Президент ПБК ЦСКА Сергей Кущенко: Не обижайте нас сравнением с НБА!
БАСКЕТБОЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Президент баскетбольного ЦСКА Сергей Кущенко пришел в нашу редакцию на следующий день после официального закрытия сезона-2005/06. В этот год его команда поставила вечный рекорд – выиграла все три турнира, в которых участвовала, да еще регулярный чемпионат суперлиги. На «Прямой линии» армейский гость удивлял читателей и журналистов «Советского спорта» новыми и ранее неизвестными подробностями создания самого сильного в Европе баскетбольного клуба. А собеседники поражали Сергея Кущенко неожиданными предложениями.
ЕВРОПА ХОЧЕТ ВИДЕТЬ МАТЧИ ЦСКА
– Ровно год назад вы, Сергей Валентинович, сидели на этом же самом месте, и наша «Прямая линия» началась с вопроса: не стыдно ли вам за поражение в Евролиге?
– И что я ответил?
– Что очень стыдно. Теперь ЦСКА – чемпион. Остались еще эмоции от победы в Праге или это уже сухой запротоколированный факт истории?
– Эмоции только приходят. Отступает напряжение, в котором мы заканчивали сезон. Ведь золотые медали чемпионата России тоже надо было брать. Если бы мы их упустили, никогда не простили бы себе этого.
– Здравствуйте, это Сергей Кущенко? С вами разговаривает Александр Бодриан из Москвы. Я давний поклонник ЦСКА. Очень хочу вас поздравить со всеми четырьмя трофеями, выигранными в этом сезоне…
– Спасибо большое, что сказал четыре! Молодец! Первое место.
– И вопрос: вам победы еще не приелись?
– Это невозможно! Другое дело, что впервые за много лет мы одержали по-настоящему большую, оглушительную победу. Теперь нам придется искать мотивацию, чтобы остаться как минимум на том же уровне. Для нас это будет в новинку.
– После победы футбольного ЦСКА в Кубке УЕФА команду принимал Президент России. А баскетбольный ЦСКА – нет…
– Нас Владимир Путин поздравил. Для баскетбола это очень много. Хоть мы и приближаемся к футболу, но они все равно впереди, даже когда проигрывают. Пока ничего с этим не поделать.
– Очень люблю ЦСКА, – оставил на сайте «СС» сообщение Максим из Рязани. – Наш земляк Сергей Панов – великий баскетболист. Вы с командой и кубками собираетесь по России кататься?
– Кубок за победу в Евролиге мы застраховали – спасибо нашему спонсору компании «Росно». Поэтому отпускаем его в путешествие. Трофей уже побывал, кстати, в Рязани. После этого отправился с Алексеем Саврасенко в Краснодар. Володя Дячок, наверное, возьмет его в Сургут. Часть офисной команды со мною и кубком поедет в Пермь. Все по-настоящему.
– Кроме славы, какие еще доходы получил ваш клуб от европейской победы?
– За само чемпионство – небольшую сумму. В основном за участие и продвижение по сетке Евролиги. В целом около двух с половиной–трех миллионов евро. Плюс за победу мы получим от компании «Найк» небольшой бонус.
– Значит, этот сезон выдался более прибыльным, чем предыдущий?
– Скажем так: он менее затратный. Мы же не проводили «Финал четырех». Но каждый год, увы, растут аппетиты наших «друзей» агентов, цены на игроков и стоимость проведения соревнований. Трудно угнаться. Надеюсь, что появятся новые доходные позиции. В Италии, Испании, Греции заинтересовались, как же лучший клуб Европы играет в своем родном чемпионате? Запросили права на трансляции матчей плей-офф российского первенства.
БЫЛО ОБИДНО, ЧТО МЕССИНА ТАК ДУМАЕТ
– Вас лично в начале сезона сильно ругали за селекцию. Хоть кто-нибудь извинился, после того как ЦСКА выиграл Евролигу?
– Ни один!
– А прошлым летом в списке Этторе Мессины были игроки, которых вам не удалось купить?
– Немножко иначе было. Мы с новым тренером много общались по телефону, летали друг к другу. Говорили о философии коллектива. Когда поняли, что собираем не коллекцию игроков высочайшего уровня, а команду, которая будет жить, как одна семья, стали думать: кого же брать – Вантерпула или Торнтона? Оба хотели к нам. Мессина видел их в итальянском чемпионате. Он рассказал мне про Дэвида, но предупредил: «У него оперированное колено, с которым надо работать».
