Форвард «Химок» Александр Петренко: Мои длинные руки чуть не привели меня в бокс
БАСКЕТБОЛ
Для 29-летнего форварда «Химок» Александра Петренко этот сезон, что зебра. Хорошие периоды чередуются с откровенно плохими. А ведь и в клубе, и в сборной, где он – основной игрок, на него делают ставку. Опытный Петренко, конечно, знает об этом. И знает, что предпринять, чтобы выйти из кризиса. Вот и сейчас: наступает пора решающих матчей – Петренко во всеоружии.
— Как, Саша, складывается для вас сезон?
— С Васей Карасевым мы приехали в команду после сборной. Смотрим: много игроков новых, иностранцев. И ребята уже сравнительно долго вместе тренируются. Месяц-полтора я не мог себя найти. Старался, тренер ко мне подходил, советовал. Потихоньку все наладилось. С партнерами теперь понимаем друг дружку с полуслова.
— Вы еще умудрились заболеть. Из-за чего пропустили ноябрьский матч с ЦСКА.
— Температура была высокая. Грипп меня резко подкосил.
— Считается, что спортсмен заболевает, когда у него физическое состояние на пике.
— Да, согласен, и мне тоже все подряд об этом говорили. Я, действительно, был в хорошем состоянии. После этого вот только недавно снова набрал форму.
— Последний отрезок чемпионата провели классно: в домашнем матче с «Дижоном» набрали 18 очков, став вторым по результативности, в матчах чемпионата России были одним из лучших.
— Партнеры надеются, доверяют и много играют на меня. Вот и результативность.
— Какая часть чемпионата для вас самая сложная?
— Сначала перед плей-офф, когда начинается недетская драка за места в сетке. А потом уже непосредственно в плей-офф.
КОМАНДНЫЙ ИГРОК
— В прошлом году в «Химках» вы были незаменимы, а теперь на вашей позиции есть Владимир Вуксанович, молодой Роман Левтер, о котором главный тренер Сергей Елевич отзывается в превосходных тонах. Как относитесь к тому, что вас со всех сторон подпирают?
— Положительно. Всегда хорошо относился, даже когда я играл в ЦСКА и на моей позиции был еще Мирсад Туркан. Помню, он заболел и я хорошую игру провел в Италии. Так потом, хотя Мирсад и выздоровел, я все равно выходил в стартовой пятерке. Тихоненко (Валерий Тихоненко работал главным тренером ЦСКА. – Прим. ред.) мне доверял. Приятно.
Но пусть будет, кем меня заменить. Отыгрывать все 40 минут на высоком уровне очень тяжело. А так можно даже попросить тренера дать передохнуть 5—10 минут, когда совсем невмоготу.
— В ЦСКА вы играли еще вместе с Рубеном Волковыски, с которым встретились в «Химках». Аргентинец, став олимпийским чемпионом, изменился?
— Нисколько! Каким был в ЦСКА, такой и нынче. Звездная болезнь его обошла. На площадке мы с ним понимаем друг друга. С Букером, кстати, то же самое. Вот с Торресом сложнее.
— По-моему, в этом сезоне ваша команда не очень успешно играет в концовках. Почему?
— Есть такой момент. Когда ведем в счете, успокаиваемся, расслабляемся. В нападении уже делаем не то, что наиболее полезно для победы, а ищем какой-то ход покрасивее. И в защите мелькает мысль: ну ничего, пусть забьют, пойдем в атаку – отыграемся. Но мы работаем над этим на тренировках.
— Что делаете?
— Есть у нас комбинации для третьего номера, второго, четвертого и пятого, чтобы мяч довести им для завершения атак. Это и отрабатываем.
— Саша, а отчего и вы, и команда не так уж здорово пробиваете штрафные?
— Это смотря с чем сравнивать. В первом матче с «Дижоном» я только и стоял на штрафных. Даже ребятам пожаловался: уже надоело! Лучше, думал, в проходе забить.
— Даже асы порой теряют точность, бросая с этой точки. Маркус Браун, например, верно?
— Да, и Браун. И Холден! Он ведь был в какой-то момент лучшим по штрафным в Евролиге. А потом как отрезало. Один из двух. Но это физическими упражнениями не исправишь. Только внутренний настрой можно скорректировать.
— Елевич объясняет низкий процент реализации штрафных тем, что команда тренируется в «Новаторе», а играет, даже домашние матчи, в другом зале. Согласны с тренером?
— Вы же видели, как близко здесь расположены стены. Нет глубины. Это давит. Выходишь на паркет УСК ЦСКА, там трибуны большие, много пространства. Наши кольца крепятся на потолке, там – на стойках. Тяжело попасть. Предыгровых тренировок, чтобы привыкнуть, не хватает.
— А как, кстати, вы настраиваетесь на матч?
— Отвлекаюсь от всего постороннего. Все мысли только об игре. Стараюсь меньше разговаривать, не смеяться.
— Когда заканчивается ваш контракт с клубом?
— В этом году. Предложения уже поступают. Много. Это естественно, российских баскетболистов у нас мало. Но я до конца чемпионата буду только принимать информацию, а рассмотрю все, когда сезон закончится.
