Почему фехтование в кино интереснее, чем на соревнованиях?

null
news

ВОПРОС ДНЯ

В редакцию обратился Николай Яковлев из Москвы. «Когда смотришь, как сражаются на шпагах мушкетеры в исторических фильмах, это ужасно интересно. А попав случайно на чемпионат Европы по фехтованию, едва не умер от скуки. Ну ничего не понятно! Почему так?»

Позволим себе поспорить с мнением читателя. Во-первых, фильм фильму рознь. Интересно смотреть фехтование во французских фильмах. Там постановкой боев занимаются профессиональные фехтовальщики. В Голливуде же трюковые сцены отданы на откуп представителям восточных единоборств. Поэтому, например, в дорогостоящем «Мушкетере» движения актеров и трюкачей схожи с действиями кунфуистов. Легендарный наш фехтовальщик Владимир Назлымов, долгое время работающий в США, так, например, объясняет отсутствие прогресса у США в фехтовании: «Американская нация родилась, когда уже был изобретен кольт. Для европейца шпага, сабля, рапира – вид оружия. А для американца – лишь спортивный снаряд».

Суть спортивного и боевого фехтования – сделать укол или удар как можно быстрее и незаметнее для соперника. А на сцене твой прием должен видеть даже зритель на галерке. Поэтому-то «мушкетеры» в кино рубятся размашисто, эффектно, но, увы, далеко не профессионально. Знаменитый теоретик и исследователь фехтования Давид Тышлер отмечал: «В арсенале лучшего мушкетера его величества было два-три приема, тогда как сегодняшний спортсмен-разрядник обладает знанием двух-трех десятков более совершенных фехтовальных па».

Увы (и в этом читатель нашей газеты абсолютно прав), скорость убила классическое спортивное фехтование. Ставка на атлетизм, на реакцию практически уничтожила дух творчества, царивший на фехтовальных дорожках в 70 – 80-е годы прошлого столетия. Это отмечал в интервью «Советскому спорту» олимпийский чемпион Александр Романьков: «Современное фехтование очень быстротечное, одномоментное. Фехтовальщик, идущий в атаку, не думает о защите. А раньше сражались по-другому. Это как партия в шахматы. Был розыгрыш, нужно заманить противника в ловушку, перехитрить его. Словом, это было Фехтование с большой буквы! Непредсказуемость, невероятность и красота! Сейчас, к сожалению, эта красота пропала».

Это не ворчание ветерана а-ля «Бородино». Развивая атлетичные и скоростные качества фехтования, переделывая под это правила, фехтовальщики загнали себя в тупик. На сегодняшний день телекамера не может фиксировать клинок – техника не в состоянии так быстро реагировать. Поэтому спорт попал в категорию нетелегеничных. А если нет телетрансляций соревнований – нет доходов от рекламы, рекламы и самого спорта.

Великий Виктор Кровопусков грустно шутит: «Мы, пожалуй, единственный вид, в котором проведение чемпионата мира становится тяжелейшим финансовым испытанием для хозяина». Иными словами, фехтование может опять, как во времена мушкетеров, стать доступно лишь элите, способной тратить немалые средства на уроки владения холодным оружием.

ИСПОЛНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ КИНОЛЕНТЫ «ТРИ МУШКЕТЕРА»

Михаил БОЯРСКИЙ, актер (Д’Артаньян):

— Когда мы репетировали сцены «Трех мушкетеров», исполнитель роли Жюссака Владимир Яковлевич Балон, кстати, бывший чемпион СССР по шпаге, немало попотел, чтобы научить нас красиво работать с оружием. А профессиональное фехтование в десять раз сложнее, и неопытный болельщик просто не увидит всех его тонкостей.

Игорь СТАРЫГИН, актер (Арамис):

— Дело в том, что на соревнованиях фехтование – спортивное, а на экране – сценическое. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. В спорте надо поразить противника, а в кино – зрителя.

Новости. Борьба