И вот приезжает к нам Дэвид: совершенно разобранный, с мая месяца с ним не занимался никто. Потом, уже в октябре, он сидел у меня в кабинете. На столе передо мной лежало резюме, где было написано: полностью восстановится через три месяца… И мы все равно решили его оставлять. Получился ключевой игрок. Как он сезон отработал – сказка! После победы в Праге Дэвид плакал и благодарил за то, что в него поверили.
– Ваши принципы работы многим кажутся диковинными. Помните, как в середине сезона Этторе Мессина сказал: «Я опасался, что после наших неудач зайдет речь об отставке, и счастлив, что этого не произошло». Как вы дали почувствовать тренеру, что по-прежнему доверяете?
– Мы не говорили об этом, но я что-то такое чувствовал. Было странновато, даже обидно, что он так думает обо мне. Да, получился клубок из нескольких поражений: «Панатинаикосу», «Монтепаскам», Питеру… Но мы уважающий себя клуб, а не какая-нибудь контора в футбольной Греции. Там проиграли в дерби, тут же тренера долой, на его место берут нового.
В ЦСКА принято судить о работе по итоговому результату. Этторе еще ничего не успел создать. В тот момент нужно было только обсуждать ситуацию и решать, что делать дальше. Я пытался ему дать понять: буду ждать, когда мы начнем играть в свою силу, и где надо, я тебе помогу.
С Душаном Ивковичем сразу после московского «Финала четырех» тоже была история. Совет директоров настаивал на том, чтобы его снять. Но это же невозможно было – мы не закончили сезон. Я отстаивал Ивковича. Команда тем и сильна, что люди горой стоят друг за друга, не когда все хорошо. Вон мы победили, мой телефон кипел. А когда проиграли, два звонка от друзей – и все…
– Добрый день, Вячеслав Палыч беспокоит. Я вам задаю вопросы с того дня, когда вы начали работать в ЦСКА. Скажите, пожалуйста, насколько изменится состав ЦСКА на следующий сезон. Как насчет Холдена?
– Костяк команды сохранится. Мы уже внесли коррективы в контракты Вантерпула, Лэнгдона, Холдена. Несколько месяцев назад Джей Ар мне сказал: «Думаю, что еще на год-два можно продлить контракт с ЦСКА. Наверное, здесь закончу карьеру».
Саня-мудрый (по Интернету): – Что будет с Томасом Ван Ден Шпигелем?
– Многое зависит от того, какое решение примет Сергей Панов. Останется он, уйдет или перейдет на другую работу в нашем же клубе.
– Алло, это Вика. Дэвид Андерсен будет выступать за ЦСКА?
– 85 процентов за то, что Дэвид продолжит играть в нашей команде. Может, ему привет от вас передать? Вдруг эта маленькая деталька окончательно подтолкнет его к тому, чтобы ехать не в США, где он задрафтован «Атлантой», а в Россию. Он вообще-то любит нашу страну.
– Возможно ли вернуть Сергея Моню, и нужен ли он ЦСКА?
– Сергей выбрал свой путь и будет пытаться закрепиться в НБА. У него действующий контракт с «Сакраменто».
ТОВАРИЩ МЛАДШИЙ СЕРЖАНТ
– Добрый день, Сергей Валентинович! Можно от родителей детей, которые занимаются в хоккейной школе, попросить вас, как начальника ЦСКА? Обратите внимание, взимаются большие деньги, чтобы ребенок играл в основном составе.
– Понятно. До проверки детских хоккейных школ ЦСКА мы пока не добрались. Но обещаю вам, что выясним все с этим связанное.
Кочегар (по Интернету): – Скажите, в обозримом будущем хоккейный ЦСКА сможет вмешаться в борьбу за медали? Известные игроки, как Мозякин, уходят. На их место приходят доигрывать.
– Селекцией должны заниматься непосредственно в клубе. На мой взгляд, оставлять Мозякина рядом с людьми, которые будут получать в три-пять раз меньше… Эта химия команды, извините, никуда не годна.
Попытаемся в этом году кое-что сделать по-новому в хоккейном клубе. Там надо организовать спортивную часть, привлекать зрителей, работать с телевидением. А то смотришь картинку: камера блуждает, все серое – такой колхоз… Это ведь тоже надо правильно подавать. Целая наука.
– Какая у вас роль в работе ПФК ЦСКА?
– Никакая. Молодые игроки готовятся на базах «большого» ЦСКА – в основном соприкосновения такого рода. Идея моей новой работы в том, чтобы через профессиональные клубы поднять бренд ЦСКА высоко-высоко. Потом привлекать большие средства для обеспечения армейского спорта. Конкуренция между обществами нынче огромная: между армейским, динамовским, остальными. Ее нужно выдерживать.
