Виктор Хряпа: В Америке меня прозвали русской росомахой

На прошлой неделе в редакции «СС» побывал форвард клуба НБА «Портленд Трейл Блейзерс» Виктор Хряпа
news

 На прошлой неделе в редакции «СС» побывал форвард клуба НБА «Портленд Трейл Блейзерс» Виктор Хряпа. К нам в гости он пришел вместе с женой Катей и с маленьким сынишкой Вовой. Более полутора часов ребята отвечали на вопросы читателей, журналистов и даже своих друзей.

— А что, разве сегодня вторник? Я и забыл совсем! – так Виктор нас разыграл, когда незадолго до начала «Прямой линии» один из нас позвонил ему на мобильный.

И тут же рассмеялся:

— Да не волнуйтесь, мы уже рядом, просто в пробку попали. Через минуту-две ждите.

Таким Виктор был всегда: неунывающим, остроумным. И Америка нисколько его не изменила.

 ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ. ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

СЮРПРИЗ ДЛЯ МОНИ

— Здравствуйте, меня зовут Илья Ефимович, я из Москвы. Можно задать вопрос Виктору Хряпе?

— Конечно, вы же первый счастливый дозвонившийся! Слушаю вас.

— В нынешнем сезоне вы стали игроком основного состава «Портленда». Как это на вас отразилось?

— Я почувствовал себя увереннее.

— А есть ли шанс закрепиться в основном составе команды НБА у Павла Подкользина?

— При должной работе, мне кажется, он уже через пару лет пробьется в основу. У него хорошие данные (рост – 226 см. – Прим. ред.). Кроме того, на его позиции (центрового. – Прим. ред.) в «Далласе» не так много конкурентов. Только вот минувший сезон Павел почти целиком пропустил из-за травмы. Лишь немножко играл в конце.

– В России вы выступали за «Автодор» из Саратова, потом за ЦСКА. Следите за этими командами?

– Не только за ними, но и за всем российским баскетболом. «Автодор», насколько я знаю, еще в прошлом сезоне в полном составе переехал в Питер и теперь называется «Динамо». Мне бы понравилось,если бы динамовцы сыграли в финале чемпионата России с ЦСКА.

– Виктор, с вами говорит Александр Масальцев из Хабаровска. Скажите, сильно ли отличается баскетбол в НБА от европейского?

– Конечно. Играть, например, приходится аж на восемь минут больше, чем в Европе. Отсюда и высокая результативность. Да и к физической форме предъявляются особые требования.

– А как относитесь к переходу вашего друга Сергея Мони в «Сакраменто»?

– И для меня, и для него это был сюрприз, ведь Сергея обменяли всего за несколько часов до…

– Дедлайна, наверное (крайнего срока, до которого разрешены переходы баскетболистов из одного клуба в другой. – Прим. ред.).

– Ничего себе! Вы даже такие нюансы знаете. Дело в том, что в начале сезона на нашей позиции (Моня и Хряпа — легкие форварды. – Прим. ред.) конкуренция в команде была сумасшедшая: семь человек. Тогда я не попадал в заявку, а Сергей выходил в стартовой пятерке. Потом пошли травмы ведущих игроков, мы уступили несколько раз, и тренер начал менять состав. В итоге нашел, на его взгляд, самый приемлемый. Увы, без Мони.

ПРИВЕТ ОТ ЯРИКА

– Алло, это болельщик из Москвы. Виктор, если вы соберетесь уходить из «Портленда», то в какой клуб?

– Пока планов покидать команду у меня нет. Но если появятся, то хотел бы перейти в клуб из какого-нибудь южного штата, Флориды, например, или Калифорнии. А то в Портленде зябко, дожди часто идут.

– Ну, если перейдете в «Майами», то Шакилу О’Нилу там точно нечего будет делать.

– (Улыбается.) Да. Выставлю Шака из основы того и гляди.

– Виктор?

– Да, на связи!

– Очень приятно слышать ваш голос. Звонит Игорь Лосев, болельщик-ветеран футбольного, баскетбольного и хоккейного ЦСКА. Я счастливый человек, ведь ЦСКА победил в Евролиге. Скажите, а баскетболисты сегодняшнего состава армейцев могли бы закрепиться за океаном?

