Как это делают в России. Корреспондент «СС» раскрывает тайны подготовки баскетбольного шоу на Ленинградском проспекте
БАСКЕТБОЛ. ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
МУЖЧИНЫ. СУПЕРЛИГА А
СОБЫТИЕ ДНЯ
Только ленивый не хвалил качество приготовления баскетбольных шоу в Универсальном спортивном комплексе ЦСКА. Как достигается такой успех в работе со зрителем? Чтобы вызнать это, наш репортер заглянул за кулисы аншлагового дерби ЦСКА – «Динамо».
Заместитель генерального директора ПБК ЦСКА Андрей Ватутин, курирующий организацию матчей и связи с общественностью, пообещал быть радушным хозяином, но сразу строго предупредил:
— Только не смей делать из меня культа! Я, конечно, за многое в ответе, но матч организует целая команда. И каждый в ней – важная персона. Приходи к нам часов за шесть до игры – всех покажу.
ПОДВЕЛ ТОВАРИЩ СУХОВ…
14.00. В кабинете Ватутина сразу бросаются в глаза две вещи: висящая на шкафу фотография капитана московского «Динамо» Дмитрия Домани и разместившаяся на магнитной доске бело-голубая эмблема ближайшего соперника.
— Это я так себя на игру настраиваю. Чтоб кураж не пропадал. Если у нас его не будет, то откуда ему у зрителей взяться? А их, между прочим, сегодня будет под завязку.
— Почему так уверен?
— Есть соперники, матчи с которыми нам даже не надо анонсировать, болельщик все равно заполнит трибуны. Это «Реал», «Панатинаикос», «Олимпиакос», «Маккаби», «ТАУ», «Жальгирис». Второй сезон входит в эту группу и «Динамо». В четверг в кассе оставалось всего 200 билетов.
Зрительское настроение – главная забота Андрея и его подчиненных. Хотя принято думать, что работают они не только на клубную кассу, но и на спортивные победы. Ведь если считать трибуны шестым игроком, то и мотивировать его нужно как следует, и готовить к матчу. А в подготовке этой, твердое армейское мнение, мелочей нет.
— Даже разминочная музыка имеет огромное значение, — уверяет Ватутин. – Потому что она должна и игрокам быть приятна (а они разных национальностей и, бывает, вероисповеданий), и зрителей не раздражать. Кроме прочего, под нее просто должно быть удобно разминаться. Я в последнее время плей-лист лично составляю. Вот глянь, что у нас на сегодня (см. врезку на этой странице).
Ясное дело, что при таком подходе клипам и фирменному лазерному шоу в армейских рядах уделяется еще более пристальное внимание. Правда, порой необъяснимым образом не спасает и оно.
— Все не могу забыть, насколько творчески однажды к матчу с «Маккаби» готовились! Пришла в голову идея использовать в клипе фрагмент фильма «Белое солнце пустыни». Тот самый, в котором товарищ Сухов пишет письмо разлюбезной Катерине Матвеевне. Текст у нас был, естественно, баскетбольный заготовлен. Решили найти Кузнецова, артиста, который Сухова играл, чтоб он все это наговорил. Тот, как назло, в Италии оказался. Ничего, слетали на денек в Италию. Записали. В общем, столько труда вложили, а зрители сидят всю игру, как в театре. То ли израильских болельщиков слишком много пришло, то ли еще чего… До сих пор ума не приложу, почему не смогли народ завести. Итог – поражение с разницей в очко.
— Интересно, а на игроков клипы оказывают психологическое воздействие?
— Еще бы! Они ж их смотрят, как и все остальные. И мы этим пользуемся. Вот сыграл, скажем, кто-то крайне посредственно. Так мы перед следующим матчем делаем его главным героем клипа, дабы поднять боевой дух.
— И что за сюжет ждет зрителей сегодня?
— А пойдем заглянем в студию к нашему штатному клипмейкеру Сергею Макарову. Он и расскажет.
В ГЛАВНОЙ РОЛИ – АЛЕКСАНДР КУЩЕНКО
15.00. В студии царит творческая обстановка. Завидев нас, клипмейкер Макаров стыдливо прячет под стол бутылочку «Стелы Артуа». Там она обретает покой рядом с массивным компьютерным системным блоком, который живенько управляется с профессиональным программным обеспечением для монтажа. Сам стол загружен всяческими видеоприборами: от камеры до DVD-рекордера. Венчают картину два огромных монитора, плотно придвинутые друг к другу. Картинка на правом продолжает изображение на левом.
— Такого длинного, как мне надо, просто не нашлось, — будто извиняется Макаров.
