Три главных слова Ивковича. За сутки до матча главному тренеру «Динамо» пришлось продемонстрировать чувство юмора
БАСКЕТБОЛ. КУБОК УЛЕБ
ФИНАЛ
День накануне финального матча «Динамо» и «Арис» провели, осваиваясь в Шарлеруа. Корреспонденту «СС» стало известно, чем они занимались, как сотрудники УЛЕБ научились правильно писать фамилию динамовского капитана и о чем Душан Ивкович на пресс-конференции пикировался с греческими журналистами.
День накануне финала таким и должен быть: суматошным, нервным. Как вчера, во Дворце спорта Spiroudome. Остальной Шарлеруа пребывал в полном умиротворении. В воскресенье вечером я прошла весь этот город крест-накрест (это было нетрудно, он невелик). И не обнаружила ни одной афиши, извещающей о предстоящем событии. Ни на улицах, ни возле самого дворца. А зачем они? Билеты в зал, вмещающий 6200 зрителей, были окончательно распроданы еще за две недели до финала. Причем местным жителям, чья одноименная команда пока не может даже мечтать об участии в главном матче второго по значимости клубного евротурнира, досталось немного. В основном билеты выкупили россияне с греками. Да очень охочие до элитного баскетбола представители других европейских стран, откуда к месту события можно добраться на автомобиле.
Потому и было в городе преспокойно, что нашествие туристов ожидается лишь во вторник. Гостиницы тут наперечет. Люди приедут утром, а вечером или по автотрассам, или через аэропорт Брюсселя (тот, что в Шарлеруа, закрывается рано) отправятся по домам.
Динамовский клуб привезет на матч около 300 болельщиков. Среди них – жены игроков. Но не всех. Супруги Лазароса Пападопулоса и Ханно Моттолы, например, вот-вот произведут на свет деток. А жена Майра Чэтмэна улетела в США, ей надо быть с семьей, в которой случилось несчастье.
Сами же динамовские игроки расположились по воле организаторов в очень уединенной гостинице далеко за городом. Была бы их воля, выбрали бы другой. Отель этот нов, невелик, трехэтажен. Первый этаж – технический, второй занимает «Динамо», третий – «Арис». Питаются соперники дверь в дверь. Не самое комфортное соседство. Но деваться некуда.
ПАПАРАЦЦИ ПРЕСЛЕДУЮТ «ДИНАМО»
Утренние тренировки вчера по регламенту должны были проходить при закрытых дверях. Но дверей в зале Дворца Spiroudome, к счастью, нет. Моему появлению в разгар динамовского занятия главный тренер Душан Ивкович препятствовать не стал. А вот незнакомые папарацци ему изрядно мешали. Поэтому вся администрация бело-голубых, пока игроки занимались с мячами, непрерывно совершала обходы площадки по периметру. Парочку настырных им удалось выдворить. Остальные соваться не стали.
Поглядев на то, как Рубен Даглас уверенно атакует из-за шестиметровой дуги, а Боян Попович, левый локоть которого для подстраховки стягивает эластичная повязка, раздает передачи, я ухожу искать «Арис». По расписанию греки должны были закончить свое занятие перед началом динамовского. Вот указатель. Сворачиваю налево. В пустой раздевалке тишина. Ой, из душевой высовывается темнокожий высокий парень. В руках кроссовки, на лице испуг.
— А где Николай Падиус? – от неожиданности задаю наиглупейший вопрос.
— Па-ди-ус? Что это?
Парень, оказывается, вообще не из «Ариса». Греки решили утром вообще не тренироваться.
КУРБАНОВ ИЛИ КУБРАКОВ?
В зале, где в час дня начнется пресс-конференция, тоже суетно. Приносят таблички с именами участников.
— Это правильно написано? – обращается ко мне пресс-атташе УЛЕБ Владимир Станкович и показывает написанное латиницей имя динамовского капитана: «Dimitris Domani».
Объясняю, как верно пишется имя «Дмитрий».
— А в фамилии ударение на последний слог, – говорю.
— Ох, эти русские фамилии, – сокрушенно качает головой Станкович. – Поможете везде расставить ударения? Слишком сложно: Курбанов…
— Стоп! Это игрок ЦСКА.