ЩЕДРЫЙ ПАПА
— Как ваша команда проводит свободное время? Вместе?
— Вместе с семьями. Вот хотя бы в последнее время: весь декабрь и пол-января мы были на выезде. В феврале больше удалось побыть дома. Жену и дочку увидел. А то соскучился очень.
— Когда вы дома, какой распорядок?
— Просыпаюсь утром. Пью кофе и съедаю что-нибудь сладкое: печенье, пирожное. Много есть не привык. Потом еду на тренировку, после которой всей командой отправляемся на базу, она на Планерной. Плотно обедаем, отдыхаем, возвращаемся на вторую тренировку. Приезжаю домой, ужинаю, смотрю телевизор и спать.
— Я вот что заметила. Вы родились 4 февраля, играете под 4-м номером и на позиции четвертого «номера» (тяжелый форвард. – Прим.ред.), «Химки» сейчас на 4-м месте в таблице чемпионата России, в номере вашей машины три четверки…
— …и у жены в автомобильных номерах три четверки. И день рождения у нее четвертого. И живем мы на четвертом этаже.
— Ваше, получается, число?
— Я смотрел: четверка – символ основательности. Само графическое ее изображение на это указывает. Есть что-то такое и в моем характере. А цифра эта мне везде встречается. Даже документы беру в руки, там четверки. Когда баскетболом стал заниматься, у меня был 13-й номер. 1 и 3 — тоже в сумме 4. Потом попался 4-й номер. Я от него не отхожу.
— С игровым амплуа сразу определились?
— Играл на позиции первого «номера», второго. Да на всех. Остановился на четвертом. Мне так больше всего нравится. Когда оказываюсь в роли центрового или третьего номера, мне неудобно.
— Другое совпадение – имя вашей дочки. Сашей кто ее назвал?
— Жена. Напишите, пожалуйста, что у меня очень хорошая жена. Ей из-за моей баскетбольной карьеры особенно тяжело пришлось. Раньше я играл в Самаре. Мне там нравилось. Спокойный город. В столицу совсем не хотелось. Но когда зовут в ЦСКА, надо ехать. Мы и приехали. Я постоянно на сборах и в разъездах, а она – одна… Но сейчас уже воспринимаем Москву как свой город. Окончательно освоились.
— Саша, вы щедрый муж и отец?
— Я? Да! Не жалею денег на близких. Все, что угодно, для семьи могу сделать.
— Где обычно покупаете подарки?
— «Горбушка» – хорошее место. С удовольствием выбираю там подарки жене и дочке. Удобно, что большой выбор современной домашней электроники, да и цены невысокие.
Друзья мои тоже отзываются о «Горбушке» отлично.
ПРИСТРАСТИЯ ПЕТРЕНКО
Самый техничный баскетболист современности: Майкл Джорджан.
Идеальная пятерка, в которой хочется играть: Букер, Савков, Заманский, Петренко, Волковыски.
Что нравится в баскетболе: забивать трехочковые.
Что не нравится в баскетболе: проигрывать.
КАК ПЕТРЕНКО ПРИШЕЛ В БАСКЕТБОЛ
— Вы начинали играть в Алма-Ате. В одной школе с Валерием Тихоненко?
— Это мы в Самару к Олегу Киму с ним вместе приехали, а в Алма-Ате у нас были разные школы и разные тренеры. В моей школе, обычной, общеобразовательной, учились два высоких парня. Они-то и посоветовали тренеру посмотреть на меня. Мне было десять лет, к тому моменту я уже начал заниматься боксом. Там тренер мне говорил: «У тебя все получится. Сам высокий. Руки длинные». В баскетбол переходить совсем не хотелось. Полгода позанимался боксом, потом пошел в плавание. Вот так плавал, — Петренко вертит руками, изображая кроль. Благо просторная кабина его внедорожника, где происходит интервью, делать такие движения позволяет. – Но баскетбольный тренер все появлялся в школе: «Давай-давай, у нас команда, а в бассейне ты один. Приходи к нам». Уговаривал. Так я ходил один день на плавание, другой – на баскетбол. Родители в конце концов сказали: «Определяйся!» Серьезно думал, решал, целую неделю ничем не занимался. И выбрал баскетбол.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр ПЕТРЕНКО
Родился: 4 февраля 1976 г.
Рост 205 см, вес 102 кг.
Амплуа: тяжелый форвард. Гражданство: Россия.
Первый тренер: С.В. Швецов,
г. Алма-Ата
Выступал: 1993–97 – ЦСК ВВС (Самара), 1997–99 – «Арсенал» (Тула), 1999–2000 – УНИКС (Казань), 2000–02 – ЦСКА (Москва). С 2002 – БК «Химки».
Достижения: 1993 – 3-е место в чемпионате Европы среди юниоров, 1996 – серебряный призер России среди военнослужащих, 1994, 1995, 1998, 2000 – бронзовый призер чемпионата России, 2001 – участие в «Финале четырех» Евролиги. С 1993 – игрок национальных сборных России.
Жена: Оксана. Дочь: Александра, 6 лет.