Сергей Косоротов: Отсутствие медалей отражает состояние российского дзюдо
Неудачно выступили на Олимпиаде в Пекине российские дзюдоисты. Из 14 комплектов наград отечественные мастера не взяли ничего. В дзюдо Россия вообще еще не выиграла ни одного олимпийского золота. Что происходит с российским дзюдо? Ответил на этот вопрос ветеран татами, чемпион мира, двукратный чемпион Европы, обладателя восьмого дана Сергея Косоротов.
– Сергей, какую оценку можно поставить сборной России по дзюдо за Олимпиаду в Пекине. Наверное, ноль? Учитывая, что команда не завоевала ни одной медали?
– Пожалуй. Выступление из серии «слов нет, а остальное вы видели». Этот результат красноречиво отражает состояние российского дзюдо. Олимпиада – это лотерея, и ее можно выиграть только в том случае, если стоишь на твердом фундаменте базовой подготовки. Грубо говоря, в Пекине все наши дзюдоисты выступили ровно на то, что они натренировали за предыдущие годы. Впрочем, проблема не только в спортсменах, но и в тренерах. Здесь тоже произошла смена поколений. Опытные специалисты, работавшие в советские времена, уходят, а новые люди не отличаются профессионализмом. Не стремятся учиться, перенимать и развивать чужой опыт.
– Кстати, в нашей сборной было много дебютантов Олимпийских игр. Может, проиграли потому, что просто время их еще не пришло?
– У «классиков» вон дебютанты золото выиграли. Это не аргумент. Я очень надеюсь, что хоть сейчас-то будет сделан серьезный анализ ситуации. А то в нашем дзюдо все кулуарно, закрыто. Федерация давно стала некой частной лавочкой, полностью защищенной от всякой критики. Но ведь кто-нибудь когда-нибудь все-таки должен спросить с нее за результаты... Что сделано для развития вида спорта? Построены ли новые центры? Лично я ничего этого не вижу.
– Знаю, вы давно критически отзываетесь о состоянии российского дзюдо и находитесь в оппозиции к Федерации...
– Да ни в какой я не оппозиции. Просто дзюдо – это моя жизнь. Так что я не в оппозиции, я все еще внутри. Но мое дзюдо – другое. У меня два клуба, детские группы тренируются бесплатно... Я издаю книги по дзюдо и разную методическую литературу... Занимаюсь тем, чем, к сожалению, не занимается Федерация.
– Вам решительно не нравится то, что происходит у нас в этом виде спорта?
– Дело не в том – нравится или нет. Дело в том, что наше дзюдо могло бы быть сильнее, если бы нашлись умные головы, которые попытались бы объединить лучшие силы этого вида спорта. Ветеранов разных поколений, тренеров, науку... Разрабатывали бы школьные программы, проводили семинары, где можно было бы обмениваться опытом, информацией, полемизировать... Это есть, например, во Франции, где, по-моему, мэр едва ли не любого заштатного города считает своим долгом помогать дзюдо. Поэтому там два миллиона занимающихся.
– Но у французов в Пекине всего две медали, и не золотые...
– Я думаю, это временные трудности. Главное – у дзюдо в этой стране большой авторитет. И не в медалях, в конце концов, все дело. Дзюдо – это философия. Уважай старших, уважай родину, уважай флаг... Как говорится, от твоего поведения в додзе (спортивный зал) зависит твое спортивное долголетие.