Бывший главный тренер московского «Динамо» Валерий Тихоненко: Когда стали хвалить, понял: мне ищут замену

В московском «Динамо», как известно, новый главный тренер – Душан Ивкович. Пока шли переговоры с сербским специалистом, теперь уже бывший наставник бело-голубых Валерий Тихоненко наотрез отказывался от комментариев
news

БАСКЕТБОЛ
ТОЛЬКО У НАС

 В московском «Динамо», как известно, новый главный тренер – Душан Ивкович. Пока шли переговоры с сербским специалистом, теперь уже бывший наставник бело-голубых Валерий Тихоненко наотрез отказывался от комментариев. «Я сам позвоню», – обещал он корреспонденту «Советского спорта». И едва Ивкович в Москве поставил свою подпись под контрактом, Тихоненко набрал телефонный номер.

Мы встретились с Валерием Тихоненко в кафе на «Маяковской». «Если скажу, что из-за назначения Ивковича ночь не спал – слукавлю», – предвосхитил он мой вопрос. И как-то сразу сам заговорил о начале своей тренерской карьеры в ЦСКА.

— Это был очень сложный период, – вспоминает Тихоненко. – Во-первых, я очень поздно закончил играть. Нужно было время, чтобы превратиться из игрока в тренера. Но уже в первый год с ЦСКА, кто бы что ни говорил, мы добились хорошего результата: армейцы под моим руководством попали в «Финал четырех» Супролиги, где уступили «Маккаби». Да, мы неудачно закончили чемпионат России (четвертое место. – Прим. ред.), но были объективные причины. В том сезоне ЦСКА находился в опале. И окажись на моем месте даже Ларри Браун (главный тренер «Детройта»), результат был бы таким же. Тогда мы сделали все возможное.

А потом мы усилились Турканом, Волковыски и Гиричеком и провели также неплохой сезон (пятое место в чемпионате России. – Прим. ред.). Прекрасно помню игру в Италии с «Фортитудо», когда у нас из-за травм осталось лишь семь человек основного состава, а мы выиграли в овертайме. Я весь поединок провел с «зоной», и это был настоящий тренерский успех. Жаль, что потом мы споткнулись в игре с «ТАУ Керамикой» за выход в «Финал четырех». И все же ЦСКА при моем руководстве не проваливался в Европе. Кстати, Гиричек раскрылся именно в моей команде. Мы купили его за сравнительно маленькие деньги, а теперь он в НБА («Юта»). Кроме него, за океан отправились Кириленко и Волковыски.

– Потом вы два года стажировались в НБА, а прошлым летом раздался звонок от первого заместителя председателя Московского городского общества «Динамо» Владимира Михалевского....

– Впервые мы встретились с ним еще в позапрошлом году в Париже. «Динамо» летело с какой-то игры, а я возвращался из Далласа. Уже тогда понял: этот человек хочет создать суперклуб. Летом он позвонил и пригласил меня к себе. Я понимал, что в ЦСКА пробиться не получится, потому что там был Ивкович. Вот и выбрал «Динамо»…

– Были гарантии, что в случае отставки прежнего наставника бело-голубых Зви Шерфа именно вы станете главным тренером?

– Никаких гарантий, естественно, не было. И я не думал, что все может так быстро измениться. У меня были очень хорошие отношения с Шерфом. Кстати, именно он сказал мне в минувшем августе: «Тихий, сколько тебе можно учить за океаном теорию? Иди работать ко мне». Тогда я понял: пора возвращаться в Россию.

— Вам объявляют: «Вы – главный тренер». Что почувствовали?

— Не испытал никакого страха. Понимал при этом, что «Динамо» находится в очень тяжелой ситуации. Особенно в Кубке УЛЕБ, где выход из группы казался уже нереальным. Но мне удалось собрать эту команду в одно целое, заставить поверить ребят в нашу силу. И мы выиграли 13 матчей подряд. А потом был «Гемофарм»… Считаю, что на игру с сербами нас не хватило психологически после обидного поражения в чемпионате от ЦСКА. Армейцы тогда шли, как локомотив, сметая всех на своем пути. А у нас был шанс их остановить.

«ПОСТОЯННО ВСПОМИНАЮ «ГЕМОФАРМ»

– Можно ли сказать, что именно поражение от «Гемофарма» стало в итоге причиной того, что вас освободили от должности?

– Трудно сейчас об этом говорить. Наверное, если бы мы выиграли Кубок УЛЕБ, а потом сменили бы главного тренера, то этого бы никто не понял, но, к сожалению, это все «если». Поймите, став главным по ходу сезона, я не мог мгновенно изменить игру. Мое видение баскетбола начало проявляться ближе к финалу чемпионата России, где, согласитесь, мы смотрелись очень неплохо. У нас была прекрасная команда, но она была совсем новой, ей требовалось время, чтобы сыграться.