– В этом нет никакого сомнения, но им бы пришлось поменять манеру игры. В Европе баскетбол совсем другой, более вязкий и медленный. За океаном все делают намного быстрее.

– Чем отличается отношение к легионерам в России и Америке?

– В НБА ты пробиваешься сам. У нас же иностранцев на руках носят. Здесь все для них, и мне не совсем понятно, почему. В России легионеры сразу получают место в основе. В Америке — нет.

– Это Саша Ширяев из Москвы, болельщик ЦСКА. Хотелось бы узнать, где больше зрителей – в России или за океаном?

– В Америке, конечно. Арены вмещают по 18–20 тысяч человек, и они почти всегда заполнены.

Следующий звонок Виктора Хряпу очень удивил. Еще бы! Звонил ведь Ярослав Королев, форвард «Лос-Анджелес Клипперс».

– Ярик?! Привет! Ты откуда? – обрадовался Виктор. – Из Финикса?! А что ты там делаешь? На солнышке греешься?

– Нет, у нас здесь пятый четвертьфинальный матч (он состоялся в прошлую среду рано утром по московскому времени, серия длится до четырех побед. – Прим. ред.). Счет пока 2-2. Надеюсь, мы победим и пройдем дальше. А у тебя-то какие планы на лето?

– Сейчас отдыхаю. Потом еду в Киев проведать родственников, затем в Саратов – навестить семью жены. А в июле — в сборную. Там мы с тобой и встретимся.

– Конечно! Удачи тебе и хорошо отдохнуть.

– И тебе удачи.

 ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ. ВОПРОСЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА

«САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ – ДИРК НОВИЦКИ»

Pax: – Вам довелось держать многих игроков НБА. С кем было труднее всего справиться?

– Наверное, с ЛеБроном Джеймсом. Один на один он, мне кажется, может обыграть любого.

– Заслуживал ли Джеймс звания самого полезного в регулярном сезоне? Или Стив Нэш второй год подряд получил этот титул по праву?

– Мне трудно судить. Они разноплановые игроки, да и выступают в разных амплуа. ЛеБрон много забивает: очков 30 за матч. Стив тащит за собой всю команду: отдает очень много передач. В общем, если бы не Нэш, приз наверняка достался бы Джеймсу.

– А кому его отдали бы вы?

– Дирку Новицки. Он блестяще проводит сезон. Не случайно его клуб в шаге от полуфинала (разговор происходил в тот момент, когда «Даллас» вел в серии против «Сан-Антонио» 3-1. – Прим. ред.).

Олег: – Если бы вас пригласили в российский клуб, вы бы согласились, зная, что будете все время выходить в основе?

– Конечно, предложение заманчивое. Интересно, кто его сделал? Уж не менеджер ли одного из российских клубов (смех в зале). Огорчу его: сегодня я бы не согласился. У меня контракт с «Портлендом» еще на два года. Пока у меня в НБА дела идут по восходящей.

Breez: – Белые действительно не умеют прыгать?

– Почему не умеют? Умеют, только не так высоко, как темнокожие.

– Да ладно, – не соглашается с Виктором жена. – Андрей Кириленко, например, прыгает очень высоко.

Петро: – Не жалеете, что в этом году не выиграли Евролигу с ЦСКА?

– Слегка. Но Сергею Моне, наверное, еще обиднее. Все-таки он еще в прошлом сезоне здесь играл.

– Удалось посмотреть по телевизору пражский «Финал четырех»?

– Нет, я в это время был в самолете...

Олли: – У вас с Сергеем Моней очень колоритные фамилии. Наверняка слышали много рифмовок и шуток по этому поводу. Какая из них запомнилась?

– Их не так уж много. Во время матчей ЦСКА фанаты любили кричать: «Хряпа — Моня! Моня — Хряпа!». Больше я ничего не слышал.

– А в НБА у вас есть прозвище?

– В команде меня называют или Вик или Ви Кей – по инициалам. Жена часто смотрит трансляции. Пусть она вам расскажет, как меня прозвал один прикольный комментатор Майк Райсон.

