Форвард «Чикаго» и сборной России Виктор Хряпа: Сыграю в команде Джордана!
БАСКЕТБОЛ
МЕЖСЕЗОНЬЕ-2006
Виктор Хряпа сегодня присоединился к сборной России и вместе с командой отправился в Литву на Суперкубок федераций. А в день отъезда форвард клуба НБА «Чикаго Булз» дал эксклюзивное интервью корреспонденту «СС» и сам начал разговор.
– Перемен в жизни много. Вот к национальной команде присоединился. Наконец-то ребят увижу. Особо буду рад встречи с Сергеем Моней. Нас ведь часто называли неразлучными, но вот в последнем сезоне мы расстались.
Действительно пути этих двух баскетболистов постоянно пересекались. Сначала Хряпа и Моня играли в Саратове, затем синхронно перебрались в ЦСКА. В НБА первым уехал Хряпа, но уже через год к нему в Портленд примчался друг Сергей. И только в этом сезоне «близнецов» разлучили. Моня в середине сезона был обменен в «Сакраменто Кингз», а Хряпа отправится в команду-легенду из Чикаго.
СЕЗОН ОТЫГРАЛ НА ТВЕРДУЮ «ПЯТЕРКУ»
– Виктор, как оцениваете свой сезон в НБА?
– По какой шкале (смеется). Если по пятибалльной, то поставил бы себе твердую «пятерку». Год был очень сложным, и его необходимо было пережить. Началось для меня все не так уж удачно, на старте почти не играл. Но потом тренер стал доверять мне, я выходил в стартовой пятерке и закончил сезон на мажорной ноте.
– Почему, на ваш взгляд, не заладилась игра у вашего друга Сергея Мони? В чем причина его обмена в «Сакраменто»?
– Вот тут получилось все наоборот. Моня, не успев приехать в Америку, стал попадать в стартовый состав. Это я не из зависти говорю. Наоборот, я был просто счастлив, когда Серега оказался в «Портленде». Ведь до этого у меня фактически не было друзей в США. У Мони игра очень даже шла, но при этом команда никак не могла выиграть. Естественно, главный тренер Нэйт Макмиллан искал причины и решил изменить состав. Так Сергей оказался на скамейке. А у «Портленда» дела наладились, и Макмиллан решил победный состав не менять. Потом Серега перестал попадать даже в заявку. Расстраивался страшно, но я ему объяснял, мол, это ничего, тут ко всему нужно быть готовым. Хочу пожелать ему удачи в следующем году.
КОМПЛЕКСА «ЧИКАГО» НЕТ
– Когда вы узнали, что вас обменяют в «Чикаго»?
– В конце июня, сразу после драфта. Не могу сказать, что эта новость меня сильно обрадовала. Но ничего не поделаешь: Чикаго, так Чикаго.
– А скажи вам кто лет десять назад, что будете играть в клубе великого Майкла Джордана, поверили бы?
– Тогда – точно нет, а сейчас мне уже и не так важно, кто в этой форме творил чудеса. Главное, чтобы пошла игра. К новой команде нужно приспосабливаться, как и к другому городу. Но трудности меня не пугают. Наоборот, гораздо приятнее их преодолевать. Надеюсь, что «Чикаго Булз» станет моим клубом. По крайней мере, хоть в плей-офф начну попадать (улыбается).
– В чем причина столь неудачного выступления «Портленда»?
– Все очень просто. Лидеры, на которых рассчитывал Нэйт Макмиллан, провалили сезон. Мы долго искали свою игру, но так и не смогли ее найти.
– Велика разница между баскетболом в Европе и в Америке?
– В Европе все совсем по-другому. Я не скажу, что клубы НБА сейчас на голову сильнее европейских – дистанция с каждым годом сокращается. Просто в США совсем иной баскетбол. Здесь неважно, на какой секунде атаки ты будешь бросать по кольцу, если открыт – вперед. Никто тебе слова не скажет, и тренер даже похвалит. А у европейских наставников основа основ – комбинация. Если ты не сыграл по установке, то обязательно получишь нагоняй. Сказанное, кстати, не означает, что в НБА баскетбол «бей – беги».
– Можно сказать, что вы освоились в Америке окончательно?
– Как будто жил здесь всю сознательную жизнь. Чувствую себя очень комфортно, нет никаких проблем.
– Могли бы навсегда остаться в Штатах?
