Волейбол. Доигровщик новосибирского «Локомотива» Рид Придди: Приехать в Сибирь – это экстрим!
ВОЛЕЙБОЛ. ЛУЧШИЙ ИГРОК ФЕВРАЛЯ
ВЕРСИЯ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»
За короткий февраль «Локомотив» записал на свой счет четыре блестящие победы, в том числе над чемпионом – казанским «Динамо-ТТГ» и самым богатым клубом России – одинцовской «Искрой». Неудивительно, что в голосовании за звание лучшего игрока российской суперлиги за февраль, которое идет в зачет приза имени Юрия Сапеги, первенствовал доигровщик новосибирцев Рид Придди. Специалисты хвалят американца за стабильность, противники боятся за непредсказуемость, а тренеры команд суперлиги признают, что без него железнодорожникам пробраться на третью строчку чемпионата вряд ли бы удалось.
Журналисты еще колеблются, как правильно называть Придди по имени. Поэтому 30-летний доигровщик «Локомотива» появляется перед зрителями-читателями аж в трех ликах – Рида, Рейда и Уильяма. Но соперники точно знают: как этот американский корабль ни называй, плывет он шустро и своей цели – суперфинала – вот-вот достигнет.
Справедливости ради стоит сказать: не одним Придди богат и опасен «Локомотив». В Новосибирске сейчас пожимают плоды грамотной селекции прошедшего межсезонья. Подкормленный за сезон-2006/07 украинец Микола Павлов окончательно прирос к русскому костяку команды. Теперь он – Николай, диагональный с русским паспортом, который, правда, лишь в 2010 году сможет прикрыть проблемную позицию в национальной команде нашей страны. Освободив место легионера, боссы «Локо» выдернули из-за границы два мощных ростка: удивившего не только необычным паспортом, но и поразительным универсализмом пуэрториканца Эктора Сото и великолепно отыгравшего сезон в американской сборной Рида Придди.
На Мировой лиге заокеанские волейболисты неожиданно прорвались на пьедестал, заняв третье место, а Придди боролся за индивидуальные призы сразу в нескольких номинациях. Симпатичная статуэтка ему, правда, не досталась. Американец уступил Семену Полтавскому в гонке за звание самого результативного волейболиста финального этапа, занял пятое место в рейтинге лучших подающих, но при этом умудрился попасть еще и в десятку самых эффективных на приеме.
«БАЛАНСИРОВАТЬ НА ГРАНИ – ЭТО КАЙФ»
— Только называйте Придди не Рейдом, а Ридом, — предупреждает перед интервью наставник «Локомотива» Павел Борщ. – Все вечно путают, — притворно хмурится тренер.
— Да, я Рид, — подтверждает сам Придди. — Ну, знаете, как «read a book». А Уильям – это мое первое имя. Сам я предпочитаю Рид – у нас в семье принято по вторым именам ко всем обращаться. Я своих трех сестер тоже только по вторым называю, — Рид в лучших традициях Голливуда сверкает ровными белыми зубами. Пожалуй, улыбка – единственное, что выдает в нем американца.
Придди куда больше похож на эльфа-переростка, чем на типичного гостя из заокеанья. Он не любит фаст-фуд, изменяя гамбургерам с домашней кухней, игнорирует телевизор и считает бейсбол скучным и медленным. Ну и, конечно, он играет в волейбол.
Правда, вид спорта, достойный американской Красной книги, Рид выбрал случайно.
— Я мечтал стать профессиональным серфингистом, — удивляет американец. – Но, кажется, перерос этот вид спорта. В прямом смысле. Рост под два метра – это для серфингиста слишком. Но на доску все равно встаю регулярно. Это еще одна моя страсть – после волейбола. Когда оказываюсь рядом с пляжем, два-три раза в неделю покататься на волнах – моя норма. Встаю на доску даже после волейбольных тренировок. Жду не дождусь, когда закончится чемпионат и я окажусь на пляже…
— Да вы экстремал!
— Какой же это экстрим? Вот приехать в Новосибирск – это экстрим! А серфинг – это совсем не опасно. Главное – не набирать слишком высокую скорость. Я с восьми лет на доске, так что знаю, о чем говорю.
— В контрактах многих волейболистов прописано, что заниматься экстремальными видами спорта нельзя. В вашем такого пункта нет?
— Тут дело не в контракте. Допустим, получу я серьезную травму. Команда потеряет игрока на целый сезон – да, ей не позавидуешь. Но я-то волейбол потеряю на всю жизнь!