— Русская росомаха, — снова подключается к разговору Катя. – Зверь такой есть, на кошку похож. Все потому, что Витя очень быстро бегает и цепко защищается. Честно говоря, я раньше даже не знала, как этот зверь выглядит.

— А я до сих пор не знаю, — шутит Хряпа.

 ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ (НАЧАЛО)

«ИГРАЛ ДАЖЕ ЦЕНТРОВЫМ»

— На какой позиции вы чаще всего играли в этом году?

— Доводилось быть и легким, и тяжелым форвардом, и даже центровым.

— Центровым?!

— Ага. Уже после февральских трейдов (обменов. – Прим. ред.) случилось так, что сразу три наших «больших» получили травмы. Перед матчем с «Сакраменто» тренер в раздевалке написал план на игру и фамилии стартовой пятерки. Смотрю, я среди них самый высокий. Потом Макмиллан (наставник «Портленда». – Прим. ред.) мне объявляет: «Ты действуешь против Бреда Миллера«. Я очень удивился. Говорю: «Но ведь это же центровой». «Все правильно, ты играешь против центрового», – отвечает тренер. Несколько матчей так провел.

– А как же колоритный корейский пятый «номер» Ха Сен Чжин?

– Его как раз в это время отправили в фарм-клуб на две недели.

– С Шакилом О’Нилом часто сталкивались?

– В первой игре в Майами я на площадку не выходил. А вот дома да. Он, конечно, очень большой. Я и не думал, что настолько. Но когда он встал рядом, я это понял… Мне Катя, помню, говорила: «Ты под него, главное, не лезь».

– Витя едва после травмы восстановился, — продолжила Катя. – Я за него беспокоилась. «Шакил, – говорю, – большой, понял? Не лезь ты туда, есть же и у нас большие ребята. Они с ним справятся». И что вы думаете?! Первая же атака в матче, и Шак несется прямо на Витю. Мужу тогда фол дали, хотя он и не нарушал ничего… И так всегда: вечно он сталкивается с большими, а потом домой приходит, ушибленные места потирает.

«ЗА МАЙКИ И СВИТЕРА У НАС ШТРАФУЮТ»

– В НБА в этом сезоне ввели дресс-код. Расскажите об этом.

– Эта штука заключается в том, чтоб одеваться не абы как, а с умом. Перед игрой, будь добр, подумай, в чем появиться в народе. Не обязательно носить дорогие костюмы. Пусть это будут джинсы, но никак не спортивные штаны. Под запретом, например, брюки в сочетании с кроссовками. А у нас в команде еще строже – в спортивной форме нельзя и в самолет войти.

– Кто-нибудь в «Портленде» попадался на нарушении дресс-кода?

– Бывало. Особенно страдают незаявленные на игру баскетболисты. Им-то тяжелее всего приходится: нужно приходить в зал в строгих костюмах. А наденешь свитер – бац! – предупреждение от руководства НБА приходит. Еще раз попадешься – штраф. Причем его накладывает не клуб, а сама лига.

– У вас с этим были проблемы?

– Ну что вы. Я всегда одет с иголочки (смеется).

– Кто в клубе слывет самым большим модником?

– У нас особо выделяются Себастьян Телфер и Дариус Майлз.

– В общем, если б вы пришли на игру, как сюда к нам, вас бы оштрафовали? (на Викторе была майка с портретом друга Дениса Хлопонина, форварда питерского «Динамо». – Прим. ред.)

– Непременно! Но некоторые все равно умудряются приходить на матчи в футболках.

– Денис – ваш лучший друг в России?

– Да. Часто звоню ему. Болею за его «Динамо».

– В прошлом году на «Прямой линии» в нашей редакции вы говорили, что попросили руководство клуба установить в самолете спутниковый Интернет. Получилось?

– (Смеется.) Нет. В принципе такое возможно, но руки у руководства до этого так и не дошли. Ну и ладно. В самолете можно ведь и музыку послушать, и поспать.

– Кто самый принципиальный соперник «Портленда»?

– Команды из нашего штата — «Детройт» и «Сиэтл». И почему-то «Лейкерс», с которыми у «Портленда» давние счеты. Иногда на трибунах появляются пожилые болельщики, которые помнят о начале этого противостояния.