— Ах, да. Кубраков, – смущенно заглядывает в бумажку собеседник.
Причина оговорки ясна: четыре года уже УЛЕБ имеет дело с армейским клубом и всего один год с динамовцами. И пока нет предпосылок к тому, что бело-голубым удастся надолго связать свою жизнь с этой организацией. Если сегодня они выиграют Кубок (тьфу-тьфу-тьфу), то получат право в сезоне-2006/07 выступать в Евролиге. Но всего на один сезон. Таковы правила.
Прошлогодний победитель Кубка УЛЕБ «Летувос Ритас» в следующем сезоне выбывает из числа участников наиболее сильного европейского соревнования, уступая свое место новому обладателю трофея.
Неприкосновенными остаются в Евролиге команды, входящие в квоту своих национальных федераций. Россия такой квоты не имеет вообще. Потому что когда создавался УЛЕБ, наша федерация баскетбола оставалась на стороне альтернативной организации – ФИБА. А ЦСКА попал в число 24 команд Евролиги благодаря своевременно заключенному локальному контракту.
Так получается, что даже, если «Динамо» окажется в Евролиге и выиграет этот турнир, остаться там оно не сможет. Если, конечно, число команд, играющих там, не увеличится. Но пока этому активно сопротивляется ФИБА, проводящая свои турниры – Кубок Европы и Кубок вызова. Потому что тоже хочет иметь в составе сильные команды.
КАК ПОПОВИЧ ПОПАЛ В АВАРИЮ
Генеральный директор УЛЕБ Жорди Бертомеу открывает пресс-конференцию. Говорит о том, что уровень турнира растет (это понятно), что в финале встретятся две самые сильные команды (в этом нет никаких сомнений). Докладывает о достигнутом:
— Этот финал будет транслироваться в 65 странах мира – рекорд Кубка УЛЕБ. А в ближайшие минуты мы подпишем договор с клубом «Шарлеруа» о проведении еще двух финальных игр в этом городе и в этом зале.
В следующий миг на столе перед Бертомеу и президентом «Шарлеруа» Эриком Сомом возникают две бумаги. Быстрый росчерк – и ясно, куда ехать на решающие встречи в 2007 и 2008 годах.
— В финале хотим доказать, что мы профессионалы, – сообщает главный тренер «Ариса» Андреа Мазон. – Постараемся показать прекрасный баскетбол, действовать на 200 процентов своих возможностей. Баскетбол – это игра ошибок. Мы на них учимся. Мы должны понимать, какие ошибки совершает соперник, и предупреждать их.
Слово переходит к Ивковичу.
— Мы провели прекрасный сезон, – начинает главный тренер «Динамо»,– и пока ничто не предвещает конфуза, который последует через несколько минут. Может, путь в финал для нас оказался более сложен, чем для соперника. Мы попали в непростую группу. Кроме того, 3 января…
Слова Ивковича, говорящего по-английски, синхронно переводятся на русский язык. И тут в наушниках звучит:
—…один из наших игроков Боян Попович попал в аварию. Сейчас у него уже нет таких ран. Он абсолютно здоров. А Георгий Цинцадзе еще не готов играть на таком уровне.
Слова «авария» и «раны» оказались переводом фразы о том, что Попович получил травму в матче с «Ле Маном» и уже залечил свое повреждение.
— Каждый говорит, что «Динамо» было фаворитом финала, – начинает вопрос греческий журналист.
— Я не знаю, кто есть этот каждый, – парирует Ивкович. – У нас сильная команда и мы хорошо играем в баскетбол. Надеемся, хорошо выступить и в финале.
— «Арис» встречается с «Динамо», у которого прекрасное финансирование, – утверждает следующий журналист из Греции.
— Да, у нас хорошее финансирование, но мало игроков, – отражает нападение Ивкович. – Рассчитываю, что эта шутка будет воспринята правильно.
— Охарактеризуйте стиль игры вашей команды тремя словами.
— Действовать жестко, как можно реже терять мяч и сохранять контроль над игрой, – формулирует Ивкович.
Тренеры и капитаны команд Райан Стэк и Дмитрий Домани фотографируются с Кубком. На один год этот трофей останется у победителя. По весне, как уже известно, будет снова доставлен в Шарлеруа.