— В России в волейбол дети обычно попадают за большой рост. А в Америке?
— В Америке в волейбол вообще редко кто попадает. Не самый популярный вид спорта. Я перед тем, как выйти на площадку, чем только не занимался. Хорошо, кстати, играл в соккер (американское название футбола. – Прим. ред.). А после того, как впервые попробовал волейбол, понял, что не хочу уходить с площадки. Мне тогда было 15 лет.
— Сколько?!
— Для США это нормально. Там нет детских волейбольных секций. Я и сам попал на площадку случайно. Как-то после школы пошел на тренировку – и закрутилось. В волейболе можно испытать такие ощущения, какие больше нигде не почувствуешь. С одной стороны, надо очень мощно прыгать. С другой – не касаться сетки. Балансировать на грани – это кайф.
«ЗАДЕРЖУСЬ В НОВОСИБИРСКЕ ЕЩЕ НА ГОД»
— Выбирая карьеру волейболиста, вы понимали, что Америку придется покинуть. Как к этому решению отнеслась ваша семья?
— Мама, с одной стороны, очень за меня рада. А с другой – расстраивается, что я не могу быть с ней рядом. И что для того, чтобы со мной поговорить, надо очень рано просыпаться. Мои родные планируют поехать на Олимпиаду в Пекин. А потом, может быть, заедут и в Новосибирск. Они еще ни разу не были в России.
— Но вы же планировали покинуть «Локомотив» по окончании сезона?
— Планировал, но решил задержаться в России еще на год.
— Решили подзаработать? Многие ведь считают, что легионеры приезжают в Россию только ради денег.
— Играть только за деньги тяжело, а для меня – невозможно. Я не могу выходить на площадку без чувств. Должны быть эмоции, страсть, желание выиграть. Не буду обманывать – в России платят очень хорошие деньги. Но здесь и чемпионат один из лучших в мире. И после таких матчей, как в Белгороде, я убеждаюсь, что не зря стал волейболистом.
— Вы не так много играли в европейских чемпионатах. А в предыдущей команде – греческом «Олимпиакосе» — и вовсе провели только плей-офф. Почему?
— Перегорел. Заметил, что мне становится не по себе, когда я возвращаюсь в пустой номер отеля. Захотел больше времени проводить с семьей, а не мотаться по Европе. А потом, где-то в декабре, мне позвонили из Греции. Предложили годовую зарплату за треть сезона. И я подумал: «Вау, да это хороший бизнес!»
— То есть за деньги вы все-таки играли!
— Но не только за них. Мне было интересно. «Олимпиакос» тогда находился под сильным давлением. Когда я пришел, все на меня смотрели, как на спасителя. И это было круто.
— А болельщики греческие вам понравились?
— Они злые. Кричите, свистите – пожалуйста. Но зачем файеры зажигать? Когда я играл в Греции, за четыре дня до нашей игры на матче женской команды «Олимпиакоса» погиб парень. Следующие несколько встреч мы провели при пустых трибунах.
«ПАЗЛ В ГОЛОВЕ ПОТИХОНЬКУ СОБИРАЕТСЯ»
— Как отреагировала ваша жена, когда вы сказали: «Дорогая, мне предложили играть в Сибири»?
— Она могла запросто сказать: «Дорогой, мы никуда не поедем». Но вместо этого она меня поддержала. Кстати, здесь ей нравится больше, чем в Греции.
— Знаю, что в понедельник вы отметили год со дня свадьбы. Примите поздравления! А как вы познакомились с Линдси?
— Как-то давно шел с пляжа, она гуляла... Мне тогда было 18, ей – 15. Мы познакомились – и потеряли контакт на три года. Потом встретились вновь, совершенно случайно. Немного пообщались и снова исчезли из вида друг друга. На этот раз на шесть лет. А в 2006 году я понял, что не могу больше без нее.
— Прямо как в голливудской мелодраме!
— Я тогда оставил сообщение ее родителям – каким-то чудом у меня сохранился их номер. Она перезвонила… Знаете, Линдси — единственный человек, которого я когда-либо любил.
— Редко от спортсменов такое услышишь. Но еще реже, что любимая книга – Библия.