– А что произошло в «Финале четырех» Кубка России, где вы неожиданно уступили казанскому УНИКСу?

– Конечно, в этом и я виноват. Но были и другие причины. Получили травмы Пападопулос и Кубраков. Еще такой момент: готовясь к этому турниру, мы за восемь дней провели лишь две тренировки в родном зале. Из-за того, что баскетбол делит дворец с волейболом, танцами, каратэ, нам приходилось тренироваться в подмосковной Лобне.

– Если говорить о последнем сезоне, о чем вы сейчас жалеете?

– Постоянно вспоминаю игру с «Гемофармом». Наверное, сейчас бы совсем по-другому готовил ребят к этому поединку. Я очень не хотел выходить в плей-офф на представителей югославской школы, понимая, что придется очень тяжело. Так и получилось. Они собрали о нас полную информацию.

В РОССИИ МОЛОДЫМ НЕ ДОВЕРЯЮТ

– В финале чемпионата России у вас была возможность остановить ЦСКА?

– Как бы мы этого ни хотели, но ЦСКА невозможно было обыграть в серии до трех побед. Мы сделали все возможное (выиграли первый матч серии. – Прим. ред.) и подарили болельщикам прекрасный финал. К тому же «Динамо» все равно шагнуло вперед по сравнению с прошлым сезоном, поднявшись с третьего места на второе.

– А вы стали единственным российским тренером, обыгравшим в минувшем сезоне Ивковича.

– И считаю это большим достижением. Я недавно, увидев свое личное дело на страницах «Советского спорта», задумался об одной вещи. Хорошие наставники уже работают более 20 лет. А у меня-то тренерский стаж всего два с половиной года. Почему все забывают об этом? За такой малый срок я успел завоевать серебро чемпионата России и вышел в «Финал четырех» Супролиги. Разве этого мало?

– Едва закончился финал чемпионата, от подавляющего большинства специалистов, в том числе и от президента «Динамо» Евгения Гомельского, посыпались комплименты в ваш адрес: мол, Тихоненко состоялся как тренер. А следом появилась информация, что «Динамо» ищет нового наставника. Сильный был удар?

– Когда мне начали говорить, какой я хороший тренер, я понял: все, мне ищут замену. Никому еще не говорил этого, но практически сразу же состоялся разговор с Владимиром Михалевским. Он рассказал мне о том, что клуб действительно ищет опытного тренера. Да и невозможно было утаить от меня эту информацию. У меня же масса друзей в баскетбольном мире, в том числе и агентов. Но при этом Михалевский сказал, что я ему нужен в системе клуба. Я его выслушал и решил взять паузу. Все станет ясно после того, как Ивкович поговорит со мной.

– Но после всех ваших достижений «остаться в системе клуба» – это широкий шаг назад…

— Согласен, если мы говорим о детском спорте. Если же стану помощником Ивковича, то, может, это и не шаг назад.

– Душан Ивкович стал для вас прямо-таки «злым гением». Сначала вы из-за него не смогли остаться в ЦСКА, теперь он сменил вас в «Динамо»…

– (Смеется.) Камень за пазухой не держу. Мы оба делаем свою работу. Я адекватный человек и пока не могу поставить себя в один ряд с Ивковичем. Это очень сильный тренер. Мне было безумно интересно и сложно играть против него. У него есть чему поучиться.

– По нашей информации, Ивкович за сезон будет получать около полутора миллионов долларов. Во сколько раз эта цифра превышает ваш контракт?

– Ивкович стоит этих денег. Дай бог, чтобы и у меня в будущем были подобные контракты. Сейчас же я, наверное, самый низкооплачиваемый тренер в российской суперлиге. Но Михалевский во время нашей последней встречи сказал, что сумма соглашения в новом сезоне будет пересмотрена в сторону увеличения.

– Ивкович признался, что в ЦСКА совершил лишь одну ошибку: слишком много доверял русским. Значит, в «Динамо» он тоже сделает ставку на иностранцев. Как вы к этому относитесь?

– Если бы у нас было множество перспективной молодежи и она давала результат, то, само собой, играли бы русские. Но в притоке хороших зарубежных игроков тоже есть положительный момент. К российскому чемпионату с каждым годом растет интерес.

– Что для вас лучше: быть вторым в «Динамо» или, скажем, первым в ростовском «Локомотиве»?

— Конечно, хочется быть главным в клубе, который ставит перед собой серьезные задачи, у которого есть инфраструктура. Но, повторюсь, быть вторым у Ивковича – это вовсе не шаг назад.

– Кстати, а почему в семи из четырнадцати команд российской суперлиги А главными тренерами работают иностранцы?

