Пан обещал не пропадать. Капитан ЦСКА Сергей Панов завершил карьеру игрока, но остался в баскетболе

БАСКЕТБОЛ
СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ
Сергей Панов был последним из могикан. С его уходом закрылась еще одна страница баскетбольной истории. Ведь он оставался единственным из замечательного поколения 90-х, кто продолжал выступать на самом высоком уровне. Панову удалось собрать максимальное количество наград. А венцом его карьеры стала победа в Евролиге вместе с ЦСКА.
РОКОВАЯ ВСТРЕЧА
Панова можно не любить и даже ненавидеть. Характер у него непростой. Если не в настроении, может и послать подальше. Панову можно завидовать – добился он многого как в баскетболе, так и в жизни. Но однозначно – нельзя не уважать.
Боец до мозга костей, никогда не щадил себя. На площадке Сергей бился до последнего. Для него не существовало авторитетов. И на тренировках он всегда работал до седьмого пота. Режим, в отличие многочисленных друзей-товарищей, нарушал крайне редко. Может быть, в этом и причина его спортивного долголетия…
Помню, как в далеком 1998 году Панов невольно помог мне ступить на путь спортивной журналистики. В Афинах тогда проходил чемпионат мира. Волею судьбы мои родители переехали в Грецию, а я мечтал о Москве и журфаке. Утром писал заметки в русскоязычной газете, вечером подрабатывал официантом в одном из ресторанов. Перед полуфинальным матчем Россия – США в этот ресторан зашли Панов и Михаил Михайлов. Разговорились, познакомились. Парни оказались компанейскими, в конце вечера в качестве чаевых я получил билет на финал.
После этого матча, в котором наши проиграли в драматичной концовке всего два очка, мое сердце было отдано баскетболу. Приехав осенью в Москву, я не пропустил в том сезоне ни одной игры ЦСКА, в составе которого блистал Сергей Панов…
РЕШЕНИЕ ДАЛОСЬ ЛЕГКО
– Сергей, вот и пришел момент расставания с большим баскетболом. Уже можно оглянуться назад. Есть желание?
– Абсолютно никакого. Я всегда смотрю только вперед. Сейчас думать и рассуждать о своей карьере игрока не имеет смысла. Жизнь продолжается.
– Может быть, просто еще не осознаете до конца своего ухода… Закончится отпуск – и вы не поедете на предсезонные сборы. Не будет тренировок, матчей, финалов, побед…
– Поверьте, мне это решение далось легко. Я знал, что буду делать дальше. Есть конкретная цель – хочу работать с детьми. У меня ведь есть своя баскетбольная школа «ПАНтерра». Так что дел впереди много.
– В какой момент вам захотелось открыть эту школу?
– Во время отборочных матчей чемпионата Европы 2005 года. Тогда стало ясно, что за сборную России просто некому играть. Ситуацию должны были спасать ветераны Панов и Карасев. Вот и решил, что пора всерьез заняться молодежью. Посмотрите, ведь в Литве уже давно есть школы Марчюлениса и Сабониса. И каждый год кто-то из их воспитанников попадает в национальную сборную.
– Будут ли работать в школе известные специалисты?
– Уже трудятся. Мы хотим объединить усилия вместе с армейским клубом. Будет помогать Евгений Пашутин. Он как тренер сборной заинтересован в новом талантливом поколении… Один из моих бывших партнеров по ЦСКА и сборной России Игорь Курашов уже дал согласие. Думаю, список будет расширяться.
– А иностранцы?
– Они тоже есть. В прошлом году в «ПАНтерре» работал один серб. А сейчас их уже четыре!
– Серьезные тренеры?
– У сербов всегда все серьезно. Один из них даже с национальными сборными младших возрастов работал.
– Как отнеслись в ЦСКА к вашему решению уйти?
– Все меня прекрасно понимают. Рано или поздно нужно уходить. И лучше сделать это красиво. В этом году осуществилась моя давняя мечта – ЦСКА выиграл Евролигу. Прибавим сюда еще победу в чемпионате и Кубке России.
– Евролига, получается, стала венцом карьеры. Что чувствовали, когда раздалась финальная сирена в матче с «Маккаби»?
– Тогда было какое-то опустошение. Сразу не мог оценить, что мы все-таки сделали это… В раздевалке даже слеза прошибла. Все-таки так долго шли к этой победе. С пятого раза удалось взять вершину. Все серии рано или поздно заканчиваются. У меня и ЦСКА завершилась черная полоса в «Финалах четырех». И я рад, что это случилось именно в этом году.
