Как Папа стал Папой
ПОМНИМ
Ровно год назад от нас ушел мэтр отечественного баскетбола Александр Яковлевич Гомельский. Но сегодня не хочется говорить о грустном. Папа, как называли его все баскетбольные люди, был очень жизнерадостным человеком, с превосходным чувством юмора. Более чем за 77 лет славной жизни с Гомельским произошло много курьезных случаев, о которых знают только избранные люди. Старший сын Александра Яковлевича, эксперт «Советского спорта» Владимир Гомельский делится самыми интересными историями из жизни Папы.
ТОЛЬКО НЕ ВЫГОНЯЙ!
Кажется, что Александра Яковлевича Гомельского всегда называли Папой. А вот откуда появилось такое редкое и доброе прозвище, знают не многие. Во всем виноваты я и мой родной брат Саша. В 1968 году отец взял всю нашу семью на сборы национальной команды, которая готовилась к Олимпиаде в Мехико. Дело происходило на турбазе Министерства обороны в городе Кудепста, что между Сочи и Адлером. Мы с Сашей смотрели на тренировки, бегали, играли. И постоянно мы кричали:
— Папа, сделай то, сделай се, дай мяч, подойди.
Как-то в выходной день мы с отцом и Сашкой отправились в местное кафе побаловать себя шашлыками. Заходим – и тут я вижу, как отец начинает меняться в лице: глаза холодеют, руки сжимаются в кулаки… За столом – теплая компания грузинских баскетболистов: Зураб Саканделидзе, один из основных кандидатов на поездку в Мехико, Леван Мосиашвили и Миша Коркия, для которого это – первое приглашение в сборную. Ребята выпивают сухое вино, наслаждаются шашлыками, в общем, нарушают режим!
Зураб и Леван стоят спокойно, понимая, что ничего не изменить, а вот Коркия весь затрясся – и шепчет:
— Папа, что хочешь делай, только не выгоняй!
На следующий день история облетела сборную, а через несколько месяцев и весь Советский Союз. Так Александр Яковлевич стал всесоюзным Папой.
ПРОКОЛОТЫЕ ШИНЫ
Как-то ЦСКА сидел на сборе под Берлином, в местечке под названием Вюнсдорф. В трех километрах от базы в лесу располагалось очень красивое озеро. Папа, как всегда, изнурял нас бегом. Только проснулись – и вперед до озера. Там делали интенсивную зарядку – и рысью назад. Мы во время пробежек начали хитрить: прятаться по кустам, срезать дистанцию. Папа решил контролировать нас на велосипеде. То обгонит группу, то отстанет немного. Нам такой расклад, естественно, не нравился – и мы гадали, как избавиться от такого присмотра. И придумали!
Велосипед отец хранил в вестибюле гостиницы, но, несмотря на то что там постоянно находились дежурные солдаты, мы спустили колеса! Утром Папа достал велосипед – и сразу все понял. Месть была страшной. Через 10 минут он вернулся за рулем мотоцикла с коляской и скомандовал: «За мной!»
ГОЛОДНЫЙ ЭНДЕН
Как-то поехала сборная СССР в турне по США и должна была сыграть 12 матчей. Когда СССР повел в серии 9-1, руководство сборной решило выдать деньги на питание наличными. И пусть каждый решает, как ему кормиться.
В очередном матче американцы классно играют, а наша стартовая пятерка еле ползает. Эстонец Хейно Энден не может поймать мяч, совершает потерю, свободно бросает по кольцу, а мяч не долетает до дужки! Папа в ярости, орет на весь зал, требует мгновенных объяснений. Наши возвращаются в защиту, а одессит Александр Белостенный говорит:
– Александр Яковлевич, не кричите вы на него, он уже два дня ничего не ест!