— Потому что они действительно сильные специалисты. Но если мы говорим о наших тренерах, то за Беловым и Ереминым – обрыв. Объяснение простое: мы сами не воспитываем новых наставников, не даем им шанса.

Пусть наши молодые ребята находятся хотя бы рядом с иностранцами, это уже здорово. Как, к примеру, у Ивковича был помощником Евгений Пашутин. Ведь даже новый наставник питерского «Динамо» Фотис Кацикарис начинал у сербского специалиста.

Здорово и то, что молодого Бабкова назначили тренером сборной России. Ему дали очень хороший шанс, и у него есть все, чтобы показать хороший результат, чего ему и желаю. Но, к сожалению, на этом примеры заканчиваются…

«УЕДУ В АЛМА-АТУ»

– Как восприняли новость о назначении нового тренера баскетболисты?

– Ждут развития событий. Недавно, к примеру, я общался с Артемом Кузякиным. Он очень беспокоится о своем игровом времени в будущем сезоне. Я сказал ему, что он должен доказать Ивковичу, что достоин места в составе, и тогда все будет нормально.

– Сейчас вам поступают предложения из других клубов?

– Пока я не решил свои вопросы с «Динамо», ни с кем ничего не обсуждаю.

– Когда должна наступить ясность?

– Сам не знаю.

– А не боитесь, что, когда эти вопросы будут решены, других вакансий уже не будет?

— Боюсь. Но мне в любом случае нужно дождаться решения динамовского руководства. Ведь у меня действующий контракт с этим клубом. Я не последний человек в баскетболе и думаю, все будет нормально. А если что, поеду в Алма-Ату и начну все с самого начала. Глядишь, через 10–15 лет стану серьезным тренером (смеется). На родине меня любят. Там Тихоненко узнает каждый прохожий. Между прочим, даже в Нью-Йорке на 5-й авеню ко мне подошел мужчина и сказал: «Вы – Тихоненко». Это оказался болельщик «Маккаби».

– На днях в интервью «Советскому спорту» президент ПБК ЦСКА Александр Гомельский сказал, что, если у вас будут трудности, он протянет вам в помощь обе руки. Нет ли желания вернуться в родной клуб?

– Александр Гомельский – это великий человек. Я всегда за него переживаю и желаю ему здоровья. Но нужно здраво рассуждать. Сейчас вернуться в ЦСКА нереально.

– Обида на кого-то из руководства «Динамо» осталась?

— Нет. А какие могут быть обиды, если мне дали возможность сделать громадный шаг вперед в моей карьере?

ПОДДЕРЖКА ЕРЕМИНА

– Есть ли у вас эталон тренера?

– Если говорить о том, чья игра мне импонирует, то на первое место поставлю главного тренера греческого «Панатинаикоса» Желько Обрадовича. В последнем розыгрыше Евролиги УЛЕБ у него были не очень сильные игроки, из которых получилась команда. Он умеет руководить игрой, постоянно меняет тактику, своими неординарными действиями влияет на судей.

– В российском тренерском цехе кого особенно уважаете?

— Станислава Еремина и Сергея Белова. Еремин, кстати, звонил мне недавно и сказал: «Держись, Тихий». Для меня это очень важно.

– Однажды услышал от вас, что жизнь постоянно преподносит вам неприятные сюрпризы. Вспомните самые тяжелые моменты в своей карьере?

— В 1982 году меня впервые пригласили в сборную СССР. Мы должны были лететь на турнир в Латинскую Америку. Но у меня обнаружили надрыв мениска, и вместо Латинской Америки я оказался на операционном столе. Следующим тяжелым моментом стало принятие решения о переезде из Алма-Аты в Москву. Потом было поражение в финале чемпионата мира в 1986 году от американцев. Тяжело переживал и три сезона, когда мы упускали чемпионство в играх с «Жальгирисом».

Не могу не вспомнить и Олимпиаду 1992 года. Тогда уже произошел развал СССР, от нас отделилась Литва. И мы в полуфинале проиграли Хорватии. Было страшно обидно. Мы вели всю игру и обязаны были выходить в финал на американскую дрим тим, но...

Что же касается тренерской карьеры, то пока самое большое мое разочарование – это начало карьеры в ЦСКА. До сих пор не могу понять, почему я вдруг оказался в этой команде чужим и на меня обрушилась такая нелюбовь.

Останется в памяти и обидное поражение в Перми, когда нам пробивали 53 фола, осечка ЦСКА в домашней игре с «ТАУ Керамикой», ну и конечно же вылет «Динамо» из Кубка УЛЕБ.

Уверен, впереди меня ждет еще немало трудностей, но сейчас я уже готов ко всему.

Новости. Баскетбол