– Но в послематчевых интервью вы говорили, что не собираетесь уходить, что хочется обыграть с ЦСКА и команды НБА, с которыми армейцам в ближайшее время предстоит сразиться в товарищеском турнире…
– На самом деле не знал тогда точного ответа. Но и не мог заявить, все, мол, заканчиваю. Только сейчас, проанализировав ситуацию, понял: нужно заканчивать карьеру.
НАЗАД В БУДУЩЕЕ
– И все-таки, позвольте вспомнить ее самые яркие эпизоды. Не возражаете? Итак, в Торонто в 1994 году вы стали вице-чемпионом мира. В финале Россия уступила лишь непобедимой «Dream Team» – сборной США. Какие тогда были ощущения?
– У нас была действительно классная команда, мы были молодыми и хотели побед. Отличный тренер Сергей Белов. Мы жили одной идеей. Когда одолели в полуфинале хорватов, то поняли, что дело сделано.
– Вы так мечтали тогда сыграть против американцев в финале. Но Белов не выпустил вас на площадку. Несмотря на то что шансов обыграть США у России не было. Не держите на него зла?
– Что вы! Что было, то было, тогда я действительно очень хотел попробовать свои силы. Все-таки НБА считалась чем-то запредельным. Но на Олимпиаде-2000 в Сиднее мне удалось сыграть против американцев. Больше биться с ними у меня нет желания (смеется).
– А те нелегкие годы в ЦСКА? Помните? Не было звездных легионеров, не платили по три месяца зарплату, но играли и наводили ужас на всю Европу. Что только ни делали, чтобы вывести команду из строя! Вспомнить хотя бы знаменитое отравление в Греции перед матчем с «Олимпиакосом» в сезоне-1994/95, когда что-то подмешали в воду и почти вся команда оказалась в больнице…
– Если честно, не хотел бы о том случае говорить. Эту историю уже сто раз обсуждали. Тайна, покрытая мраком. «Олимпиакос» в тот год вложил в игроков столько денег. А тут мы их дома «прибили» – 30 очков! Видимо, греки решили не рисковать. В результате почти все ребята оказались в больнице. У некоторых от этой воды до сих пор проблемы со здоровьем. Не хочу никого обвинять. Но, когда приезжаю в Грецию, сразу вспоминается вкус той отравленной воды. Неприятные, скажу вам, ощущения.
– Но через год ЦСКА, круша всех на своем пути, все-таки вышел в «Финал четырех» и едва не преподнес сенсацию. Чего не хватило тогда команде Еремина?
– Да, мы здорово играли. И вполне могли бы выиграть турнир. Но греческий «Панатинаикос» приобрел в тот год специально под Евролигу одного из лучших баскетболистов НБА Доминика Уилкинса… Думаю, третье место в том сезоне тоже можно признать неплохим результатом.
ЗОЛОТО ВЫРВАЛИ ИЗ РУК
– 1997 год. Испания. Чемпионат Европы. Череда глупых ошибок, и выигранный матч в полуфинале с Италией заканчивается нелепым поражением. А ведь был шанс выиграть чемпионат…
– Я скажу так, уж лучше завоевать бронзу, чем проиграть в финале. Остаются более приятные ощущения. Поражение в решающем матче всегда болезненно воспринимается.
– Намекаете на 1998 год? В решающем поединке с югославами вы были впереди и проиграли из-за собственных ошибок на последних секундах.
– Да, вы правы. У России тогда был реальный шанс стать чемпионами мира. Но карты легли по-другому. Тот финал можно было назвать лотереей. Югам повезло больше.
– Помните, днем ранее в игре с США случился один из самых примечательных моментов в вашей карьере. Американцы за две минуты до конца ведут 10 очков. Россия защищается, а Сергей Бабков забивает один трехочковый за другим. От преимущества США остается только очко. Восемь секунд до конца. Вы у своего кольца получаете мяч, на секунду задумываетесь и летите к кольцу соперника! Фантастическая победа…
– Да, это было нечто. Россия вышла в финал, вот что было важно. Помню, когда мы с Васей Карасевым прощались со сборной, то в УСК ЦСКА на мониторах часто крутили видеоклип с этим проходом. По коже аж мурашки побежали.
– Но что вы почувствовали в тот момент на афинском паркете? Почему взяли все на себя?
