Золотая армия. ЦСКА стал 13-кратным чемпионом России и таким образом завершил победами все турниры, в которых участвовал в этом сезоне
БАСКЕТБОЛ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ФИНАЛ
ТРЕТИЙ МАТЧ
Химки | 75 |
ЦСКА | 81 |
В субботу ЦСКА выиграл чемпионат России. Третья в серии и тринадцатая вообще победа над «Химками» принесла армейцам тринадцатый титул лучшей команды нашей страны. Это звание красно-синие завоевывают в четвертый раз подряд. Серебряные медали, доставшиеся «Химкам», – также высшее достижение в истории этой команды.
ОТ РАДОСТИ ДАЖЕ КРЫШКУ СНЕСЛО
Этторе Мессина едва успевает отдать свой пиджак Игорю Завьялову, консультанту армейского клуба. На Этторе Мессину неумолимо надвигается Матьяж Смодиш. За тяжелым словенским форвардом следуют остальные игроки. Раз – и главный тренер ЦСКА взлетает вверх.
— Качать коуча! Качать!
Пуще всех озорничает Теодорос Папалукас. Это его фирменный трюк, как проход к кольцу через трех защитников, которые он исполнял еще десять-пятнадцать минут назад. Грек исчезает из общего хоровода, подходит к лавочке. За ней припрятана бутылка шампанского, о котором армейцы неизменно говорят: «Нет, что вы, заранее шампанского не покупали». Будто оно каждый раз материализуется из воздуха само собой.
Теодорос откупоривает бутылку – товарищи врассыпную. Президент клуба Сергей Кущенко, ставший шестикратным чемпионом России, проворно отскакивает на противоположную половину площадки. Этторе Мессина поспешно снимает галстук. Греческий разыгрывающий на этот раз милосерден. Поливает тренера, но слегка.
Капитан ЦСКА Сергей Панов, выигравший национальное первенство в двенадцатый раз, получает от президента РФБ Сергея Чернова чемпионский кубок. Трофей идет по рукам. Крышка падает на паркет. Никто этого не замечает. Армейцы веселятся, правда, не так безудержно, как здесь же в Химках, когда выиграли Кубок России. И это также слабо напоминает то, что я видела в Праге. Там не крышку, там крышу у всех снесло.
На последнюю радость в сезоне мало осталось сил. Чемпионы переоделись в синие майки, специально подготовленные для этого случая. В раздевалке, куда перемещается торжество, некоторые отмахиваются ими от сигарного дыма. На игроков, словно на расшалившихся детей, с прищуром смотрит легендарный массажист ЦСКА Аскер Барчо.
— Тринадцатый раз ЦСКА стал чемпионом России. Плохая примета, Дед? – спрашиваю у него, командного рекордсмена по числу титулов – у Барчо их тоже тринадцать.
— Нормально. В следующем году снова выиграем, и не будет никакой чертовой дюжины.
Вот эта уверенность в своих силах – и есть коренная черта ЦСКА.
ПИРАТ ГОТОВ ЛЕТЕТЬ НА РОДИНУ
В какой момент «Химки» упустили победу в этой игре? Третий финальный матч не был похож на два предыдущих. В подмосковной команде без скрипа действовала и передняя и задняя линии. Защита была такой, что армейцам порой приходилось бросать на последних секундах атаки да из таких положений, будто они акробаты, а не баскетболисты.
После броска Папалукаса, заменившего Вантерпула, счет становится 6:11. Через пару минут, выиграв отрезок 5:0, ведут уже «Химки» — 15:14 (отличается Волковыски). И – стоп, машина! Очередь ЦСКА набирать очки. Панов попадает трешку из угла – 15:20.
В середине второй четверти Ван Ден Шпигель просовывает мяч в кольцо, добиваясь десятиочкового преимущества для красно-синих.
Команды теряют бойцов. Букер получает болезненный удар по ребрам и уходит с площадки. Вантерпул нетвердой походкой двигается к лавке, он еле встал, после того как Волковыски припечатал его к полу в борьбе за мяч. Сам аргентинский центровой напарывается на локоть Смодиша, и на скамейке его лицо долго ощупывает врач.
