Российского теннисиста обвинили в нарушении закона. Он говорил по-русски на матче в Польше

В конце нулевых теннисные власти всерьёз взялись за борьбу с договорными матчами. За короткое время специалистам удалось вскрыть целый ряд подозрительных инцидентов, и героями некоторых из них оказались российские спортсмены. В центре одного из самых громких расследований оказался Евгений Кафельников — по слухам, именно из-за обвинений в мошенничестве спортсмен преждевременно завершил карьеру.
Однако его случай был не единственным. 16 лет назад эксперты заинтересовались другим известным россиянином — Николаем Давыденко, выступавшим на одном из турниров Польши.
Спортсмен прервал матч из-за странной травмы.
Неожиданный вылет
2007 год был сильнейшим в карьере Давыденко. Ещё по итогам предыдущего сезона российский теннисист пробился в число лучших игроков планеты, сначала выиграв в Париже свой первый «Мастерс», а затем — Кубок Дэвиса. В новой кампании Николай вполне мог замахнуться на большее — и побороться за титул в одном из турниров «Большого шлема».
Однако превзойти прошлые результаты у талантливого спортсмена никак не получалось. В Австралии и Франции теннисист повторил прошлые достижения, добравшись до четвертьфинала и полуфинала соответственно. На Уимблдоне он установил личный рекорд, но большим успехом его не назовёшь — Николай остановился лишь до четвёртого круга.
Последним шансом исправить ситуацию для Давыденко был US Open. Россиянин интенсивно готовился к поездке в США, использовав в качестве разминки, в частности, небольшой турнир в Сопоте — Orange Prokom Open. В Польшу спортсмен летел в качестве однозначного фаворита: сеянный под первым номером Давыденко должен был без особенных проблем выигрывать титул.

Однако ожидания экспертов россиянин обманул. Спокойно обыграв в первом круге румына Андрея Павла, уже на следующем этапе Давыденко вылетел с турнира из-за поражения от малоизвестного Мартина Вассальо Аргуэльо. Уверенно взяв первый сет, вторую партию Николай неожиданно отдал аргентинцу, а затем и вовсе снялся с соревнований из-за травмы: 6:2, 3:6, 2:1.
«Не могу уже, хромаю»
Игра на третьестепенном турнире вскоре привлекла внимание букмекеров. Дело в том, что во время игры было совершено аномально большое число ставок, из-за чего лондонская компания Betfair приняла беспрецедентное решение, разом аннулировав их все. Активность пользователей была не менее подозрительной, чем вылет четвёртой ракетки мира. В частности, огромные суммы на победу аргентинца поставили зрители из Москвы — причём ещё до начала матча.
Организаторы турнира тут же заподозрили россиянина в мошенничестве, после чего делом занялись уже в АТР. Международная федерация запустила полноценное расследование, в ходе которого были установлены личности россиян, ставивших на Давыденко. Одна из «ставочниц» сдала остальных, однако сам теннисист в причастности к обману не признался. В то же время были доказаны связи его соперника с аналогичной группой пользователей из Сицилии, так что в невиновность россиянина к тому моменту уже мало кто верил.
Николай же продолжал отмахиваться от сплетен и позже представил своё объяснение инцидента. По словам спортсмена, он просто нечаянно дал подсказку зрителям, присутствовавшим на игре:
— Это была Польша. Там много русских, туристический город. Я видел, кто ставил: русские. У меня рядом жена, мы разговаривали по-русски с ней. Она говорит: «Заканчивай, не доигрывай, не можешь ты играть, болит все». Я говорю: «Не могу уже, второй сет хожу, хромаю». А они все слушают. Конечно, это моя ошибка была, лучше было молчать, ни с кем не говорить, — цитирует Давыденко Sports.ru.

Вопросами о мошенничестве Николая позже мучили даже на US Open, но это не помешало ему добраться до полуфинала турнира. Затем россиянина допрашивала уже дисциплинарная комиссия.
— Вообще, всё происходящее - вещь неприятная. ATP вроде бы не особенно сильно на меня давит, но всё равно плохо, будучи игроком топ-класса, оказаться в центре такого скандала. Большинство людей ведь уверены в том, что я нечестный человек, который делает ставки на собственные матчи. Если прочитать всё, что про меня пишут, то потом как-то трудно сконцентрироваться именно на игре, — говорил теннисист «Коммерсанту».
Следствие АТР по делу Давыденко продолжалось год, но доказать его вину специалисты не сумели. Докопаться до истины федерации помешали адвокаты россиянина, не позволившие организации получить доступ к его телефонным звонкам. Единственным значимым итогом расследования стало учреждение Tennis Integrity Union - специальный орган при АТР, стоящий на страже честной игры. Правда, снизить количество скандалов его основание едва ли помогло.