– Установка Белова была пройти и отдать пас Бабкову. Американцы ждали этой скидки и буквально расступились передо мной. Когда я увидел, что проход открыт, понял: смогу беспрепятственно забить сам. После этого сразу побежал к Санычу (главному тренеру сборной России Сергею Белову. – Прим. ред.) и сказал: «Мы сделали это! Не зря мы пахали в Новогорске. Россия в финале». Чувства, конечно, обалденные. Это даже не уровень клуба. Это честь страны. Мы пребывали тогда в страшной эйфории. И тем больнее стало на следующий день, когда золото у нас югославы вырвали прямо из рук.
Я – СЛОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
– У вас много недругов. Кто-то недолюбливает, кто-то завидует. Почему?
– Я всегда поступал так, как считал нужным. Это многим не нравилось. Наверное, есть этакий стержень, который отсутствует у других.
– Вы сложный человек?
– Уж точно не простой. Простых людей обычно не замечают. Они вряд ли могут добиться в жизни больших результатов. Может быть, приходилось кого-то обижать, может быть, ошибаться. Но по-другому жить не получается. Распланировать все заранее нельзя. Ну а если кто-то на меня зол, то пусть скажет мне это в лицо, за ответом в карман не полезу.
– В свое время вы, армеец, перешли в «Урал-Грейт». Многие поспешили окрестить вас предателем. Мол, отправился в стан врага зарабатывать деньги.
– У болельщиков своя психология. Я доказывал своей игрой, что стою выше этого. Я уходил не из клуба ЦСКА, а из конкретной инфраструктуры. Считал, что у нее нет будущего, и оказался прав. Два раза в составе «Урал-Грейта» завоевывал золото чемпионата России. Спасибо Сергею Валентиновичу Кущенко. Шесть лет работы с ним принесли огромное удовольствие.
– Вас простили армейские болельщики?
– Кто-то да, кто-то нет. Но я вернулся в ЦСКА и опять выиграл чемпионат России, Кубок и наконец – Евролигу. Конечно, мне не очень приятно слышать в свой адрес всякие заявления. Считаю, что никого не предавал.
– С тех пор стали говорить, что там, где Панов, там успех. Согласны?
– Раз люди говорят, значит, правда (смеется). На самом деле всегда критически относился к себе. Если не шла игра, старался провести работу над ошибками, и на следующий день все получалось лучше.
ПОСТАРАЮСЬ, ЧТОБЫ ОБО МНЕ НЕ ЗАБЫЛИ
– Откуда у вас такой характер? Опаздываете из-за пробок на игру, получаете нагоняй от тренера Еремина и во второй половине матча становитесь самым результативным игроком… Или вам разбивают нос, выходите на следующий день с синяками и в составе «Урал-Грейта» в одиночку разрываете ЦСКА…
– Я с детства был таким. Когда тяжело, то нужно включить все ресурсы. У меня было много подобных матчей. Я горжусь, что после каждой игры мне было не стыдно посмотреть в глаза партнерам и тренерам. Надеюсь, что и сын мой, Егор, возьмет эти качества.
– Вы хотите стать тренером?
– Меня привлекает путь Жени Пашутина. Он поработал помощником у Ивковича и Мессины, выиграл международные соревнования молодежной сборной России и молодежным ЦСКА, теперь вот ассистирует Блатту в сборной. Что касается лично меня, то никто мне не делал предложений.
– В вашей коллекции 12 золотых медалей чемпионата России. Не хочется взять столько же в качестве тренера?
– Выигрывать хочется всегда. Дайте небольшую паузу. Нет смысла загадывать так далеко. Я постараюсь, чтобы баскетбольный мир обо мне не забыл.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей ПАНОВ
Родился 30 июня 1970 года.
Амплуа – форвард. Рост –
Карьера: 1991–1993 – «Спартак» (Санкт-Петербург), 1993/94 – «Елдыримспор» (Турция), 1994–2000 – ЦСКА (Москва), 2000–2002 – «Урал-Грейт» (Пермь), c 2002-го – ЦСКА (Москва).
Достижения: чемпион Евролиги (2005/06) в составе ЦСКА. 12-кратный чемпион России (десять раз в составе ЦСКА – 1994/95, 1995/96, 1996/97, 1997/98, 1998/99, 1999/00, 2002/03, 2003/04, 2004/05, 2005/06, два раза в составе «Урал-Грейта» – 2000/01, 2001/02). Двукратный обладатель Кубка России (2005, 2006) в составе ЦСКА. Двукратный чемпион NEBL (1999/2000 – в составе ЦСКА, 2000/01 – в составе «Урал-Грейта»).
Двукратный серебряный призер чемпионата мира (1994, 1998). Серебряный призер чемпионата Европы (1993). Бронзовый призер чемпионата Европы (1997).





