Крушение надежд. Наш колумнист - о том, как изменилась за десять лет наша теннисная сборная

ТЕННИС
У австрийцев была причина бурно радоваться победе над сборной России. Впервые за 17 лет их сборная вышла в четвертьфинал Кубка Дэвиса! Наша же команда второй сезон подряд вылетает в первом раунде Мировой группы. И нет гарантий, что место в элите удастся сохранить.
Победная подача Михаила Южного, слезы Поля-Анри Матье, счастье в глазах бегущего – нет, летящего! – вниз по трибунам Бориса Ельцина. Объятия Шамиля Тарпищева с олимпийским чемпионом Евгением Кафельниковым, Марат Сафин целует Серебряную салатницу в Берси…
Я не видел всего этого. Тогда, осенью 2002‑го, матчи Кубка Дэвиса не показывали по общедоступным каналам. Десятиклассником я судорожно стучал по клавише F5, обновляя онлайн-трансляцию на сайте sovsport.ru. Ловил каждое слово авторов, описывающих матч Южного с Матье. Как Миша отыгрывался с 0:2 по сетам, чего никому в истории не удавалось в пятых матчах финалов Кубка Дэвиса?!
Спать лег уставшим. А проснулся – счастливым.
Тогда казалось, что у нашего тенниса впереди светлое будущее. В мужской сборной был великий Кафельников, был молодой Сафин, появился Южный. А на подходе – Николай Давыденко, который дебютирует в следующем матче с Чехией! Не было еще Игоря Андреева и Дмитрия Турсунова, которые раскроются чуть позже. Сколько Кубков еще возьмем? С этими русскими парнями, готовыми костьми лечь на корте ради своей команды? Верилось – много.
А еще верилось, что теперь-то теннис точно начнут показывать по телевизору.
В воскресенье, досматривая матч Богомолова с Мельцером, когда уже в начале третьей партии стало ясно, что поражения не избежать, я вспоминал себя десятилетней давности. И сполна прочувствовал, что значит несбывшиеся надежды.
Наша команда не ограничилась успехом в Берси. Конечно, нет! Был еще один Кубок – когда уже находившийся на пике карьеры Сафин принес победное очко в финале с Аргентиной в Москве в 2006‑м. Был финал 2007‑го с США в Портленде, где измученный долгим сезоном Давыденко не смог бороться с раздухарившимся Энди Роддиком.
В памяти отпечатались десятки волевых побед. Будто вчера было, помню, как Тарпищев растирает сведенные судорогой бедра Южного в пятичасовом матче с Ришаром Гаске. Как тот же Давыденко до ломоты в костях сражается с Новаком Джоковичем. Как Турсунов на разрыв аорты возит седьмой час могучего Роддика, победив его 17:15 в пятом сете (помните великий полуфинал Россия – США в 2006‑м?).
Последнее – не беря в расчет субботний парный матч – что помню, как Южный бился с Томасом Белуччи. В Казани, в плей-офф Мировой группы в прошлом году против Бразилии. Уйдя с двух матчболов и победив в последнем сете 9:7, сохранив нам место в элите.
– Когда-то Миша сделал нас чемпионами. Теперь – спас от позора, – незаметно вытирая слезы, благодарил его Тарпищев.
Пока у нас есть такие парни, сборной ничего не страшно.
Но будет ли Южный в команде уже этой осенью, когда придется вновь бороться за место в числе 16 лучших сборных планеты, разыгрывающих Серебряную салатницу?
Останется ли Давыденко, уставший за два года бороться со всеми возможными болячками? Будут ли Турсунов и Андреев – ведь эти парни тоже совсем не юниоры. А Сафина и Кафельникова в команде давно нет.
Второй состав, готовый прийти на смену, мы загубили. Третий давно и вполне успешно играет за Казахстан. Мог ли десятиклассник, окрыленный феерической победой своей сборной в Берси, предположить, что так все грустно сложится через 10 лет?
Как бы не пришлось нам где-нибудь в 2020‑м так же радоваться выходу в четвертьфинал, как в воскресенье этому радовались австрийцы…