– А какое вы, начальник ЦСКА, имеете воинское звание?
– Младший сержант, по-моему.
– Насколько далеко простираются ваши амбиции? Чего хотите достичь лично вы?
– В данный момент очень хочу хотя бы пару недель отдохнуть. После этого – только работа. На должности в «большом» ЦСКА для меня важно четко поставить цель. Спортивная составляющая этой работы понятна всем. Что же касается экономики, то надо учиться эффективно управлять государственным ресурсом. Государство четко дало понять, что развитие массового спорта, спорта высоких достижений – один из приоритетов всей спортивной стратегии.
Сейчас крайне благоприятная для нашего спорта ситуация – он финансируется как государством, так и отечественным бизнесом. Так вот, надо учиться эти средства не просто тратить. Нужны менеджеры, способные четко понимать, что сюда надо вложить сто рублей, а сюда миллион. И тогда завтра мы получим уже не 17 миллионов занимающихся спортом в стране, а 20. И медалей на Олимпиаде у России будет еще больше.
Поэтому в ЦСКА для меня очень важна организация работы детских школ. Помогать ребятам готовиться к чемпионатам мира, олимпиадам, поддерживать их там, работать исключительно с россиянами – это совсем другое, чем в профессиональном баскетбольном клубе ЦСКА.
– А перед кем будете отчитываться за результаты? Кто ваше руководство?
– Страна. Министр обороны. Болельщики.
– Вы читаете лекции в университете. Не собираетесь открыть свою бизнес-школу?
– Когда, уважаемый? Поспать некогда. А вот книгу про свою жизнь начал писать.
ПАПАЛУКАСА – В ХОРОШИЕ РУКИ. СПОНСОРСКИЕ
– Сложнее всего решить проблему Теодороса Папалукаса. В Европе он прочно занял место Ясикявичюса. Им интересуются «Барселона», «Реал» (Мадрид), греческие клубы. Его контракт имеет выход в НБА. Готовы мы эту звезду оставлять или нет? Хотя мы уже изо всех сил пытаемся.
Сам он тоже пока раздумывает. У него есть несколько личных проблем – недостроенный дом в Греции, необустроенная личная жизнь, потому что его девушка живет и работает в Афинах. Да и греку крайне тяжело пятый год жить в России.
– А кто в нынешнем ЦСКА самый высокооплачиваемый игрок?
– В прошлом сезоне, наверное, был Смодиш. Если останется, будет Папалукас. Но разница между всеми основными игроками совсем ничтожна.
– В этом году приходилось вносить в контракты новые пункты, связанные с регламентом? Помните, в прошлом сезоне это заставил сделать Андерсен, разбивший машину? Еще в Перми вы вписывали пункты, запрещающие носить скользкую обувь в зимнее время.
– Папалукас просит внести ему разрешение не летать во Владивосток. Не любит он этого делать. Но я ему говорю: «Тео, мы не можем быть отдельно от команды. А то Смодиш скажет: «У меня спина болит, я тоже летать не хочу».
– Из каких источников финансируется ЦСКА? Нынешние болельщики – состоятельные, могут поддержать любимую команду. Как преодолеть барьеры, чтобы предложения доходили максимально быстро?
– (Удивленно.) Я впервые получаю звонок с предложением обсудить помощь клубу. Финансируется баскетбольный ЦСКА несколькими компаниями. Самая крупная – «Норильский никель». Но если у вас есть конкретные идеи, добро пожаловать для обсуждения в наш офис. Нам необходимо оставить в клубе нескольких игроков. Например, могу предложить стать специальным спонсором Папалукаса, о судьбе которого волнуется чуть ли не каждый наш болельщик.
ФАНАТЫ ПОЛУЧАТ СКИДКИ НА КЕЛЬН
– Александр из Москвы. У меня вопросик про табло. Несколько лет назад ходили слухи, что в УСК ЦСКА повесят куб. Такой, как мы видели на Sazka Arena….
– Вы были в Праге?
– Был, конечно. Все видел.
– Большое спасибо за Прагу!
– (Растроганно.) Старались как могли.
– По поводу куба. Зал УСК для нас родной, но мы не планируем обширных инвестиций в переоборудование помещения, которое является далеко не современным… Наши планы сводятся к тому, чтобы создать новую арену на Восточной улице. В июле должен быть защищен проект. Ожидаем старта.
– И через два года построят?
– Надеемся. Наш анализ говорит, что уже сегодня на топовые матчи Евролиги и чемпионата России к нам могут прийти тысяч десять зрителей.