Что ж, дело известное. Амбиции баскетбольного ЦСКА простираются так далеко, что некоторых вещей для их подкрепления еще просто нет в природе. Чего только стоит история с 7-метровыми демонстрационными простынями-экранами, на которые проецировалось изображение в прошлом сезоне! Летом было решено, что семи метров крайне недостаточно – десять подавай. Да еще с автоматикой, чтоб с помощью дистанционного управления поднимались-опускались. Очень скоро выяснилось, что таких нигде в мире не производят. Пришлось специально заказывать. И сделали – на одном из московских заводов в единственном экземпляре. Ух, хорошо хоть баскетболисты, которые бы устраивали клуб, еще есть в наличии. А то, неровен час, скоро и их будут по спецзаказу рожать.
— Клип-то сегодняшний готов уже? – спрашиваю Макарова.
— Смотрите… — кликает мышкой по одному из файлов.
Мы наслаждаемся художественным видеорядом под песню группы «Ю ту» с шестилетним Сашей Кущенко в главной роли. Лирический герой сынишки генерального директора ПБК ЦСКА примеряет в раздевалке взрослую баскетбольную форму, мечтая стать игроком папиного клуба. Затем он мысленно перевоплощается в самых знаменитых нынешних армейцев. Я слово за слово узнаю, что Сергей Макаров – баскетбольный клипмейкер со стажем. У Кущенко трудится много лет, еще с Перми. Идеи клипов порой вынашивает сам, порой – с помощью коллег. На круг выходит до пятидесяти клипов в год. И чтоб не повторялись!
Похожая ситуация и с лазерными шоу. Идеи роликов придумывают в ЦСКА, а вот рисуют их уже не штатные сотрудники, а специально нанятые мастера на арендованной аппаратуре — лазер нынче дорог. Но отказаться от него – себе дороже. Короткие, почти мультяшные зарисовки надолго остаются в памяти болельщика и вызывают эффект привыкания: мол, а что на этот раз придумают армейские креативщики? Вот и я, вспомнив «динамовский» клип прошлого сезона (там лазерный гаишник затормозил армейский танк, из которого с удостоверением чемпиона России наперевес вылез красноармеец, настолько обескураживший блюстителя порядка, что тот вытянулся в струнку и отдал честь), отправился в зал, чтобы подглядеть новый сюжет.
АРМЕЙСКИЙ КИНОЗАЛ
15.30. В зале в это время проходит репетиция группы поддержки. Обсуждается спонтанно возникшая идея так называемого открывающего номера, который танцуют не в тайм-ауте и не в перерыве, а перед началом игры. Такой танец появляется не всякий раз, а только в тех случаях, когда согласуется с концепцией остальных элементов шоу. Сегодня вроде как согласуется. После очередного прогона боевой пляски девушек отпускают на обед.
16.00. Начинается что-то типа обеденного перерыва. Те, кто не голоден, предоставлены сами себе. Мастер-лазерщик режется на ноутбуке в компьютерную игру, завоевывая виртуальные города. А звукорежиссер Игорь Йигиталиев запускает на 10-метровый экран художественный фильм с чудовищным названием «Эонфлакс».
— Да у вас тут можно кинопросмотры устраивать! Звук шикарный – кинотеатры отдыхают, — лью бальзам на душу звукорежиссера.
— Не буду спорить, — расплывается в улыбке Игорь. – Шестнадцать колонок под потолком – новьё от испанской фирмы «Дас». По два киловатта каждая. Линейный массив. Горизонтальная развертка – 100 градусов, вертикальная – 15. То есть звук на галерке – столь же качественный и мощный, что и на площадке. Короче, в нашей стране таких больше нет.
Да-а, не завидую я турецкому «Улкеру», который должен пожаловать в гости к ЦСКА 1 февраля будущего года. Коллеги рассказывали, как последний вояж армейцев в Турцию был омрачен тем, что во время игры колонку с громоподобной музыкой направили аккурат в сторону гостевой скамейки запасных. Говорят, указаний тренера Мессины в перерывах так никто и не услышал. И теперь, боюсь, придется туркам испытать на себе всю мощь линейного массива. Если, конечно, Евролига раньше не добавит в регламент какой-нибудь запрещающий подобные штучки пункт. А ведь чиновники европейского баскетбола это ой как любят. Ревностно следя за новинками, которые применяет ЦСКА, Евролига уже ввела правило, запрещающее любой цвет разметки, кроме белого. Поэтому теперь мы, увы, лишены такого красочного зрелища, как светящаяся ультрафиолетом разметка в покрытом мраком армейском зале. Зато налюбовавшись именно на московские шоу-программы, Евролига обязала и остальные команды развлекать зрителей.
