Всем казалось, что он будет всегда... Вчера в Москве после продолжительной болезни на 78-м году жизни скончался президент ЦСКА Александр Яковлевич Гомельский
СЛОВО ПРОЩАНИЯ
В последний сезон он не так уж много времени проводил в клубе и с игроками. Но повсюду армейцев называли командой Гомельского. Уточнять, какого именно, никому и в голову не приходило, хотя династия Гомельских велика. Александр Яковлевич, Папа, заместитель Господа Бога по баскетболу…
Теперь воспоминания о нем – фрагменты фраз, отголоски интонации, строгий, с ходу испытывающий «на слабо», взгляд – будут выковыриваться из памяти невольно. И, боюсь, непрерывно. Пока все до донышка не отболит.
Он не дожил до восьмидесятилетия всего два года. И это «недо» выглядит чужеродно, потому что Гомельский – это всегда «сверх» и «пере». Он перетерпел столько мук на пути к своим победам, он почти пересилил болезнь. Почти… Но кто с ходу вспомнит вылечившихся от рака? Пожалуй, только Лэнс Армстронг приходит на ум. Однако гений велоспорта заболел, когда был молодым.
Стоп! Бью себя по рукам. Старость и Гомельский – тоже понятия, не уживающиеся друг с другом. Еще недавно он по делу шутил, щедро отпускал девушкам комплименты.
– Утром позанимался. Километров десять пробегу – и сразу бодр, – так отвечал на вопрос о здоровье. Лишь когда становилось совсем худо, произносил:
– Как самочувствие? – Пауза. – Средней паршивости…
О том, что болен лимфомой, он узнал в 1998-м. Московские доктора нашли горошину под мышкой. Израильский профессор Бен Басад определил, что она злокачественная. Но после трех сеансов химиотерапии беспокойство исчезло и вернулось, увы, в 2004-м. На «Финале четырех» Евролиги УЛЕБ в Тель-Авиве ему вдруг стало больно глотать. Снова поехал к Басаду. Снова химия. Осенью треклятая боль вернулась.
– 4–5 дней ему осталось, – вынесли свой приговор наши врачи, вызвав жену Татьяну.
Им не поверили. Гомельский полетел в Хьюстон.
ТЫ ГОМЕЛЬСКИЙ? ПОВОРАЧИВАЙ!
Он никогда не был скромнягой. Да и странно, тем более в нашей стране, тренеру иметь характер гуттаперчевой куклы. Простите, Великому тренеру. Он, конечно, знал о себе это.
– Ты понимаешь, с кем разговариваешь?! – бушевал, если чувствовал, что во время интервью моя мысль выходит из-под его контроля. Наши отношения были с шероховатостями. Но когда редакционное начальство попросило Гомельского прокомментировать ситуацию, в которой оказался с приходом Ивковича в «Динамо» Тихоненко, Папа настоял:
– Пусть мне звонит Кундрюкова, – словно хотел стереть все наносное.
– Я никогда не работал вторым тренером. Не получилось. Всегда старшим, – заглянув в прошлое, произнес в том разговоре Александр Яковлевич. Другой телефон вклинивался своими звонками раз, наверное, десять. Прерывал. Ему надо было ехать на процедуры. Гомельский не выдержал, зарычал на помощника:
– Я интервью даю! Подождете.
Для журналистов Александр Яковлевич всегда был сокровищем. Он умел давать комментарии с ходу, получив смехотворную толику фактов, но из них делая парадоксальные выводы, пригодные для украшения публикаций. Помню, как однажды для полноцветной газеты мне позарез понадобилась цитата, способная объяснить, почему же все-таки наша сборная так редко выигрывает в футбол. Времени причем оставалось в обрез. Звоню Гомельскому.
– Это потому, что у нас нет песчаных пляжей, как в Бразилии. Негде день и ночь оттачивать мастерство!
Возникало ощущение, что у него все заранее продумано и он просто перебирает закладки, отыскивая слово на нужную букву.