– В Портленде по-прежнему боготворят Сабониса?

– Еще как. Бывает, прямо на улице ко мне подходят американцы и спрашивают, не поеду ли я в Литву, не буду ли играть там, не встречусь ли с ним. Даже приветы передают: «Я, мол, Джеймс, Арвидас должен меня помнить, я у него автограф брал».

– «Блейзерс» в городе популярны так же, как в начале 90-х, когда они дважды играли в финале?

– Думаю, уже меньше. Но на каждую игру приходит минимум по 15 тысяч зрителей. Один раз, помню, в Портленде пошел снег – там это стихийное бедствие, сразу закрываются аэропорты, магазины, рестораны. Но даже в такую погоду люди собрались в «Рос Гардене» (домашняя арена клуба. – Прим. ред.).

 ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

«КИРИЛЕНКО НИКОГО НЕ ЛОМАЛ»

– Как считаете, кто станет чемпионом НБА в этом сезоне?

– Я ставлю на «Даллас»!

– А я на «Сан-Антонио»! – Катя оспаривает мнение супруга. – Подумаешь 1-3 уступали. Отыграются еще!

– Все равно получите от Дирка! – семейный спор разворачивается прямо на глазах у журналистов. – К слову, мы-то с «Маверикс» как раз на равных бились. Проигрывали лишь в концовках.

– «Даллас» – команда одного Новицки?

– Совсем нет. Просто в ней есть яркий лидер. Но и Джэйсон Терри, и Джош Ховард, и Джерри Стэкхауз играют великолепно.

– Составьте символическую пятерку лучших игроков НБА этого года.

– ЛеБрон Джеймс и Новицки будут у меня в нападении, Стив Нэш и Аллен Айверсон — защитники. Ну а под щит поместим Шака – куда ж без него (смеется).

– Яо Мин сильный баскетболист или его грамотно раскрутили?

– Еще какой! Для своего роста (222 см. – Прим. ред.) он очень подвижен, может один на один обыграть, у него прекрасный бросок. Наши центровые тоже не карлики, но от Мина чуть не плачут. А уж если еще Трэйси Макгрэди на площадке — вообще караул. Никакой дабл-тим (двойная опека. – Прим. ред.) не помогает. Мин откидывает Макгрэди на трехочковую линию, и тот бросает. Однажды китаец получил мяч в центре поля, обвел Шарифа Абдур-Рахима, сделал перевод за спиной, убежал в отрыв и забил сверху. Что потом творилось! Этот эпизод недели две главным хитом на ТВ был.

— Как же Кириленко его «сломал»?

— Если бы он! На самом деле это Мехмет Окур. Только Мин не сразу на скамейку сел, а побегал еще, пока не столкнулся с Андреем, на которого все и повесили.

ОДУВАНЧИК — ШПИОН

— Денег на жизнь хватает?

— У меня долгосрочный контракт, по которому каждый сезон мне полагается 10-процентная надбавка к предыдущей сумме. Однако много съедают расходы и налоги, так что особой разницы не замечаем. В России считается, что мы, переехав за океан, тут же богатеем. Где-то прочитал, что у нас, мол, миллионы на счетах. Смешно. Это не так. Машина, дом – все это покупаем или арендуем на свои деньги. Кроме того, платим и в профсоюз игроков, и в специальный фонд самой НБА.

– Общаетесь ли вы в США с русскими?

– От них даже в Америке никуда не денешься (смеется). В Портленде наших около сорока тысяч.

– Да-да-да, — подтверждает Катя. — А есть ведь и такие паразиты, которые скрывают свое русское происхождение. Смотришь – на бейджике написано «Джейсон», «Пол» или «Майкл». Но лицо славянское.

– У нас такой даже в «Портленде» есть среди ребят, подающих мячики и помогающих на тренировках. Сразу и не скажешь, что русский, – прическа у него в стиле «афро», прямо как у центрового «Детройта» Бена Уоллеса. Мы с Сергеем его сразу Одуванчиком прозвали, смеялись над ним, по-русски обсуждали его. И вот месяца через четыре, когда Сергея уже обменяли в «Сакраменто», оказывается: Одуванчик-то – русский! Стеснялся и не говорил об этом. Шпион.