— Я христианин. Библия — это самая сильная книга, которую я читал в жизни. Я верю, что Бог есть. И в то, что все, написанное в Библии, – правда. Стараюсь регулярно ходить в церковь. Вот на прошлой неделе там был. Я нашел в Новосибирске церковь с американским пастором. Мне вообще очень интересна религия и история. Когда завершу карьеру, хочу вернуться в университет, где буду изучать эти науки. Сейчас многие люди живут моментом, не задумываясь о том, что было раньше и что будет потом. Кругом сплошной материализм. Мы с женой хотим растить детей по-другому. Учить их, что важно то, что внутри у человека, а не как он одет и как выглядит.
— Чем русские отличаются от американцев?
— Я не знаю русского языка, поэтому не могу понять людей достаточно для того, чтобы сравнивать. Могу говорить только о языке тела. Для меня странно, что русские, когда идут по улице, все время смотрят куда-то вниз, все такие мрачные, никогда не улыбнутся… Когда смотришь на карту, ваша страна кажется такой далекой! Поэтому здорово, что нам с женой удалось испытать, что это такое – жить в России.
— И что это такое?
— Это встреча с новой культурой, историей. Когда мы с женой только приехали, ничего не знали о России. Теперь паззл в голове потихоньку собирается. Когда мы с командой едем в какой-то новый город, нам рассказывают про его историю, показывают достопримечательности. Все города такие разные! Но везде очень холодно…
— Ожидали, что в Сибири будет тепло?
— Новосибирск, кстати, порадовал! Мы готовились к худшему. Но там сухой воздух, поэтому даже большой минус переносится спокойно. Только сейчас снег начинает таять, везде грязь, слякоть. На автомобиле ездить тяжело. Я себя считаю спокойным водителем. Но местные автолюбители меня иногда доводят – начинаю ругаться.
— На русском?
— Пока на английском. Раньше, когда я оказывался в чужой стране, старался выучить язык. Но когда попал в Россию, понял, что для начала надо сосредоточиться на волейбольных терминах. Слишком сложный этот русский. Поэтому я сказал ребятам в команде: «Эй, мы попадем в еврокубки, поэтому вам надо учить английский!»
«КОРОТКИЕ ФУТБОЛКИ – МЕРЗКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ»
— Ожидали, что «Локомотив» сможет всерьез претендовать на суперфинал?
— Слышал, что в прошлом году команда заняла десятое место и руководство искало способы улучшить состав так, чтобы попасть в пятерку. Но нам-то хочется большего. Пока слишком рано говорить о каких-то результатах: впереди еще шесть туров. После победы в последнем туре над Белгородом тренер собрал нас в раздевалке и сказал: «Молодцы ребята, но теперь забудьте эту игру. Надо сфокусироваться на Уфе». «Урал» нас победил в первом круге, поэтому за ними должок.
— Ни вы, ни другой легионер, Эктор Сото, не играли так ярко в своих предыдущих командах. В чем секрет прогресса?
— Мне кажется, здесь я стал более универсальным игроком. Стараюсь почаще на блок прыгать, мощнее подавать. Играть в контакте с пасующим очень важно. И мне кажется, у меня получается взаимодействовать и с Макаровым, и с Бабешиным, хотя они – связующие разного стиля.
— Вы и сами когда-то были пасующим…
— Это было очень давно! Тренер в колледже меня переквалифицировал в нападающего. А я бы с удовольствием оставался «связкой»!
— Мне кажется, «Локомотив» похож на сборную США. В том плане, что победы от вас никто не требует, планируемый результат вы уже выполнили и просто играете в свое удовольствие.
— Ваше сравнение близко к истине. Не могу сказать, почему «Локомотив» выступает успешно. Но с каждой победой мы чувствуем себя все увереннее. В начале сезона этого не было. Что касается сборной, то нет в мире такой страны, которая могла бы нас испугать. Мы пробились на Олимпиаду и теперь готовы всем доказать, что статистами там не будем.
— Наверное, если вы в Пекине выйдете на разминку в своей привычной форме, вас примут за баскетбольную сборную. Майки до колена, шорты до щиколоток – неужели в этом удобно прыгать?
— Короткие футболки – мерзкое изобретение! Надо обязательно сказать Рубену Акосте (президент Международной федерации волейбола. – Прим. ред.), чтобы разрешил американцам играть в длинных майках, — заливается смехом Придди. – А то эти короткие жутко неудобные.
— Но в Новосибирске вы в них играете. И весьма успешно. Если попадете в суперфинал, с кем бы там хотелось встретиться?
— С какой-нибудь командой, которая находится рядом с Новосибирском!