ЗАПАХЛО ПОП-КОРНОМ
17.00. Генеральный прогон стартового номера группы поддержки. Приходит Макаров, чтобы понять, насколько танец согласуется с клипом. Выясняется, что никак. Номер из программы исключается.
17.15. А вот и последняя проба лазера. На экране возникают знакомые по прошлому сезону герои. Красноармейцы со штыками доблестно охраняют здание с надписью «Золотохранилище». К ним направляется адский мент (иначе этот персонаж и не назовешь), который предъявляет охранникам динамовскую «корочку». Те в ответ, понятно, лишь скрещивают штыки. Тогда бело-голубой товарищ вызывает по рации патрульную машину. Ответ не заставил себя ждать: из золотохранилища вальяжно, с чувством собственного достоинства выезжает грозный танк. Как результат – уазик и монстр с рацией в страхе улепетывают.
17.30.
– Мадонну на первую или на третью четверть ставить? – робко спрашивает лидер группы поддержки Ватутина.
— На первую, конечно. Композиция-то нейтральная, а в первой как раз ничего решаться не будет, — со знанием дела аргументирует Андрей.
— А зажигательный танец под «Раммштайн» когда выпускать?
— Оставь про запас. Думаю, не понадобится. Если вдруг будем гореть, то я тебе отдельно по поводу него свистну.
— А сколько, по-твоему, в третьей тайм-аутов будет?
— Думаю, не больше двух.
А вы-то небось, как и я, думали, что девушки-красавицы свои номера как бог на душу положит по матчу расставляют?
17.45. В зале появляется Макаров с гордым видом. Рассказывает, что сделал клипу новую цветокоррекцию. Клип выводят на экран. Ватутин новшество бракует. Макаров отправляется возвращать товару изначальный вид. На площадке в это время уже вовсю орудуют швабрами тетушки-уборщицы. Рабочие в спецовках заняты подгонкой щитов. Чувствуется, что баскетбол уже близко. Слышен даже его запах – в вестибюлях заработали аппараты для изготовления поп-корна.
— «В зале должно пахнуть поп-корном!» Это один из базовых тезисов Сергея Валентиновича (Кущенко. – Прим. ред.), — комментирует Ватутин. — Ну а у нас, в армейском клубе, как? Сказано – сделано.
18.00. Бригада Ватутина, расположившись на своих рабочих местах в углу площадки, подключает рации и нахлобучивает на головы гарнитуры, будто в голливудских фильмах. Работают на двух частотах. Одна используется для связи с операторами осветительных пушек, другая – для всего остального. Не успевает Андрей настроить аппаратуру, как ему на мобильный звонят реальные представители Голливуда.
— Хочешь верь, хочешь нет, но только что говорил с Дольфом Лундгреном (шведский актер, снимавшийся в «Рокки-4», «Универсальном солдате» и т. п. — Прим. ред.). Он по случаю в Москве, просил зарезервировать несколько хороших мест.
18.15. А вот и еще звезды пожаловали – доморощенные. На пороге кабинета Ватутина появляется актер и телеведущий Оскар Кучера, без конферанса которого невозможно представить ни одно армейское шоу. А все потому, что уже на протяжении четырех лет он, невзирая на все более и более плотный рабочий график, вырывается на каждый мало-мальски важный матч ЦСКА. При этом, по рассказам, и сегодня работает за ту же зарплату, с которой начинал. Хотя, судя по всему, уровень его с тех пор намного вырос. Как любят шутить сотрудники клуба, большое достижение Оскара в том, что он недавно все-таки уяснил разницу между Евролигой и суперлигой.
О НЕОЖИДАННОСТЯХ
18.30. Двери в зал открываются. Появляются первые болельщики. На видеотабло начинают демонстрироваться музыкальные клипы. Все как в сценарии (см. врезку на этой странице).
— По идее дальше все должно идти как по маслу, без неожиданностей, — поясняет Ватутин. – Все-таки четвертый год работаем. В моей команде суперпрофессионалы, лучшие специалисты в своих областях.
Но неожиданности были. Куда ж без них?
19.47. Гаснет свет. На экране появляются первые кадры клипа. В этот момент группировка динамовских болельщиков, разместившаяся на верхотуре, накрепко заглушает «Ю ту» скандированием названия любимой команды. В штабе шоуменов секундное замешательство. На помощь приходит (точнее, прибегает) мгновенно сориентировавшийся вожак.
— Громче, громче музыку! — что есть силы кричит своим подопечным Кущенко. Еще мгновение – и шестнадцатиствольное децибельное оружие работает на полную мощность. Динамовским фанам остается лишь костерить испанскую фирму «Дас». В таком усиленном звучании клип пробирает даже меня, смотревшего его в третий раз, — мурашки по коже.
