Впереди – Бермудский треугольник!
В этом году на воду спустят самые совершенные и стремительные яхты для Кубка Америки. Они способны двигаться в 2,8 раза быстрее скорости ветра. Ну а тропической зимой на Бермудских островах под шелест карибских волн прогремит главная битва за самый древний и престижный спортивный трофей, изготовленный по велению королевы Виктории в 1851 году!
Владимир ГАВРИЛОВ
Еще до начала первого этапа отборочных Louis Vuitton America’s Cup
World Series в прошлом году организаторы и участники схлестнулись в спорах по
поводу конструкции катамаранов для 35-го Кубка Америки.
В 2013 году соревнования проходили на огромных 72-футовых лодках.
Эти суда разгонялись до немыслимых для парусников 45 узлов. И очень эффектно
проходили прямики по водной глади спокойных бухт. Притом на резких маневрах
испытывали сложности в управлении и грозили задрать киль кверху. Американская
команда Oracle Team USA придумала даже маневр с постановкой катамарана на один
из корпусов для эдакого водного дрифтинга. Но дело не всегда шло ладно – и
американцы нередко купались в ледяной воде.
Янки хитрят
Организаторы настояли на смене конструкции лодок. Сначала
согласились на 62-футовую длину катамаранов. Но позже пришли к выводу, что
оптимален 48-футовый корпус. Официальная причина – чтобы сократить стоимость
судов в два раза и привлечь новых участников. Однако в таком решении скептики
рассмотрели иезуитскую хитрость держателей кубка – американской Oracle Team USA
и их влиятельных кураторов. Исходя из стоимости материалов, 48-футовый
катамаран обходится в два раза дешевле. Однако технологические возможности для
его постройки теперь могут иметь… единицы! Те, кто имеет доступ к секретам аэро-
и гидродинамики (над чем работают серьезные бюро больших концернов). Далеко не
каждый способен наделить судно с крошечным парусом прежней быстротой 72-футовой
яхты.
Вот так гонка на Кубок Америки превратилась в битву передовых
технологий и их носительниц, то есть владычиц морей – Великобритании и США.
Инженеры сели за чертежи. Максимальная скорость и у АС62, и у АС48
примерно одинакова. Она колеблется в районе 50 узлов, но лодка с меньшей массой
по задумке должна быстрее разгоняться и тормозить, обходя соперников на
маневрах. Чтобы реализовать потенциалы легкого корпуса и увеличить разгон хотя
бы на секунду, приходится многократно вкладываться в науку, изучая тонкости
поведения профилей под давлением воды или воздуха.
В общем , из-за неспособности конкурировать в технологической сфере
отсеялись несколько команд, в том числе и итальянская Luna Rossa Challenge.
А команды Land Rover BAR, Oracle Team USA, Emirates Team New Zealand Artemis Racing, Softbank Team Japan и Groupama Team France отправились на штурм гидродинамики и материаловедения. Помогают им в этом крупные авиационные и автомобильные компании.
Быстрые «малыши»
Никогда еще спортивные яхты Кубка Америки не были столь маленькими,
быстрыми и технологически сложными.
Подводные крылья на моторных катерах использовались с середины ХХ
века. Попытки приспособить их для парусников заканчивались неудачей. Мягкие
паруса не могли обеспечивать достаточную скорость хода, чтобы поднять тяжелые
корпуса над водой. Конструкторы перешли на катамараны. Но и они не всегда показывали
эффективный ход. Дело тормозилось отсутствием легких и прочных материалов. Но
вот в 1990-е годы произошел качественный технологический рывок.
Производство углеродосодержащих композитов было поставлено на поток. Вес пластиковых лодок снизился в разы. Катамараны стали «выпекаться» из композитов. Они начали взлетать над водой, словно пушинки.
Первая рекордная яхта Hydroptere, способная идти под парусом со
скоростью свыше 50 узлов, была построена группой французских инженеров в начале
1990-х. По конструкции она напоминала тримаран, на выносных консолях которого
крепились два подводных крыла и стабилизатор. Конструкция крыльев была
необычной и походила на изогнутое лезвие, опущенное в воду. При выходе судна на
крейсерский режим площадь соприкосновения его с водой составляла всего 2 квадратных
метра! Чтобы балансировать на таком пятачке, требовалась величайшее мастерство.
На перегоне между Лос-Анджелесом и Гонолулу тримаран разогнался до
55,5 узла – это 103 км/ч!
В процессе испытаний выяснились и недостатки яхты с крыльями. Это
паруса и опять же крылья, которые при сильных кренах выскакивали из воды. Судно
моментально теряло опору – и клевало носом. А при скорости в 50 узлов подобное могло
закончиться трагически. Поплавки вонзались в воду – и судно рисковало выполнить
кувырок вперед.