Но все понимая о своем месте в истории, президент ЦСКА легко относился к курьезам. Один случился на его семидесятилетие. Именинника, жившего тогда в непритязательном доме на Речном вокзале, заехал поздравить премьер-министр Евгений Примаков. А юбиляр о визите не знал, по делам отскочил. Подъезжает к подъезду – все оцеплено. Охрана грубит:
– Куда едешь? Тут у Гомельского юбилей. Поворачивай.
– Да я и есть тот самый Гомельский.
Еле пробился в родной дом.
БЛАГОСЛОВИТЕ СЫНА!
После трехмесячного лечения в американской клинике Александр Яковлевич похудел. В глазах завелась отрешенность.
– Вес наберу, – заверял.
Главное, он был живой.
На «Финале четырех» Евролиги УЛЕБ-2005 в «Олимпийском» к нему подскочила женщина прямо на площадке, где патриарх поздравлял юных армейцев с победой в турнире.
– Вы снова с нами. Спасибо! От него спасибо, – сбивчиво, трепетно говорила, показывая на белобрысого сына, лет, кажется, десяти, который жался за материнской спиной. – Благословите, пусть будет баскетболистом.
Мальчуган протянул фотографию, и Гомельский поставил автограф поперек собственного лица.
– У меня самого такой подрастает, – сказал нежно, как выходит лишь о самом дорогом, имея в виду семилетнего младшего сына Виталика.
– Папа, я тебя жду здорового! Понял? – сообщал малыш в Хьюстон.
Старшие сыновья Владимир, Александр и Кирилл поддерживали как могли. Все поддерживали, пока время Папы не остановилось.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр Яковлевич ГОМЕЛЬСКИЙ
Родился 18 января 1928 года в Кронштадте. Умер 16 августа 2005 года в Москве. 1945–1948 гг. Окончил Высшую школу тренеров при Институте Лесгафта в Ленинграде.
1949–1952 гг. Окончил Военный институт физкультуры по специальности «тренер-преподаватель по спортивным играм».
1949–1952 гг. Тренер команды мастеров в ЛГС «Спартак» (Ленинград).
1953–1966 гг. Старший тренер и начальник команды СКА (Рига, Латвия). Под его руководством команда пять раз становилась чемпионом СССР, трижды – обладателем Кубка европейских чемпионов (1957, 1958, 1959).
1962–1988 гг. (с перерывом 1970–1976). Главный тренер сборной СССР.
Под его началом сборная стала восьмикратным чемпионом Европы, двукратным чемпионом мира (Уругвай-1967 и Колумбия-1982), олимпийским чемпионом (Сеул-1988). 1966–1988 гг. Главный тренер ЦСКА. С ним армейцы 17 раз выигрывали первенство Советского Союза (1966, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1988) и дважды – Кубок европейских чемпионов (1969, 1971).
1991–1992 гг. Председатель Федерации баскетбола России.
1997–2005 гг. Президент баскетбольного клуба ЦСКА.
Воспитал более пятидесяти заслуженных мастеров спорта. Представлен в Музее баскетбольной славы всех звезд (Спрингфилд, штат Массачусетс, США) – самом престижном баскетбольном музее мира.
Полковник. Профессор, кандидат педагогических наук. Заслуженный тренер СССР (1956), заслуженный тренер Литвы (1982), заслуженный работник физической культуры России (1993), судья международной категории, четырежды (1967, 1977, 1982, 1988) был признан лучшим тренером страны. За заслуги в развитии армейского спорта и баскетбола награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Дружбы народов, двумя орденами «Знак Почета», медалями.
16 января 1998 года за выдающиеся спортивные достижения Александр Яковлевич был удостоен олимпийского ордена Славы, который ему вручил президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч.
ПРОЩАНИЕ ПРОЙДЕТ В ЧЕТВЕРГ
Гражданская панихида по Александру Яковлевичу Гомельскому состоится 18 августа, в четверг, в УСК ЦСКА (Ленинградский просп., 39А). Начало в 11.00.
В тот же день президент клуба будет похоронен на Ваганьковском кладбище. Ориентировочно церемония начнется в 15.30.