– Ну уж нет! Русскому человеку всегда хочется домой. Тянет в Россию сильно. Но работа, есть работа. Столько баскетболистов мечтают о НБА! Хочу поиграть здесь подольше. Ну а когда придет время уйти на пенсию, то вернусь в Россию. Но надеюсь, что это случится не скоро (смеется).
НА ЛЫЖАХ МНЕ КАТАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО
– Ваша супруга довольна условиями в США? С кем вы проводите время? Успели обзавестись друзьями?
– Жена не жалуется, слава богу, все в порядке. Конечно, общаюсь с ребятами, которые играют в НБА и НХЛ. С тем же Ильей Ковальчуком. Встречаемся с эммигрантами из России, которые живут в Америке больше десяти лет. Часто ходим вместе в кино, боулинг. В полуторах часах езды от Портленда горы, поэтому выбирались на лыжах кататься. Только вот, к сожалению, мне нельзя было к ним присоединиться. В контракте запрещены экстремальные виды спорта. Горные лыжи в том числе.
– Если не секрет, что еще включает в себя «запретная зона»?
– Все, что связанно с риском получить травму. Нельзя прыгать с парашютом, кататься на водном велосипеде, даже мотоцикл нельзя водить. Видите, какая нелегкая жизнь у игрока НБА (смеется).
– Как часто общаетесь с другими россиянами, которые играют в Америке?
– Про Моню спрашивать не надо. Мы все время на телефоне. С Подкользиным и Королевым, как минимум, раз в неделю созваниваемся. А вот с Кириленко – отдельная история. Дело в том, что мы по Интернету постоянно бьемся в компьютерную игру «War Craft», сражаемся вместе в одной команде или с живыми людьми, или с самой машиной. Потому перезваниваемся на дню по 10 раз. Выбираем тактику на бой.
– И как успехи?
– Потрясающие. Играем уже год, а до сих пор не надоело. Это основное занятие в свободное время. На втором месте книги и российские фильмы.
ДАЖЕ ДУМАЮ НА АНГЛИЙСКОМ
– С английским подружились только на баскетбольным уровне или уже мыслите на этом языке?
– Когда приехал в США почти не знал языка. В школе учил немецкий, так что пришлось начинать с ноля. Сейчас уже отлично владею языком. Когда долго не говорю по-русски, начинаю даже думать на английском. Ловлю себя на этой мысли, очень удивляюсь. Ведь в Америке я всего два года.
– Ну а немецкий не забыли?
– В школе у меня была «пятерка». Так что говорю нормально.
– То есть могли бы окликнуть Дирка Новицки на его родном языке?
– Почему нет? Абсолютно спокойно.
– Общались с ним по-немецки?
– Пока не было возможности.
– Вам не обидно, что ЦСКА выиграл Евролигу без Виктора Хряпы?
– Если честно, есть немного. Я два раза выходил в «Финал четырех», Моня – три. В результате выиграли без нас. А еще завидно (улыбается). Но если серьезно, безумно рад за ребят. Особенно за россиян: Захара Пашутина, Сергея Панова, Алексея Саврасенко, Никиту Курбанова, Владимира Дячка. Они просто молодцы.
– Вы смотрели трансляции из Праги?
– Да, включил рано утром телевизор. К началу не успел, но самое главное успел увидеть. Матч ЦСКА – «Маккаби» стал настоящим украшением Евролиги.
НУЖНА ПОМОЩЬ ПОД ЩИТАМИ
– Что можете сказать о новом тренере сборной России Дэвиде Блатте?
– Время покажет. Но я точно знаю, что это настоящий профессионал. Следил за его работой в питерском «Динамо». Считаю, что он принесет пользу российской сборной.
– С каким настроением вы ехали в команду?
– Очень хочется что-то выиграть с Россией. Считаю, что у нас перспективная команда. Просто катастрофически не везет. Пройди мы на чемпионате Европы четвертьфинальный барьер и обыграй греков, могли бы стать чемпионами. Но не судьба. Однако перспективы у сборной очень хорошие.
– Есть у сборной слабые места?
– Естественно, третий номер (Хряпа сам играет на этом месте). Кириленко, Моня, Королев, Дячок, я. Кого бы еще позвать на помощь (смеется)? Беспокоят разыгрывающие. Ну и, конечно, Лехе Саврасенко под щитами помощь нужна.
– Когда же мы, наконец, сможем победить на чемпионате Европы?
– Если попадем туда, обязательно постараемся выиграть.