20.45. Работа со зрителем не останавливается и в большом перерыве. Более того, перед самым его началом Ватутин и Кучера решают задействовать в традиционном баскет-боулинге крепыша Лундгрена. Кучера, счастливый обладатель английского языка, предлагает голливудскому блондину сразиться с московским школьником. Задача по-школьному проста: надо баскетбольным мячом сбить выставленные треугольником огромные кегли. Победителю приз – 5 тысяч рублей.
На радость 5 тысячам зрителей три попытки так и не выявили сильнейшего. Пришлось Кучере выдумывать дополнительные конкурсы – броски по кольцу с разных расстояний. Но счастливый, как мальчишка, Лундгрен и серьезный, как гора мышц, мальчишка оказались равны и в этих состязаниях. Поэтому Кучера решил соригинальничать: деньги отдал младшему, а старшему подарил майку ЦСКА. Не успев снять подарок, Лундгрен стал добычей «Советского спорта».
— Дольф, за кого вы болеете в НБА?
— За «Лейкерс».
— Часто посещаете матчи любимой команды?
— Последнее время я живу либо в Лондоне, либо в Испании, так что не очень часто. Но несколько раз в год, когда наведываюсь в Калифорнию, обязательно хожу там на баскетбол.
— А сегодня кого поддерживаете?
— Красныя арми (говорит Лундгрен на ломаном русском, указывая громадным пальцем на свежеподаренную майку. – Прим. авт.).
— Как вам предматчевое шоу?
— Классное. Очень понравилось!
— Можете сравнить с подобными в НБА?
— Там тоже все здорово.
— Ну а какое все же лучше?
— Девушки лучше у вас – это точно.
— А что скажете об уровне нашего баскетбола?
— Меня устраивает.
21.15. Один из решающих моментов матча. «Плюс 5» у ЦСКА. Штрафные бьет Пападопулос. Кущенко что-то успевает шепнуть Кучере. Тот, не мешкая, включает микрофон: «Где вы, болельщики ЦСКА? Команде нужна ваша помощь!» Ответом Оскару были топот и свист, сотни раз за четыре года отрепетированные. Топот и свист – убийственное оружие, которое не может отменить ни одна Евролига. Динамовский центр даже не добрасывает до кольца. Полный непападопулос… Сомнения в победе армейцев после их результативной атаки исчезают окончательно. Вот и не верь после этого, что Ватутин со товарищи и впрямь делают баскетбольный результат.
21.50. Одержана очередная красиво упакованная победа. На экранах болельщиков провожает посвященный им клип. В центре площадки в армейском шарфе пританцовывает один из главных героев вечера – шестилетний Саша Кущенко. Самый что ни на есть реальный, а не плод какой-нибудь очередной лазерной инсталляции. Концовка – нарочно не придумаешь. Или я попался и в ЦСКА придумывают даже это?
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ БАСКЕТБОЛЬНОГО МАТЧА ЦСКА – «ДИНАМО» (МОСКВА)
10 ДЕКАБРЯ В 20.00
18.30 Запуск болельщиков в зал. На видеотабло демонстрируются видеоклипы. Горит телевизионный свет.
19.16. Выход на разминку команд. Во время разминки на видеотабло лого ЦСКА.
19.40. Опускаются экраны.
19.46. Окончание разминки. Плавно гаснет свет. Выключаются все табло. Команды уходят с площадки. Блэк-аут. Горит ультрафиолет на площадке. Световая дискотека. Фонограмма с компьютера.
19.47. Клип
19.50. Лазерное шоу.
19.52. Выход ведущего. Свет на центральный круг.
19.53. Представление «Динамо». Игроки выходят со скамейки запасных в свете пушек.
19.54. Представление команды ЦСКА. Игроки выходят со скамейки запасных в свете пушек.
19.57. Трехминутная разминка команд, представление судей. Включается полный свет. Поднимаются экраны.
20.00 Начало матча.
PLAY-LIST
ЦСКА – Динамо 10.12.2005.
Выход команды ЦСКА на разминку:
— Never Let Me Down Again. Depeche Mode. 4,10
30-минутная разминка
— Another Brick In The Wall. Pink Boys. 3,53
— Window Shopper. 50 Cent. 3,10
— All About Us. t. A. T. u. 3,00
— Have a Party. 50 Cent, Mobb Deep & Nate Dagg. 3,55
— Sharp dressed man. ZZ Top. 4,14
— Azzurro. Celentano. 4,42
— Sorry. Madonna. 4,43
— Главное, ребята, сердцем не стареть. Ума Турман. 3,05
— Hello! (Good to Be Back). Scooter. 3,33
Световая колбаса
Status Quo
3-минутная разминка
— Rocking` Deejays (Radio). Prezioso & Marvin /KISS/