мужа, с разгуливающим по корту дитем. А что ему еще делать, если у него такая мама — золотая прямо! Вера в это время уже бредет по коридору в раздевалку, закрыв лицо руками. Рыдает...

ЗВОНАРЕВА: МОЖЕТ, МНЕ НЕ СТОИЛО ИГРАТЬ ПАРУ?

– Вы себя на месте Ким представляете? Сможете, родив ребенка, вернуться в большую игру? – интересуюсь у Звонаревой, когда та уже немного отошла от перипетий матча.

– Пока нет. Мне кажется, это очень сложно.

Кстати, а что вам Ким сказала сразу после игры?

– Она меня поддержала. Сказала, что у меня все еще впереди, ведь она сама выиграла свой первый турнир «Большого шлема» только с четвертой попытки.

Тем не менее вы выходили на корт с желанием выиграть. За счет чего планировали это сделать?

– Против Ким нужно было играть быстро, глубоко, чтобы не давать ей времени на раздумья. Иначе она будет растаскивать меня по корту. Я пыталась это сделать, но чувствовала, что физически меня просто не хватило.

Устали — понятно. А если б был день перерыва между финалом и полуфиналом, вам бы удалось подойти к матчу в лучших физических кондициях?

– Трудно загадывать. Но думаю, да. Вообще нужно проанализировать хорошенько, что тут произошло. Если я хочу доходить до последних стадий турниров «Большого шлема», то, может, не стоит играть пару. А то играем-то мы с Леной Весниной неплохо, проходим далеко. Получается, что те дни, которые есть у других игроков, чтобы поработать над какими-то элементами, провести спокойную, недолгую тренировку, мне приходится проводить в напряженных играх. В итоге к последней игре я подхожу уставшей. Обидно. А подсказать в этот раз было некому. Жаль, не было рядом человека с опытом игры в финалах «Большого шлема». Такой специалист мог бы, возможно, определить, как грамотно, без лишних нагрузок построить последние тренировки. А то моему тренеру Сергею Демехину с этим пока тяжело — разминочку мы сегодня делали ого-го какую! Он уважает меня, как игрока, и где-то боится мне что-то предложить, хотя, может, и видит со стороны какие-то вещи лучше, чем я (Сергей ровесник Веры, когда-то играл с ней миксте. – Прим. ред.).

– Означает ли это, что в вашей команде грядет смена тренера?

– Ни в коем случае! Просто провожу сейчас вслух работу над ошибками. Нужно ведь идти вперед, делать выводы. И вообще хочется мыслить позитивно: я не проиграла финал, я до него дошла!

СТАТИСТИКА

НЬЮ-ЙОРК (США)

Открытый чемпионат США. Турнир «Большого шлема». Открытые корты. Покрытие – хард. Общий призовой фонд – 22 668 000 долларов США.

МУЖЧИНЫ

Одиночный разряд

Полуфиналы

Надаль (Испания, 1) – Южный (Россия, 12) – 6:2, 6:3, 6:4. Джокович (Сербия, 3) – Федерер (Швейцария, 2) – 5:7, 6:1, 5:7, 6:2, 7:5.

ЖЕНЩИНЫ

Одиночный разряд

Полуфиналы

Клийстерс (Бельгия, 2) – В.Уильямс (США, 3) – 4:6, 7:6 (7:2), 6:4. Звонарева (Россия, 7) – Возняцки (Дания, 1) – 6:4, 6:3.

Финал

Клийстерс (Бельгия, 2) – Звонарева (Россия, 7) – 6:2, 6:1.

Финальный матч в мужском одиночном разряде Надаль – Джокович завершился вчера поздно вечером.

Вера ЗВОНАРЕВА (Россия, 7)
2:6, 1:6
Ким КЛИЙСТЕРС (Бельгия, 2)

66%

Процент 1-й подачи

77%

1

Эйсы

1

4

Двойные ошибки

2

48%

 Очки, выигранные с 1-й подачи

78%

36%

 Очки, выигранные со 2-й подачи

55%

27%

Очки, выигранные на приеме

56%

6

Активно выигранные очки

17

24

Невынужденные ошибки

15

55%

Очки, выигранные у сетки

71%

0/2=0%

Реализация брейк-пойнтов

4/5=80%

31

Всего выигранных очков

58

171

Максимальная скорость подачи, км/ч

177

161

Средняя скорость 1-й подачи, км/ч

156

129

Средняя скорость 2-й подачи, км/ч

135

БЛОГ АЛЕКСАНДРА ЗИЛЬБЕРТА

Новости. Теннис