– «Финал четырех» прошлого года, что проходил в «Олимпийском», показал, что нет у нас этих десяти тысяч.
– Пять мы всегда имеем. Те две тысячи, что были с нами в Праге, – это настоящие наши болельщики. Мы с ними одной крови. Еще три ходят к нам потому, что привыкли. Остальных надо привлекать. Человек приехал к дворцу, свободно припарковал машину, привез с собой ребеночка, все четыре четверти ест поп-корн, общается в секторе. Причем рядом с ним сидят люди, равные по социальному положению, по интересам. Тинейджеры в одном месте, пенсионеры – в другом, читают «Правду» и так далее. Вот какой подход должен быть.
– Очень классно! Как в НБА.
– Нет-нет! Не обижайте нас. Это наше ноу-хау. Мы сами все разработали.
– Второй вопрос: когда и почем будут билеты на матч с «Клипперс», который состоится осенью?
– Сейчас впервые через «Советский спорт» обозначу идею: люди, которые были с нами в Праге, получат льготы и на московский матч с «Клипперс», и на поездку в Кельн. В ближайшие недели доработаем программу и выложим информацию.
– Это из Питера звонят. ЦСКА приедет на «Мемориал Белова – Кондрашина»?
– Мы ждем, чтобы организаторы турнира определились с составом. Есть сильный клуб – питерское «Динамо», который может в нем участвовать. Имена остальных команд очень важны. Это будет уже серьезная предсезонка, и они должны соответствовать нашему уровню.
СОПЕРНИКАМ – ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО
– Дэвид Андерсен сообщил, что в новом сезоне он будет счастлив соперничать со столичным «Динамо» не только в чемпионате России, но и в Евролиге. А вам участвовать в этом противостоянии радостно?
– Две российские команды выступали в Евролиге, когда мы были там с «Урал-Грейтом», и еще играл ЦСКА. Нас повсюду, даже в российской глубинке, встречали аншлаги. Теперь будет то же самое. А уж соперничество самих клубов друг с другом – просто сладкий пирог. В прошедшем сезоне на наших встречах с динамовцами обстановка была, хоть прикуривай: все страстно, накалено. Это же кайф! Как говорил Александр Яковлевич Гомельский, соперникам в церкви нужно ставить свечку. Им отдельное спасибо за то, что в этом сезоне нас приколачивали и мы становились сильнее.
– Что нужно сделать, чтобы наш российский чемпионат стал сильнейшим в Европе?
– Первое: уважать друг друга. Собраться, сесть, обсудить общие беды, вопросы. Признать: мы идем правильным путем, потому что у нас есть результаты. Только вместе мы сможем осуществить гигантский шаг вперед. Мы же воюем: кто с судьями, кто с системой. Начинаем говорить, что во всем виноват…
– Чернов.
– Да, например, Чернов. Но вы поймите, что при Чернове все изменилось, пошли инвестиции, регулярные трансляции, чемпионат стал интересен в Европе. Разве не видно, что именно этот человек примиряет всех, находит баланс? В прошлом сезоне было много недовольных календарем внутреннего первенства. Его составили с учетом пожеланий команд, которые играли в европейских турнирах. И посмотрите, какие результаты!
Да, многие клубы в Европе валятся из-за того, что там нет такого дифференцированного подхода, как у нас. «Маккаби» всегда имеет то расписание, которое им удобно. И у нас должны учитываться интересы ЦСКА, столичного и питерского «Динамо», «Химок». С нашими расстояниями мы не можем полететь сначала во Владивосток, а через два дня в Афины. Если так случится – все, аминь, мы заканчиваем играть.
Второе: следует предложить всем открыть бюджеты. Лига не должна быть полуподпольным предприятием.
Еще надо поднимать судейство. Хороших арбитров у нас восемь-девять. Невозможно, чтобы они обслуживали все матчи. И они люди, они ошибаются. Я вчера ночью посмотрел, как играл «Финикс» с «Далласом». Там такие свистки поразительные! На повторе видно: человек даже не касается. Ключевой момент. Судья дает свисток. Значит, занял неправильную позицию. А он там самый крутой.
Или в Праге. Я же рядом с боковой линией сидел, видел: Паркер забил нам, на целую стопу заступив за площадку. Три очка. И что я должен был, как президент клуба, пойти сказать: «Ты что, вообще индеец? Отдавай нам обратно три очка». Идет финальный матч. Этих трех очков нам может в конце не хватить. Но понятно же, что он не отменит свое решение. Кроме штрафа в 15 тысяч долларов, я ничего не добился бы.
В России же ищут заговоры и врагов. Вот это может разрушить все созданное, что сегодня есть.