— Не хочу вас разочаровывать, но, кажется, такой нет…
— Москва, Одинцово, Белгород, Казань… Нам все равно на самом деле. Мы будем бороться где угодно и за любые места. За первое, за третье, за пятое. В любом случае выйдем на площадку злыми и голодными.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Уильям Рид ПРИДДИ
Амплуа – доигровщик.
Рост – 196 см, вес – 89 кг.
Родился 1 октября 1977 года в Ричмонде (США).
Выступает за новосибирский «Локомотив».
В сборной США – с мая 2000 года. В 2007 году был самым результативным игроком в составе национальной команды, набрав за сезон 525 очков (4,34 в среднем за сет).
Игрок |
Баллы |
1. Сергей ТЕТЮХИН (Динамо-ТТГ) |
43 |
2. Рид ПРИДДИ (Локомотив Н) |
40 |
3. Юрий БЕРЕЖКО (Динамо М) |
30 |
4. Ллой БОЛЛ (Динамо-ТТГ) |
28 |
5. Максим МИХАЙЛОВ (Ярославич) |
21 |
6. Клейтон СТЭНЛИ (Динамо-ТТГ) |
14 |
7. Семен ПОЛТАВСКИЙ (Динамо М) |
13 |
8-9. ЖИБА (Искра) |
12 |
8-9. Николай ПАВЛОВ (Локомотив Н) |
12 |
10-11. Алексей ОСТАПЕНКО (Динамо М) |
11 |
10-11. Дмитрий КРАСИКОВ (Локомотив-Белогорье) |
11 |
12. Франк ДЕПЕСТЕЛЬ (Локомотив-Белогорье) |
10 |
13-14. Александр ВОЛКОВ (Динамо М) |
9 |
13-14. Алексей КУЛЕШОВ (Искра) |
9 |
15. Сергей МАКАРОВ (Локомотив Н) |
8 |
16. Вадим ХАМУТЦКИХ (Факел) |
7 |
16-17. Александр КОСАРЕВ (Динамо-ТТГ) |
6 |
16-17. Роман ДАНИЛОВ (Локомотив-Белогорье) |
6 |
17-22. САМУЭЛЬ (Локомотив-Белогорье) |
5 |
17-22. Роман ЯКОВЛЕВ (Факел) |
5 |
17-22. Игорь ШУЛЕПОВ (Газпром-Югра) |
5 |
17-22. Алексей КАЗАКОВ (Урал) |
5 |
23-26. Олег САМСОНЫЧЕВ (Искра) |
3 |
23-26. Константин УШАКОВ (Динамо-Янтарь) |
3 |
23-26. Эктор СОТО (Локомотив Н) |
3 |
23-26. Лоик ДЕКЕРГРЕ (Урал) |
3 |
27-36. Павел АБРАМОВ (Искра) |
2 |
27-36. Саша ГАДНИК (ЗСК-Газпром) |
2 |
27-36. Шон РУНИ (Динамо-Янтарь) |
2 |
27-36. Андрей ЕГОРЧЕВ (Динамо-ТТГ) |
2 |
27-36. Домотор МЕСАРОШ (Факел) |
2 |
27-36. Андрей ЗУБКОВ (Динамо-Янтарь) |
2 |
27-36. Павел КРУГЛОВ (Динамо) |
2 |
27-36.Алексей ВЕРБОВ (Искра) |
2 |
27-36. Фредерик ВИНТЕРС (Ярославич) |
2 |
27-36. Олег СОГРИН (Ярославич) |
2 |
37-39. Леонид КУЗНЕЦОВ (Урал) |
1 |
37-39. Сергей ГРАНКИН (Динамо М) |
1 |
37-39. Алексей ЧЕРЕМИСИН (Динамо-Янтарь) |
1 |
Прим. Общий зачет приза имени Сапеги включает баллы за прошедшие со старта чемпионата России месяцы (октябрь – февраль).
КТО ПОЛУЧИТ ПРИЗ ИМЕНИ САПЕГИ
В начале сезона «Советский спорт» совместно со Всероссийской федерацией волейбола учредил приз лучшему игроку чемпионата России. Мы решили, что он должен носить имя Юрия Сапеги – одного из лучших волейболистов мира 80-х – начала 90-х годов ХХ века, скоропостижно скончавшегося два года назад.
Каждый месяц мы проводим опрос среди главных тренеров клубов суперлиги и специалистов, которые называют трех лучших, по их мнению, волейболистов. В конце сезона мы суммируем все очки и назовем самого ценного игрока регулярного чемпионата суперлиги-2007/08.