На честном слове и на одном крыле
«С момента появления в конструкции лодки подводных крыльев нам
приходится решать важную задачу – как контролировать эти суда, балансируя на
поверхности крыла со сравнительно небольшой площадью», – отмечает директор
отдела исследований Land Rover Тони Харпер. В итоге придумано несколько
остроумных технологий. На крейсерских скоростях решено использовать только одно
подводное крыло. Это снизит сопротивление воды и еще больше повысит скорость.
Но как такое возможно? Ведь конструктивно у катамарана остается два подводных
крыла плюс на каждом поплавке по стабилизатору?
При наборе скорости судно встает на крылья, словно человек в упоре лежа на руки и на носки. Но далее устойчивость судна пропадает. Порывы ветра колеблют его из стороны в сторону. Чтобы удержать яхту на траектории, решено незагруженное крыло поднимать из воды кверху, чтобы оно не врубалось в волны и не сбивало темп. Примерно так же цирковой акробат при отжиманиях оттопыривает одну руку в сторону, балансируя на другой.
Как только катамаран ложится на ветер, часть команды выкручивает
пластиковое крыло из корпуса. Судно упирается в задний стабилизатор и,
колеблясь, набирает скорость. Со стороны кажется, что двухтонная громадина
повисает на тонких лепестках.
Подводное крыло – это чудо техники. Его вес – всего несколько
килограммов, зато нагрузки оно выдерживает в сотни тонн. Сделано крыло из
углеродных композитов, использующихся в мире автомобильных гонок, а также в
авиации и космонавтике. Форма крыла изогнута, как арабская сабля, чтобы при
раскачивании лодки иметь площадку для опоры на воду. При этом ее размеры
рабочей поверхности – менее половины квадратного метра.
Крыло-парус
«Кубок Америки – это как «Формула-1» для парусного спорта, только
на воде, – рассказал руководитель команды Land Rover BAR Мартин Уитмарш. – И,
как и в «Формуле-1», традиционные методы конструирования здесь не работают.
Нужен нестандартный подход. Катамараны становятся быстрее не только за счет
увеличения их максимальной скорости, но и благодаря тому, как быстро они
способны менять направление».
Именно поэтому команда сэра Бена Эйнсли вместе с профессионалами из
Land Rover Advanced Engineering, помимо борьбы за скорость, особое внимание
уделяют схеме управления сложной лодкой. Крыло отклоняется в нескольких
плоскостях – как рули и элероны у самолета. Когда требуется совершить маневр,
лодку опускают на брюхо, чтобы не зарыться в волну носом. То есть шкипер берет
штурвал на себя или, наоборот, отдает назад, чтобы снизить скорость.
Но самое главное – катамараны не имеют привычного парусного вооружения. Главный парус у них тоже сделан жестким, как крыло самолета, и обтянут прочной прозрачной пленкой. Только передняя генуя мягкая.
Управлять жестким гротом чертовски сложно. Он прекрасно ловит
порывы воздуха и обеспечивает ход яхты быстрее ветра почти в 2,8 раза.
Расчетная скорость АС48, так же как и на АС62, должна превышать 50 узлов (92
км/ч). Однако при заламывании руля судну грозит опрокидывание. Не раз тестовые
и скоростные катамараны валились на бок, а экипаж улетал в воду, не успевая
сбросить с паруса нагрузку. Решить эту проблему технологически пока не удается.
Безопасность зависит от мастерства и опыта экипажа, что наделяет гонку особой
энергетикой борьбы. От того, насколько моряки бесстрашны и способны ли они на
рискованные маневры на грани крушения судна, зависит победа.
Хорошо, что из-за воздушных мешков и легкого веса катамараны не
тонут. Плюс в бухтах дежурят буксиры, помогающие заваленным судам вставать на
ноги. Порой с этой задачей справляются и сами яхтсмены, забираясь наверх и
раскачивая лодку за поплавок.
Регата на Кубок Америки проходит в режиме матчевых гонок, где главное – опередить соперника. Именно поэтому так важны быстрота действий экипажа и совершенство технологий в конструкции. Сейчас наиболее передовые технологии Land Rover BAR держатся в секрете. Но англичане всерьез намерены обойти американцев и вернуть Кубок Королевы Виктории.
Достоверно известно лишь одно: 35-я «Королевская парусная регата» на Кубок Америки будет самой быстрой в истории. Сейчас же мы будем следить за отборочными соревнования Louis Vuitton America's Cup World Series.