В начале третьей четверти химчане трижды подряд результативны из-за дуги – «-1». Они усиливают давление. Поцекко и Торрес забивают с той же дистанции – 51:49. Этторе Мессина пользуется тайм-аутом. Но не берет в руки планшет, не рисует схем. Просто что-то внушает своим игрокам. И выпускает необычный Состав: Папалукас, Пашутин, Дячок, Вантерпул, Смодиш. У соперников играют Букер, Савков, Торрес, Петренко и Волковыски.
Счет сравнивает Папалукас, затем Лэнгдон, меняющий Вантерпула, попадает из-за дуги – 55:56. Такой не промажет. Вспоминаю один эпизод.
Перед вылетом на очередной матч Евролиги армейцы в аэропорту ждут объявления о посадке. Смотрят телепередачу про ковбоев. Траджан вертит в правой руке мобильный телефон. И роняет его на кафель. Аппарат рассыпается на запчасти. Лэнгдон, не отрывая глаз от телеэкрана, наклоняется, шарит рукой по полу. Собирает то, что было телефоном, и только когда заканчивается сюжет, скрепляет это снова...
Борьба продолжается. Фридзон напорист в нападении, но, увы, не столь же ловок в защите. Пашутин набирает четыре очка, Дячок — два. ЦСКА лидирует – 59:62. Остается провести последние десять минут в сезоне-2005/06.
Эх, торопливый Папалукас! Ему невмоготу, так хочется выиграть – и домой. Он ведь уже и справку своему Пирату, любимому псу, выправил, чтобы лететь в Афины. А тут, как назло, – потеря, два броска мимо цели.
И все-таки в самый ответственный момент Папалукас, словно броней прикрытый доверием тренера, все делает правильно. А его оппонент Букер, как и другие химчане, не привыкшие играть напряженные концовки с классными командами, прикрепляют одну ошибку к другой. И опоясанные собственными огрехами уходят ко дну.
«Химки» боролись до конца. Боролись красиво. Дома у них это получилось много лучше, чем в гостях. И, может, в следующем сезоне они не просто поучаствуют в трех финалах, как в этом году, а даже победят.
ПУСТЬ БАСКЕТБОЛ ОТДОХНЕТ
В субботу же чемпионы-армейцы выиграли свое право на отпуск. Возле выхода, несмотря на проливной дождь, их провожают болельщики.
— Вася, вы в команде штатный срезальщик сеток? – обращаюсь к Заворуеву, который срезал сетки после каждой победы в этом году.
— Наверное, потому, что я самый легкий. Ребята, чтобы Леху Саврасенко не поднимать, выбирают меня.
— Признаете сезон успешным?
— Нет. Я очень мало играл. Буду думать, что делать дальше. Предложений много. Пока ничего конкретного сказать не могу.
Папалукаса фанаты встречают кричалкой нараспев:
— Тео-до-рос за-бей, забей!
— Чего вам сейчас хочется больше всего? – спрашиваю, когда он перестает раздавать автографы.
— На каникулы. Хочу уехать домой. Забыть, как выглядит мяч. Пусть баскетбол отдохнет от меня.
Осторожно на костылях передвигается Никита Курбанов. В руках держит цветы.
— Правда, что во втором матче финала вы играли целую минуту с переломанной костью?
— Секунд сорок. Я чувствовал боль, но больше старался обращать внимание, как бы не пропустить или забить.
— Как матч смотрелся со скамейки?
— Непривычно. Конечно, я нервничал, будто сам был там, в игре. Но команда не подвела!
К Дэвиду Вантерпулу устремляется толпа девушек. Стараются наглядеться на него, теперь ведь не встретятся до самой осени. Вот кому будет легко переключиться с баскетбола, так это Дэвиду. У него в Америке семья, собственный бизнес. Хотя вряд ли такой сезон ему, как и всем армейцам, скоро забудется. Феерический. Лучше не бывает.