«ОТ СБОРНОЙ НЕ ПРЯЧУСЬ»

– Как дела у вашего брата?

Николай, к сожалению, в этом году не играл. Сейчас он без команды, но карьеру пока не хочет завершать.

– Что в наступающем году ждать от сборной России?

– Впереди отборочные матчи. Нужно выигрывать их, ехать на чемпионат Европы, а там попадать в тройку.

– С Дэвидом Блаттом говорили о сборной?

– Говорили, но глубоко не копали. Обсуждали лишь мой приезд в команду. У нас, в России, почему-то принято договариваться об этом в феврале, хотя сборная играет осенью. А что я могу им сказать?! В НБА чемпионат в разгаре. Вдруг травму получу. Такие вещи лучше бы обсуждать в конце сезона. Некоторые говорят, мол, я не хочу играть за Россию. Хочу, и еще как. Просто все нужно вовремя обговаривать.

– Именно, — поддерживает мужа Екатерина. – Кое-кто считает, что мы даже прячемся. Но у нас ведь есть свой режим. Перед игрой Виктор всегда отдыхает, и в такие моменты мы просто не берем трубку, кто бы нам ни звонил. Кроме того, у нас же малыш.

— А еще Макмиллан запрещает пользоваться мобильными телефонами в автобусе. Эсэмэски еще можно отправлять втихаря, а за разговоры штрафуют. Но бывает и так, что звонит, например, из сборной человек, разговариваем. На другой день общаемся еще с одним. А на третий в прессе появляется, что Виктор, оказывается, «молчит», «трубку повесил». Вот ведь какая чепуха.

– Вы себя ощущаете лидером сборной?

– Да. Но не единственным, а одним из нескольких. И я понимаю, что это большая ответственность.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Виктор ХРЯПА
Родился 3 августа 1982 года в Киеве (Украина).
Рост 204 см.

Амплуа – легкий форвард.

Выступал за команды «Химик» (Энгельс) – 1999 – 2000 гг., «Автодор» (Саратов) – 2000–2002 гг., ЦСКА – 2002–2004 гг., с лета 2004-го – «Портленд Трейл Блейзерс» (НБА).
Двукратный чемпион России (2003, 2004). Самый прогрессирующий игрок чемпионата России-2000/01.

Игрок сборной России. Участник чемпионата мира-2002 (10-е место), чемпионата Европы-2003 (8-е место), чемпионата Европы-2005 (8-е место).

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?

Росомаха – один из крупных зверей семейства куньих: длина тела – 76–86 см, хвоста – 18 см, высота в холке – 35–45 см, вес 11–16, а в редких случаях 32 кг. Росомаха обладает плотным массивным телом с лапами, вооруженными мощными когтями. Морда вытянутая, с короткими круглыми ушами. Хвост короткий и лохматый. Своеобразна окраска росомахи: по темной коричневато-бурой шкуре от основания хвоста вдоль боков тянется рыжеватая или желтоватая полоса, иногда именуемая «шлеей» по сходству с деталью конской упряжи. Шея, грудь, часть спины (чепрак), конец хвоста и лапы окрашены в более темный (бурый) цвет, чем бока и голова. Обитает в тайге и тундре Евразии и Северной Америки.

Новогодние бонусы и акции букмекеров 2025  
arrow
Приз
5 000 ₽
FONBET: Роскошные призы и фрибеты 5000 рублей в Новогоднем розыгрыше
Новый бонус
13 дн. 4 ч.
Приз
20 000 ₽
FONBET: ценные призы и фрибеты до 20 000 рублей в предновогоднем розыгрыше в Telegram
Исполнение желаний
BetBoom: новогодняя акция «Ёлка желаний»
2 дн. 4 ч.
Подарки каждый день
Леон: подарки каждый день в акции «Зимний калейдоскоп»
10 дн. 4 ч.
Фрибет
1 000 000 ₽
Бетсити: фрибеты до 1 000 000 рублей за прогнозы в акции «Кибердекабрь»
2 дн. 4 ч.
Новости. Баскетбол